«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ КОЛОМНЫ. РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СТАНОВЛЕНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЕЙ

Четверг 3 октября 2024

В современной быстроменяющейся жизни зачастую многочисленные конференции и статьи посвящены тому, как должен работать педагог, какие требования необходимо выполнять, каких результатов важно достичь в работе с детьми. К сожалению, не всегда в этом информационном потоке уделяется внимание тем, кто «стоит за кадром», тем людям, которые организуют и проводят эти мероприятия, оказывают методическую помощь и организационное содействие учителям в их важном труде, направляют молодых учителей и способствуют распространению опыта.

Авторы:

  1. Мухорина Наталья Борисовна, к.п.н, директор МБУ ДПО УМЦ «Коломна»
  2. Безыкорнова Любовь Александровна, методист
  3. Белова Наталья Гарьевна, начальник отдела
  4. Беркаусова Ирина Валерьевна, методист
  5. Булгакова Елена Вячеславовна, методист
  6. Гущина Наталия Геннадьевна, секретарь-машинистка
  7. Козловский Анатолий Иванович, методист
  8. Краснова Анна Михайловна, начальник отдела
  1. Курякова Елена Сергеевна, заместитель директора
  2. Мулярчук Юлия Владимировна, методист
  3. Покидова Анастасия Дмитриевна, методист
  4. Пригоровская Галина Витальевна, методист
  5. Романова Светлана Викторовна, методист
  6. Чехонина Елена Викторовна, методист
  7. Штейн Светлана Алексеевна, методист

Место работы: МБУ ДПО УМЦ «Коломна»

Именно поэтому сегодня хотелось бы поговорить о работе методистов, которые:

— изучают нормативную документацию и преподносят ее в простом, понятном виде учителям «на местах»;

— анализируют дефициты учителей и учеников в предметных областях и проводят работу по их ликвидации;

— организуют и сопровождают выполнение различных проектов – от муниципальных до Федеральных.

Задача любой методической службы состоит в том, чтобы, отвечая государственному заказу и выполняя поручения Министерств, помочь педагогам в реализации заявленных требований и достижении поставленных целей. Наше Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр «Коломна» (МБУ ДПО УМЦ «Коломна») не исключение. Проведенный в марте 2024 г. Региональный мониторинг муниципальных методических служб доказал, что мы работаем эффективно и качественно — 9 место из 60 округов МО. Центр осуществляет работу по множеству направлений, в первую очередь – это работа городских методических объединений по предметам и актуальным направлениям:

Методическое сопровождение педагогов – приоритетное направление работы нашей методической службы. Алгоритм ее таков:

  1. участие педагогов в исследовании профессиональных компетенций — современном способе стимулирования и оценки профессионального развития педагогических работников;
  2. освоение педагогами индивидуальных образовательных маршрутов с целью снижения уровня профессиональных дефицитов;
  3. прохождение программ повышения квалификации, рекомендованных в индивидуальных образовательных маршрутах;
  4. участие в конкурсах профессионального мастерства с целью распространения опыта и демонстрации своих профессиональных достижений;
  5. выход на аттестацию с целью повышения квалификационной категории либо подтверждения ранее полученной.

Отметим, что региональное исследование компетенций учителей (РИКУ) является показателем качества муниципальной системы образования:

Уровни проф. компетенцийКол-во педагогов, участвовавших в РИКУКомментарий
2022-2023 уч.г.2023-2024 уч.г.
Недопустимый188 / 29 %97 / 21 %сокращение недопустимых и базовых показателей
Базовый367 / 56,8 %223 / 48,49%
Повышенный87 / 13,5%101 / 22 %стабильный рост повышенного и экспертного уровней
Высокий4 / 0,62%39  / 8,48%

Участие педагогов в РИКУ позволяет сформулировать профессиональные дефициты. Эти данные используются при составлении годового плана нашей работы и проектировании программ повышения квалификации педагогов, которые помогают преодолеть узкопредметные профессиональные дефициты педагогов (МБУ ДПО УМЦ «Коломна» имеет лицензию на реализацию дополнительных программ ПК, самостоятельно их разрабатывает и реализует).

