«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ЛЕТНЕЕ ЧТЕНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Четверг 17 октября 2024

По убеждению В.А. Сухомлинского, «чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» [1, с. 267]. Через глубокое понимание и эмоциональное отношение к прочитанному происходит развитие личности – нравственное, эстетическое, интеллектуальное, речевое [2, с. 5-6].

Автор: Абдрашитова Дарья Сергеевна
Место работы: МОБУ «СОШ «Бугровский Центр Образования № 2»
Должность: учитель английского языка

Именно поэтому повышенное внимание к проблеме обучения школьников смысловому чтению неслучайно и определяется ролью чтения в современном обществе.

Показателем сформированности умений смыслового чтения выступает читательская грамотность, определяемая как «способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества» [3]. Уточним, что понимание текста, являющееся целью смыслового чтения, — сложный  и творческий процесс, заключающийся в «интерпретации и реконструкции изначального смысла текста» [4, с. 767]. Таким образом, одним из главных критериев уровня умения чтения является полнота понимания текста. Г.С. Ковалева и  Э.А. Красновский выделили ряд умений, свидетельствующих о достаточно полном понимании текста. К данным умениям относятся общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации, интерпретация текста и рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка [3].

В настоящее время ряд ученых отмечает, что имеет место кризис чтения, а читательская грамотность современного школьника находится на низком уровне.  Причин сложившейся ситуации может быть несколько, но одна из основных – это угасание интереса к чтению как способу организации досуга и к книге как источнику информации и знаний.

Современная школа,  в том числе современные образовательные стандарты и программы предлагают ряд инструментов для формирования читательской грамотности, которые могут быть успешно реализованы через содержание учебных предметов, ведь основная черта большинства учебных дисциплин – текстоцентризм. Предметная область «Иностранный язык»  не является исключением. Более того, именно уроки иностранного языка обладают немалым потенциалом в формировании и совершенствовании читательской грамотности.  Особую роль в решении данных задач можно отвести внеклассному чтению. А именно урокам домашнего чтения и летнему чтению на английском языке. И если аспекты организации уроков домашнего чтения освещены довольно подробно, то вопросы организации летнего чтения остаются на повестке, так как имеют ряд особенностей.

В первую очередь отметим, что летнее чтение является экстенсивным чтением.  В словаре «Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics» (авт. Дж.Ричадс и Ричард Шмидт) экстенсивное чтение определяется как «reading to gain a general understanding of what is read and intended to develop good reading habits, to encourage a liking for reading» [5, с. 212]. То есть цель такого чтения, во-первых, – общее понимание текста и  его интерпретация, а также формирование читательского вкуса и позитивного отношения к чтению в целом. Рассмотрим основные аспекты организации летнего чтения на английском языке. Итак, первый вопрос, который возникает перед учителем, планирующим организовать для обучающихся летнее чтение на английском языке, — какую книгу или произведение предложить. Или может быть, право выбора стоит предоставить будущим читателям? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим задачи, которые могут быть решены в рамках летнего чтения как инструмента формирования читательской грамотности:

  • расширение кругозора;
  • формирование читательского вкуса;
  • знакомство с доступными в языковом отношении образцами поэзии и прозы стран изучаемого языка;
  • совершенствование умения выражать свое отношение к прочитанному;
  • совершенствование умения оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
  • совершенствование умения находить доводы в защиту своей точки зрения;
  • совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Таким образом, основными аспектами, на которые следует обратить внимание при выборе материала для летнего чтения – это возраст обучающихся, их интересы, уровень владения языком. В связи с этим оставить право выбора обучающимся – не самая хорошая идея, по крайней мере в период начальной и средней школы, ведь обучающиеся могут не рассчитать свои силы и не учесть факт, что произведение, которое им приглянулось, может не соответствовать их языковым возможностям, а проблематика возрасту. Ведь усложнение языкового уровня, как правило, коррелирует с усложнением проблематики. Более того, одно и то же произведение может соответствовать разным языковым уровням у разных издательств.  

