ОНЛАЙН СЕРВИСЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Четверг 15 августа 2024В связи с активным развитием и внедрением цифровых технологий в повседневную жизнь происходит переориентация с традиционных методов обучения английскому языку с помощью классических учебников на инновационные с помощью цифровых образовательных ресурсов, направленных на обучение разным аспектам языка. Мы все знаем, что технологии играют важную роль в процессе преподавания и обучения. Технологические инновации являются частью образования. Только инновации, имеющие прочную основу, выдержат испытание временем.
Автор: Яруллина Жанна Анатольевна
Место работы: НИУ «МЭИ», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Должность: старший преподаватель, кафедра иностранных языков
Автор: Копылова Наталья Александровна
Место работы: НИУ «МЭИ», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Должность: доцент, кафедра иностранных языков
Автор: Маракушина Галина Владимировна
Место работы: НИУ «МЭИ», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Должность: доцент, кафедра иностранных языков
Сегодня преподаватели сочетают цифровые средства с другими формами обучения. Как мы все знаем существует множество онлайн-ресурсов и мобильных приложений для обучения. Все эти ресурсы становятся отличной формой обучения. Платформы «Фабрика кроссвордов», Wordwall и WordArt превращают изучение лексики и пополнение словарного запаса в развлечение.
Преподаватели кафедры иностранных языков НИУ «МЭИ» применяют данные цифровые ресурсы для обучения студентов разных институтов МЭИ профессиональной иноязычной лексике. Платформа «Фабрика кроссвордов» позволяет составить и сгенерировать кроссворд онлайн, а также, используя данный сервис, можно разгадывать кроссворды, созданные другими пользователями сайта. Для того, чтобы сгенерировать кроссворд автоматически по списку слов, необходимо нажать кнопку «сгенерировать», находящуюся под сеткой кроссворда. Справа появится белое поле для ввода слов (не более 100), которые должны войти в кроссворд. Количество вошедших слов, то, как они должны пересекаться и насколько плотно располагаться зависит от размера сетки кроссворда и дополнительных настроек «красивый…компактный». После определения всех настроек необходимо нажать кнопку «готово». Чтобы дать определение словам следует нажать на слово из сетки кроссворда и в появившемся справа меню «Определение» ввести вопрос или определение для выбранного слова. Для удаления слова из кроссворда необходимо его выделить и нажать кнопку «удалить», а для увеличения или уменьшения сетки кроссворда можно использовать стрелки, находящиеся справа и снизу сетки. Далее при помощи соответствующей кнопки можно сохранить кроссворд. При сохранении кроссворда автор получает ссылку, которой можно поделиться для дальнейшей работы с ним. Сервис позволяет просматривать статистику разгадывания кроссвордов после их открытия. Кроссворды, созданные на данной платформе, также можно скачать в формате Word в случае, если необходима печатная версия для работы.
Еще одним сервисом, который используют преподаватели кафедры иностранных языков МЭИ для обучения студентов профессиональной иноязычной лексике, является Wordwall. С помощью данного сервиса можно создавать как цифровые, интерактивные учебные материалы, так и печатные. На сервисе представлено 18 шаблонов, с помощью которых можно разработать учебные материалы. Для создания своих собственных учебных материалов на данной платформе, необходимо пройти регистрацию. После регистрации становятся доступными шаблоны и функции создания учебных заданий. При разработке заданий на освоение лексических единиц профессиональной направленности преподаватели кафедры используют следующие шаблоны: «Сопоставление», «Расшифровать», «Диаграмма с этикетками», «Случайные карты», «Случайное колесо», «Анаграмма», «Составление пар», «Виселица», «Кроссворд». Создание задания происходит в три этапа: выбор шаблона, наполнение содержанием и вывод задания на экран или использование печатной версии задания. На примере шаблона «Сопоставить» рассмотрим алгоритм создания задания на отработку лексики. Открыв шаблон, пользователю предоставляется возможность начать заполнять его необходимым контентом. Сначала вводится заголовок занятия (информация, необходимая для удобной идентификации задания, например тема, номер задания или урока, ключевые слова и т.д.). Следующая часть посвящена наполнению содержанием непосредственно самого упражнения. В шаблоне «Сопоставить» задание представлено в виде двух столбцов: ключевое слово и определение согласования. В столбец «Определение согласования» вносится определение слова, пример предложения или предложение, в которое необходимо внести соответствующую лексическую единицу, либо заменить уже имеющую на лексическую единицу из активного словаря, а в столбец «Ключевое слово» необходимо внести саму лексическую единицу, ответ. Подготовив задание, его можно внедрить на сайт или отправить ссылкой студентам. После получения ссылки студенты выполняют интерактивное задание. Результат автоматически отражается во вкладке «Результаты» на главной странице автора. Сайт дает возможность просмотреть количество выполнивших задание, средний балл успеваемости, а также представляет таблицу результатов на каждого студента.