Следующим важным направлением работы Центра является сопровождение аттестации педагогических работников городского округа. Для работников любой сферы аттестация является одним из инструментов кадровой политики, отражающей современные тенденции, механизмом, обеспечивающим развитие через стимулирование профессионального роста сотрудников, достижение качества и продуктивных результатов. Квалификационная категория педагога демонстрирует уровень его профессиональных возможностей и является гарантом качественного образования. Нагляднее всего работа Центра в этом направлении может быть представлена цифрами:

Квалификационные категории2021-2022 уч. год2022-2023 уч. год2023-2024 уч. год
Первая КК191175174
Высшая КК356399452
Педагог-наставник
(введена с 01.09.24г.)
1

Конкурсы профессионального мастерства можно рассматривать как один из этапов повышения профессионализма педагогов, который позволяет им заявить о себе широкой общественности и распространить опыт своей работы. Проведение конкурсов способствует эффективному развитию муниципальной системы образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию учебных дисциплин и воспитанию детей. Сотрудники МБУ ДПО УМЦ «Коломна» ежегодно организуют и проводят муниципальные этапы значимых Федеральных и Региональных конкурсов («Педагогический дебют» и «Открытие-2024», «Учитель года России» и «Воспитатель года России», «Воспитать человека» и «Сердце отдаю детям», «Учитель здоровья» и «Учитель-дефектолог», «Лучший учитель предметник и лучший учитель начальных классов» и «За нравственный подвиг учителя»), сопровождают победителей, принимающих участие в дальнейших состязаниях. Отметим, что данное сопровождение крайне результативно: наши педагоги становятся не только призерами, лауреатами и победителями, но и завоевывают специальные призы жюри:

 2021-2022 уч. год2022-2023 уч. год2023-2024 уч. год
 Результаты участия в областных этапах конкурсов
участник224
финалист113
призер311
победитель121
 Результаты участия во Всероссийских конкурсах
победитель121

В 2023-2024 учебном году сотрудниками Центра были проведены 60 мероприятий для 84 педагогов в данном направлении — консультации, конкурсные испытания,  заседания жюри, работа экспертных групп по анализу конкурсных материалов, индивидуальная работа с конкурсантами Регионального и Федерального этапов конкурсов. Отметим, что методисты также часто выступают в качестве членов жюри Региональных и Федеральных профессиональных конкурсов — «Открытие-2024», «Воспитатель года России», «Воспитать человека» и «Сердце отдаю детям».

Механизм реализации государственной политики и управления в сфере общего образования предполагает активное изменение школы как социального института. «Школа Минпросвещения России», «Эффективная начальная школа», «Школа полного дня», «Опорная школа – обновленные ФГОС» — проекты, в которые включаются образовательные организации муниципалитета. Единая цель данных проектов – «справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребенка в соответствии с его интересами и способностями, причем независимо от того, где он живет, в городе или деревне, в Москве иди любом другом регионе страны» (В.В.Путин, Президент РФ, выступление на заседании президиума Госсовета, посвященном улучшению качества образования). МБУ ДПО УМЦ «Коломна» оказывает методическое сопровождение этой деятельности. За прошлый учебный год были проведены:

— 6 совещаний для директоров; 

— 8 совещаний для заместителей директоров;

— 4 совещания зам.директоров по дошкольному образованию;

— 34 семинара, методических практикума, консультаций на базе ОО;

— 4 мероприятия по сопровождению и реализации программы воспитания;

— 24 мероприятия в рамках работы в территориальных объединениях по реализации программы воспитания в ДОО.

