ОБУЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНОМУ АУДИРОВАНИЮ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО УМК «SPOTLIGHT»)
Автор: Елена ТИХОМИРОВА | Рубрика: ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ Вторник 8 октября 2024Аудирование – аспект изучения языка, ведущий к решению коммуникативной задачи. Зачастую именно раздел Аудирование вызывает сложности при сдаче ЕГЭ и является барьером в изучении языка. Причиной тому недостаток практики, мотивирующей среды и достаточного количества тренировочных упражнений. Опыт работы по УМК «Spotlight» показывает, что подготовка к Аудированию – это посильная задача при регулярной отработке этого навыка и творческом подходе, которые предоставляет нам данный УМК.
Автор: Тихомирова Елена Владимировна
Место работы: ГБОУ Школа №508
Должность: учитель английского языка
В этой статье хочу поделиться формами организации, практическими заданиями и способами создания мотивирующей среды для практики разного вида аудирования.
Начать нужно с создания среды, которая помогла бы учащимся восполнить отсутствие контакта с естественной языковой средой. Для этого учащихся нужно максимально погрузить в языковой контент. А именно, не только на уроках, но и на переменах можно подключать аудио и видео фрагменты подкастов, отрывки художественных и документальных фильмов, аудиокниги, аудио и видео постановки классических произведений. Стараться не зависимо от возраста вести урок только на изучаемом языке. Естественно, контент и языковой материал для урока нужно подбирать согласно возрасту и уровню обучающихся. Для этого могут подойти аудио книги, которые предлагает издательство Просвещение.
В Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков трёх видов аудирования. Разберём цели каждого из них и рассмотрим некоторые формы организации работы и виды упражнений, которые могут быть интересны учащимся разных возрастных групп.
Извлечение необходимой информации (задание B1-В6). По-английски это звучит как listening for specific information или selective listening. Цель данного вида аудирования — вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, игнорируя ненужное.
Подготовке этому виду аудирования предшествует обязательная тренировка восприятия отдельных лексических единиц и грамматических структур, которые составляют основную идею звучащего текста. Работу выстраиваем следующим образом:
- Работа над предложенными заголовками, вопросами:
- предположить, о чём пойдёт речь в отрывке с таким заголовком;
- подобрать лексические единицы, которые могут быть использованы в отрывке с тем или иным заголовком.
- Работа над аудио отрывками:
- выделить ключевые слова и выражения;
- прослушать поочерёдно каждый отрывок и попробовать 2-3 предложениями передать основную идею услышанного;
- попробовать самим озаглавить прослушанный отрывок;
- найти наиболее подходящий заголовок;
- прослушайте аудио запись второй раз.
- Рефлексия
- проанализировать оставшийся лишним заголовок, вопрос;
- пояснить не подошёл, потому что: — другая информация в заголовке;
- избыточная информация в заголовке;
- недостаточная информация в заголовке.
Для решения поставленной дли и тренировки подобного вида аудирования подойдут следующие упражнения:
- На начальном этапе можно давать к каждому услышанному аудио отрывку только два заголовка; постепенно увеличивать количество предложенных заголовков;
- Выписать 5 ключевых слов услышанного текста (как вариант подчеркнуть ключевые слова в скрипте аудиозаписи);
- Послушать аудио отрывки и самим озаглавить их (можно сравнить с предложенными). Обсудить в группе. (Возможна как индивидуальная, так и групповая работа).
Приведём примеры упражнений из УМК «Spotlight», которые помогают успешно справиться с задачами этого вида аудирования.
- Read the title of the story and listen to the sounds. What do you think happens in this extract?
- Listen and match the topics to the paragraphs (summary of the event, comments, the facts in detail).
- Look at the titles of the article. What do you think it is about? Listen and check.
- Listen again. Match the titles (A-E) to the paragraphs (1-4). One title doesn’t match. Explain the underlined words.
Понимание основного содержания, с извлечением основной информации (задание B7). По-английски это звучит как listening for gist или skim listening. Зачастую именно этот вид аудирования вызывает сложности у учащихся. Текст прослушивается с целью услышать и закрепить в памяти наиболее важные сведения, определить основную мысль и основную тему сообщения, отделить существенное от несущественного.
Работу над данным видом аудирования выстраиваем следующим образом:
- Работа над текстом заданий:
- предположить, о чём пойдёт речь в диалоге;
- выделить одной чертой главную информацию, двумя чертами детали.