Еще одним плюсом работы с данным сервисом является возможность пользоваться многочисленными готовыми заданиями своих коллег. Чтобы найти подходящий под конкретную тему ресурс, необходимо выполнить четыре простых шага:
- открыть главную страницу сайта
- выбрать вкладку «Сообщество»
- в поиске ввести тему (например: Infinitives)
- воспроизвести задание на компьютере.
Для обучения профессиональной иноязычной лексике студентов технического вуза преподаватели кафедры иностранных языков НИУ «МЭИ» также используют технологию «Облако слов». Для создания заданий с помощью данной технологии наиболее популярным сервисом является WordArt. Это онлайн-генератор облаков слов, который позволяет с легкостью создавать удивительные и уникальные облака слов. Облако слов – это визуальное представление текста, которое придает более высокий рейтинг словам, которые появляются чаще. Возможности использования «облака слов» в обучении английскому языку достаточно разнообразны (в облако можно записать тему урока, которую необходимо определить обучающимся, попросить найти в облаке слова определенной тематики, составить предложения, используя слова, записанные в облаке и т.д.). Преподаватели кафедры используют данный ресурс для создания облаков слов для освоения лексических единиц специализированной тематической направленности по профилю подготовки студентов. Для использования платформы WordArt необходимо сначала на ней зарегистрироваться. Чтобы создать облако слов нужно нажать на кнопку «create», ввести слова, выполнить необходимые настройки (выбрать форму облака из предложенных шаблонов или загрузить картинку, из которой шаблон будет сгенерирован автоматически, выбрать шрифт и расположение слов, подобрать стиль, используя различные цвета), нажать кнопку «visualize» и загрузить или поделиться созданным облаком. Ниже приводим примеры облаков слов, разработанных преподавателями кафедры иностранных языков НИУ «МЭИ» для студентов, обучающихся по техническому и экономическому направлениям.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение цифровых ресурсов для обучения профессиональной иноязычной лексике делает учебный процесс интерактивным и более интересным, повышает мотивацию студентов к изучению английского языка в непрофильном вузе. Хотя кроссворды не являются обязательным элементом в образовании, они обладают рядом преимуществ в обучении лексике. У обучающегося развиваются познавательные способности, увеличивается словарный запас и улучшается правописание. Вовлеченность в игровую деятельность способствует положительному эмоциональному настрою и вызывает желание изучать материал. Применение Wordwall и WordArt в процессе обучения студентов профессиональной иноязычной лексике способствует развитию интереса и повышению эффективности запоминания учебного материала, что в свою очередь повышает уровень знаний необходимых для развития личности обучающегося. Интерактивность, понимание определений, визуализация лексических единиц определяет преимущества применения данных сервисов в процессе обучения студентов профессиональной иноязычной лексике. Цифровые ресурсы помогают преподавателям разнообразить процесс обучения, способствуют повышению мотивации обучающихся и формируют необходимые условия для развития интереса к изучению материала.