Результат работы:

3 место в рейтинге Московской области по проекту «Школа Минпросвещения России»: 71% ОО показали высокий уровень;

— присвоение Центру статуса ресурсного центра по внедрению педагогических СТЕМ-технологий в работу с дошкольными отделениями ОО;

— присвоение статуса зональной опорной площади по проекту «Предшкола»; — рост результативности по участию Чемпионате по профессиональному мастерству «Профессионалы» (до 2022 г. – Worldskills):

ГодКол-во участников
Всероссийского этапа
Количество призеров
Всероссийского этапа
2021-202221
2022-202352
2023-202475

Сотрудники Центра не только организуют работу в рамках Федеральных и Региональных проектов, но и реализуют идеи на муниципальном уровне: — ежегодный проект в дошкольном образовании в 2023-2024 учебном году проходил под общей темой «С любовью к Родине». В рамках проекта состоялись мероприятия, в которые были вовлечены 1640 детей и родителей, марафон видеороликов в социальных сетях «Дети о родном городе» заинтересовал 234 дошкольника, а в музыкально – литературных фестивалях участие приняли 820 человек!

— ежегодный проект педагогов иностранных языков также был посвящен патриотической тематике. Весь год учителя английского языка работали над сборником учебных материалов по теме «Outstanding People. The past and the present of Kolomna». Сборник опубликован Центром Лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение» в журнале «Просвещение. Иностранные языки». Отметим, что это уже восьмой (!!!) сборник, выпускаемый городским методическим объединением учителей иностранных языков:

Еще одним приоритетным направлением работы МБУ ДПО УМЦ «Коломна» является выявление и сопровождение одаренных обучающихся. Ежегодно сотрудники Центра организуют как муниципальные этапы Федеральных конкурсов, так и разрабатывают свои, проводят методические встречи с педагогами по подготовке к олимпиадам различного уровня и готовят обучающихся. Конкурсов и олимпиад, проводимых сотрудниками Центра достаточно много. Сегодня расскажем о результативности в «Перечневых» мероприятиях, победителей и призёров которых включают в Государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности:

1) Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) — самое масштабное интеллектуальное соревнование среди школьников, которая проходит по 24-м общеобразовательным предметам для учащихся 4–11-х классов в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. В муниципалитете создана система методического сопровождения, которая позволяет школьникам достигать высокого уровня в олимпиадном движении.
В октябре 2023 года была создана муниципальная школа «Олимпик.Ум» по подготовке к региональному этапу ВсОШ. Были определены 7 базовых школ и 20 тренеров из числа наиболее результативных в предыдущие годы учителей по 12 предметам. Данная системная работа в 2023-2024 учебном году дала свои результаты: Г.о.Коломна вошел в ТОП-5 округов по приросту числа победителей и призеров регионального этапа ВсОШ в сравнении с 2022-2023 учебным годом:

годМуниципальный этап
участникипризерыпобедители
2022-202375792390513
2023-202477012364542
годРегиональный этап
участникипризерыпобедители
2022-202339517731
2023-202462123647
годЗаключительный этап
участникипризерыпобедители
2022-2023504
2023-202419110

2) Подмосковная олимпиада школьников (ПОШ) — интеллектуальное соревнование для школьников 5-11 классов по 24 общеобразовательным предметам, организатором которого является Министерство образования Московской области. Олимпиада включает в себя два тура: муниципальный дистанционный (отборочный тур без присуждения статусов) и региональный очный.
Итоги участия коломенских школьников в ПОШ за 2022, 2023 и 2024 года:

ЭтапПриняли участие
Муниципальный202220232024
678188499923
Региональный155257312
ЭтапПобедителиПризеры
Муниципальный202220232024202220232024
статус не присуждается
Региональный141340253646

3) Цикл Всероссийских онлайн олимпиад по страноведению «Patriae Studiis» организуется и проводится МБУ ДПО УМЦ «Коломна» с 2016 года.
За эти годы Олимпиада прошла путь от муниципальной до «Перечневой», став одной из самых масштабных и приоритетных интеллектуальных соревнований в сфере преподавания и изучения страноведения, развития социокультурной компетенции обучающихся. Олимпиада уже несколько лет входит в Перечень Министерства Просвещения РФ наряду с вышеуказанными ВсОШ и ПОШ, а участие в ней принимают школьники из 81 субъекта РФ.