- Работа над аудио отрывками:
- прослушать и определить указанная информация T/F/NS, обращая внимание на подчёркнутые выражения;
- обсудить главную информацию, услышанную в аудиозаписи и сравнить с главной информацией в заданиях;
- сравнить детали аудиозаписи и детали, указанные в текстах заданий;
- прослушать аудио запись второй раз.
- Рефлексия
Проанализировать, указывая T/F/NS не была ли искажена информация, не расширили/сузили ли мы детали аудиозаписи.
Тренировочные задания, нацеливающие на этот вид аудирования:
- Определить тему коммуникативного намерения говорящего;
- Спрогнозировать содержание диалога перед прослушиванием, опираясь на задания;
- Ответить на вопросы по основному содержанию после прослушивания аудиозаписи;
- Разыграть диалог в парах; (работа в паре)
- Составить самостоятельно задания к услышанному в диалоге и предложить напарнику выполнить (работа в паре).
Приведём примеры упражнений из УМК «Spotlight», которые помогают успешно справиться с задачами этого вида аудирования.
- Read the first exchange of the dialogue. Where the speakers? Listen, read and check.
- Listen and complete the gaps in the sentences.
- Look at the pictures. Listen and choose the correct picture
Полное понимание содержания и смысла (задания А8-А14). По-английски это звучит как listening for detailed comprehension. Этот вид аудирования предполагает полное, точное и быстрое понимание звучащей речи, а именно восприятие и узнавание элементов аудио текста и синтезирование содержания на их основе, запоминание и осмысление всех основных и второстепенных фактов. Задание высокого уровня, часто вызывает сложности из-за недостатка лексического запаса и неумения интерпретировать информацию другими словами.
Формирование необходимых навыков данного вида аудирования происходит во время выполнения послетекстовых заданий, а именно ответов на вопросы по всем фактам, определения последовательности фактов и событий, практики умения догадаться о значении незнакомых слов и выражений из контекста, практики умения сделать выводы, обобщить и интерпретировать информацию из прослушанного текста.
Работу над данным видом аудирования выстраиваем следующим образом:
- Работа над текстом заданий:
- предположить, о чём пойдёт речь в интервью;
- выделить одной чертой главную информацию, двумя чертами детали в текстах заданий;
- выделить незнакомые слова.
- Работа над аудио отрывками:
- прослушать и определить основные идеи, которые обсуждались в интервью;
- попытаться по контексту догадаться о значении незнакомых слов;
- выбрать ответ и привести доказательства, объясняющие выбор;
- прослушать аудиозапись второй раз, обращая внимания на упущенные детали.
- Рефлексия
Перечитать задания и выбранные ответы ещё раз, убедиться, что выбранные ответы логичны и не противоречат общей канве интервью.
Тренировочные задания для данного вида аудирования:
- Прочитать вопросы и предположить ответы, учитывая личность и профессию интервьюируемого;
- Подобрать синонимы ответам на вопросы, предлагаемым в заданиях (возможна как индивидуальная фора работы, так и групповая);
- Прослушать отрывками ответы на каждый вопрос и пересказать основную идею ответа;
- Сделать mind-map. Таблицу, схему услышанного интервью;
- Разыграть диалог-интервью в паре, учитывая все детали ответов.
Раздел Listening в УМК предлагает много творческих заданий для отработки навыков аудирования. Образцы, опорные слова и планы помогают учащимся отрабатывать навыки в соответствии с поставленной задачей. На страницах учебников можно встретить много подобных заданий-тренингов.
- Listen to the sounds and look at the pictures/ What do you think it is like there? (noisy, quiet, crowded…);
- Look at the picture/ What do you think the story is about? Listen.
- You will hear a woman talking about a party she is going to. How does she feel? (Варианты ответов).
- Sarah is being interviewed for a job. Look at the interviewer’s notes below. What questions do you think he asked Sarah? Listen and check.
Даже если вы обладаете довольно большим словарным запасом, знаете правила – это еще не гарантирует вам желаемой легкости в общении с носителями языка. Здесь необходим навык распознавания иностранной речи. Одной из положительных характеристик заданий, данных в УМК «Spotlight» является то, что в них используются аутентичные монологи и диалоги, отрывки из классической зарубежной литературы. Регулярная работа над развитием навыка аудирования проходит во всей линейке УМК «Spotlight». Это позволяет учащимся избежать языкового барьера при общении и быть подготовленными к ГИА.