Что же касается интересов обучающихся, то можно предлагать варианты на выбор. Например, романы Джейн Остен «Гордость и предубеждения» или Шарлотты Бронте «Грозовой перевал» — прекрасные образцы английской литературы, но в силу своей проблематики они вряд ли по-настоящему заинтересует молодых людей, которым можно предложить познакомиться с приключенческим романом. 

Еще одна проблема, которая может возникнуть при выборе литературы для летнего чтения, —  это на что же обратить внимание: на классику или современную литературу? На наш взгляд, целесообразно предлагать познакомиться с образцами классической литературы, так как именно они представляют ценность как в художественном, так и в языковом плане. Именно через знакомство с классической литературой начинается формирование литературного вкуса, эстетическое воспитание обучающихся.

Еще одним фактором в выборе книги для чтения может быть связь проблематики произведения с темами, которые рассматривались в рамках основного курса. Обратимся к учебнику “Spotlight” для 6 класса. В рамках раздела Across the Curriculum (Literature)  учащимся предложено познакомиться с отрывком из произведения Льюиса  Кэрролла «Алиса в стране в чудес».  Но уже в книге для чтения в рамках УМК данное произведение представлено в полном объеме. Так материал, рассмотрение которого предполагалось в рамках учебника, нашел продолжение в курсе внеклассного чтения. Или, например,   Федеральная рабочая программа для 6 класса предусматривает работу с темой «Взаимоотношения человека и природы». И в рамках учебника «Starlight 6» рассматривался раздел «Global Problems» в том числе проблема исчезающих животных, взаимоотношения человека и природы. С этой точки зрения продуктивным будет знакомство обучающихся с повестью Джека Лондона «Белый клык», в которой рассматривается данная проблема.  

Также можно задуматься: что лучше – сборник рассказов или полноценное художественное произведение? На наш взгляд, летнее чтение – это прекрасная возможность погрузиться в более крупное по объему произведение. В то время как рассказы больше подходят для уроков домашнего чтения, когда прочтение более крупных литературных форм представляет сложность для учащихся с точки зрения временных ресурсов. Уточним, что УМК «Spotlight» включает подборку книг для чтения с 5 по 11 класс:  «Jack and the Beanstalk» (5 класс), «Alice’s Adventures in Wonderland» by L. Carrol (6 класс), «Peter Pan» by J. Barrie (7 класс), «The Canterville Ghost» by O. Wilde (8 класс), «Pygmalion» by B/Shaw (9 класс), «Merchant of Venice» (10 класс), «Hamlet» (11 класс) by W. Shakespeare. Данные книги в полной мере соответствуют тем требованиям к выбору литературы для летнего чтения, о которых мы упоминали ранее. Итак, книга для летнего чтения выбрана. Следующий этап в организации летнего чтения – это создание мотивации, ведь чтение – это познавательная деятельность, а основной элемент любой деятельности – это мотивация. На наш взгляд, беспроигрышным инструментом создания мотивационной атмосферы для знакомства с книгой  является  представление учащимся экранизации выбранного произведения. Отметим, что практически все произведения классической английской и американской литературы были экранизированы. По большому счету не важно, на каком языке будет представлена экранизация: на русском или на английском. Главное – заинтересовать обучающихся, познакомить их с сюжетом и проблематикой произведения, рекомендованного для летнего чтения.