Партнерами МБУ ДПО УМЦ «Коломна» в области разработки заданий для олимпиады текущего учебного года стали Институт иностранных языков МГПУ и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва), Школа иностранных языков. Информационный партнер, которому мы всегда благодарны за содействие, – Центр лингвистического образования ГК «Издательство «Просвещение». Олимпиада включает в себя 2 блока: «Страноведение» и «Рождественские традиции». Отметим, что олимпиада проходит по разным языкам: английский, французский, немецкий. В текущем учебном году появился также и китайский.

Количество обучающихся, включенных в Реестр2022-2023
Г.о. КоломнаВсего по РФ
Блок «Рождественские традиции»1114
Блок «Страноведение»1227
ИТОГО:2341
Количество обучающихся, включенных в Реестр2023-2024
Г.о. КоломнаВсего по РФ
Блок «Рождественские традиции»4358
Блок «Страноведение»5993
ИТОГО:102151

Регулярно собираемая обратная связь от педагогов, участников и родителей, говорит о том, что формат Олимпиады, задания и тематика очень востребованы и интересны. Особенно радует то, что многие участвуют несколько лет подряд. Приведем некоторые отзывы педагогов и родителей, чьи дети уже не первый год принимают активное участие:


Замечательная олимпиада, дети участвуют с удовольствием. Задания по страноведению очень важны для расширения социокультурной компетенции, подобные задания представляют достаточно большие затруднения при выполнении заданий Всероссийской олимпиады школьников. Олимпиада по страноведению — прекрасная возможность прокачать лингвострановедение!
(Тарловская Елена Анатольевна, учитель)


Онлайн олимпиада по страноведению англоговорящих стран имеет несколько важных аспектов:
1. Продвижение культурного обмена: Олимпиада дает возможность участникам из разных стран углубить свои знания о культуре, истории и традициях англоговорящих стран. Это способствует укреплению связей между людьми различных культур и стран.
2. Развитие межкультурного понимания: Олимпиада способствует расширению горизонтов участников и позволяет им узнать о различиях и сходствах в культуре, языке и обычаях англоговорящих стран. Это помогает развить у них толерантное и открытое отношение к другим культурам.
3. Улучшение языковых навыков: Олимпиада стимулирует участников улучшить свои навыки в английском языке. Участники будут вынуждены использовать английский язык для изучения материалов о странах, подготовки к соревнованиям и коммуникации с другими участниками.
4. Повышение глобальной осведомленности: Олимпиада помогает участникам получить более полное представление о странах, их истории, культуре, политической системе, экономике и других аспектах. Это развивает их глобальную осведомленность, что важно в современном мире, где все более расплывается граница между странами и культурами.
5. Поддержка образования: Олимпиада по страноведению предоставляет возможность участникам углубить свои знания о странах и стать экспертами в этой области. Данное мероприятие также может поощрять интерес учащихся к изучению географии, истории и культуры англоговорящих стран.
Таким образом, онлайн олимпиада по страноведению англоговорящих стран важна с точки зрения культурного обмена, развития межкультурного понимания, повышения языковых навыков, глобальной осведомленности и поддержки образования.