Также важным аспектом формирования мотивации к летнему чтению  является снятие трудностей. Как правило, приступая к работе над материалом для чтения на уроке английского языка, мы говорим о снятии лексических трудностей. В случае с летним чтением речь идет о снятии культурологических трудностей, ведь в рамках летнего чтения ребята работают с текстом самостоятельно и задача учителя – попытаться обеспечить максимальное понимание прочитанного.  Обратимся к книгам для чтения, представленным в УМК «Spotlight». В качестве примера рассмотрим книгу для чтения в 7 классе  «Peter Pan» by J. Barrie. Перед чтением самого произведения учащимся предложено познакомиться с краткой биографией автора, историей создания произведения, сюжетом, а также с основными персонажами истории. Довольно часто, если действие выбранной книги для чтения, охватывает определенный знаковый исторический период, то учителю необходимо провести с учащимися экскурс в историю и дать комментарии. Краткая историческая справка представлена в книге для чтения «Merchant of Venice» by W. Shakespeare (10 класс). В целом же, знакомство с широким литературно-историческим контекстом готовит будущих читателей к правильному восприятию произведения.  Уточним, что в снятии лексических трудностей при подготовке обучающихся к летнему чтению нет необходимости, так как книги для чтения снабжены глоссарием (Reader for Spotlight 6 «Alice’s Adventures in Wonderland»), иллюстрированным словарем (Reader for Spotlight 7 «Peter Pan») или же англо-русский словарем (Reader for Spotlight 8 «The Canterville Ghost»). Таким образом,  в случае возникновения сложностей с пониманием значения той или иной лексической единицы учащиеся могут обратиться за помощью к справочному материалу. Следующий аспект, на который нужно обратить внимание – это послетекстовые задания. И в случае с летним чтением, эти задания должны быть направлены на интерпретацию текста, на критическое осмысление прочитанного. На наш взгляд, довольно результативным инструментом в решении данной задачи может быть читательский дневник, заполняя который ребята должны ответить на следующие вопросы:

  • What’s the title of the book you are reading now?
  • Who’s the author of the story?
  • What’s the genre of the book?
  • What character do you like best? Why?
  • What’s the main idea of the book?
  • What’s your opinion of the book? Why?

Вопросы довольно простые, но именно ответы на них (их полнота, глубина) будут отражать степень понимания обучающимися прочитанного произведения и их умение дать оценку прочитанному. При необходимости можно предложить обучающимся опорные фразы, которыми они могут пользоваться в процессе ответа на вопросы.  Немаловажно подготовить ряд заданий или вопросов, направленных на проверку понимания именно проблематики текста. В книгах для чтения к УМК Spotlight  такие задания находятся в разделе Final Comprehension Quiz.  Так, в книге для чтения “Peter Pan” в качестве итоговых заданий, направленных на контроль понимания прочитанного представлены проблемные и творческие вопросы (Would you like to visit the place like the Neverland? Why (not)? Can you think of another title for the story?  Imagine you are Peter Pan. What would your Neverland be like?), а также небольшое проектное задание (Imagine that the story takes place today. Write a modern story about Peter Pan). Все задания выполняются в читательском дневнике, который ребята сдадут учителю.

Когда же летние каникулы закончатся, и ребята приступят к занятиям, целесообразно организовать итоговое занятие, на котором будут подведены итоги летнего чтения. Для начала обучающимся можно предложить небольшой тест на знание фактического содержания прочитанного (можно устроить небольшое соревнование между группами), а затем предложить ребятам представить свои проектные работы.  В завершении в формате круглого стола ребята могут поделиться впечатлениями от прочитанного.  Если в летнем чтении принимают участие разные классы и параллели (то есть за лето прочитаны различные произведения), интересно будет организовать общешкольное мероприятие. Например, фестиваль или конкурс буктрейлеров. Таким образом, мы рассмотрели основные аспекты организации летнего чтения на английском языке и его потенциала в формировании читательской грамотности обучающихся. Очевидно, что при правильном подходе и подготовке со стороны учителя летнее чтение является прекрасным вариантом досуга в каникулярное время и способствует не только совершенствованию лексических навыков, но и умению размышлять над прочитанным, то есть интерпретировать текст.

Литература

  1. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. / В. А. Сухомлинский. Киев: Изд-во «Радянська школа», 1977. 384 с.
  2. Браже, Т.Г. О литературе в школе. Книга для учителя. / Т.Г. Браже. СПб.: Издательский дом «МИРС», 2008. 394 с.
  3. Ковалева, Г.С., Красновский, Э.А. Новый взгляд на грамотность /  Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский / Русский язык: изд. дом. «Первое сентября». URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200501401 (дата обращения 23.03.2013).
  4. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицанова. Мн:Книжный дом, 2003. 1280 с.
  5. Jack C. Richards, Richard Schmidt. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics. – Pearson Education Limited, 2010. – 644 p.

Комментарии закрыты.