(Фоменко Татьяна Андреевна, учитель, мама)


Спасибо большое от всех деток МБОУ «ШКОЛА №6 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ» за проведение таких мероприятий! Особенно ценно то, что можно принять участие дистанционно! Со всех уголков страны! Особенно это важно для детей и педагогов их новых регионов России! Мира, добра, успехов в Новом году!
(Емельянова Мария Эдуардовна, мама)


Ваши олимпиады повышают уровень знаний иностранного языка. Ребёнок всегда с нетерпением ждёт их.
(Панфилова Юлия Игоревна, мама)


Выражаю огромную благодарность организаторам данного мероприятия. Очень качественный и познавательный материал. Ребятам очень понравилось и мы решили, что обязательно примем участие в следующем году и постараемся победить и выйти в финал.
(Котлярова Екатерина Викторовна, учитель)


Выражаю огромную благодарность Покидовой Анастасии Дмитриевне от лица детей-участников и их родителей за предоставленную возможность дистанционно принять участие в столь значимом и ответственном мероприятии на иностранном языке для обучающихся младшей возрастной группы. Дети отмечают чёткую и грамотно продуманную процедуру участия, 100% гарантирующую доступность, открытость и объективность судейства. По завершении финальной части олимпиады каждый ученик изъявил уверенное желание продолжить изучение традиций и обычаев англо-говорящих стран; определил для себя вопросы, требующие глубокого и/или дополнительного изучения; с радостью сообщили об обязательном дальнейшем участии в подобного формата и не только мероприятиях на иностранном языке, т.к. считают иностранные языки своим любимым предметом и благодарны Покидовой А.Д. за её подвижническую деятельность в популяризации языкознания среди младших школьников.
(Захарова Наталья Анатольевна, учитель)


Еще больше отзывов вы можете прочитать тут.

Необходимо также отметить, что проведение данной Олимпиады полностью отвечает всем стандартам иноязычного образования в РФ. Согласно Информационно-методическому письму об особенностях преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в 2024/2025 учебном году: «Изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли иностранного языка как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует общему речевому развитию обучающихся, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора». Более того, выполняя задания на отборочном этапе, школьники демонстрируют уровень развития не только своей читательской компетенции, но и метапредметные навыки – поиск и обработка информации, анализ и принятие решений.

Регулярное участие в Олимпиаде позитивно сказывается на развитии социокультурной (межкультурной) компетенции – ученики получают возможность приобщиться к культуре, традициям стран (страны) изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям.

Нельзя не сказать о том, что эта олимпиада дает педагогу:

— возможность включения в состав организационного комитета по разработке заданий Федерального мероприятия;

— высокие баллы при прохождении аттестации как за результаты обучающихся, так и за составление заданий;

— дополнительные баллы при подаче заявки на присуждение премий.

Познакомиться с мероприятием ближе можно на сайте и в группе VK – уже 21.10.2024 г. мы начинаем новый сезон!

Сотрудники МБУ ДПО УМЦ «Коломна», являясь членами экспертных групп по проверке письменных работ ОГЭ и ЕГЭ по 8 предметам, ежегодно обеспечивают  методическое сопровождение учителей 9-х и 11-х классов в вопросах организации эффективной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. За прошлый учебный год были проведены 12 встреч с 438 учителями, а обучающие семинары по подготовке к итоговому сочинению (11 класс) и итоговому собеседованию (9 класс) посетили 240 учителей! Данная работа повышает результативность прохождения школьниками ГИА, что наглядно показывают результаты кампании ГИА 2024 г.:

— получено 30 стобалльных результатов по 7 предметам, что, по статистике Управления образования Администрации Г.о. Коломна, является лучшим результатом с момента проведения ЕГЭ;

— средний балл по предметам выше областного.

Рассказывать об интересной, творческой, разносторонней работе коллег можно бесконечно, ведь за годы существования Центра накоплен богатый опыт сопровождения педагогов и проектов, многократно представленный на конференциях разного уровня. У нас есть свои традиции и методические проекты, которые гармонично воплощаются в жизнь параллельно с инновациями системы образования в целом. Неизменно одно – центральной фигурой нашей работы является Учитель, его профессиональное становление и развитие, его продвижение по карьерной лестнице, раскрытие и реализация творческого потенциала!

Комментарии закрыты.