ПАЗЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Мария МИКЕШИНА | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Четверг 21 ноября 2024Пазлы применяются на уроках с середины XVIII века. Считается, что именно это и послужило поводом к их изобретению: впервые пазлы были изготовлены в качестве учебного пособия по географии. С тех пор многие педагоги так или иначе используют их в работе с учащимися школьных и дошкольных учреждений, но как правило, это не носит системный характер.
Автор: Микешина Мария Сергеевна
Место работы: МАОУ г. Иркутска
СОШ №69
Должность: учитель английского языка
Методика работы с пазлами на уроках английского языка, которую мы описываем в данной работе, является уникальной авторской разработкой и применяется нами в течение полутора лет. За это время она зарекомендовала себя как оптимальный способ проведения завершающих уроков английского языка в четверти.
Как правило, в конце четверти большинство оценок уже выставлено, однако с помощью подобных уроков у некоторых учащихся появляется дополнительная возможность проявить себя. Данная методика также подходит для проведения тематических мероприятий, приуроченных к праздникам и для урока-закрепления лексико-грамматических тем.
Работа с пазлами на уроках английского языка имеет ряд преимуществ:
- Дополняет лексико-грамматическое содержание школьной программы;
- Не отнимает много времени от урока (мы специально спроектировали работу с пазлами как игровой элемент комбинированного урока);
- Способствует развитию мелкой моторики;
- Стимулирует познавательную деятельность учащихся;
- Способствует развитию правого полушария (левое полушарие, ответственное за аналитику, позволяет видеть конечный результат целиком, а правое ищет путь, по которому пройдет каждый маленький элемент, чтобы стать большой картиной. Поэтому условно считается, что собирать мозаику проще людям с развитым правым полушарием, так как они больше склонны складывать целое из разрозненных деталей. Однако регулярные тренировки развивают оба полушария);
- Материалы компактны, что удобно при их длительном хранении (при работе мы используем собранные заранее пазлы, закреплённые на жёстком основании, обычно это фанера толщиной 5 мм);
- Придают индивидуальность и уют при оформлении кабинета английского языка, иллюстрируя изучаемые темы, а также демонстрируя достопримечательности стран изучаемого языка.
Данный метод имеет и недостатки:
- Требует затрат на покупку пазлов и сопутствующих расходных материалов (клея-карандаша, фанеры). Так, на приклеивание к основе пазла среднего размера (500 фрагментов) расходуется чуть меньше тюбика 15-граммового клея-карандаша, а пазл из 1000 деталей – полтора тюбика;
- Требует длительной подготовки: сама сборка и прикрепление к основе требует от нескольких дней (для небольших пазлов, содержащих 500 фрагментов) до нескольких недель (для пазлов от 1000 фрагментов). Время тратится и на создание заданий к пазлу, а также на оформление презентации к уроку;
- Мелкие детали могут потеряться, что сделает пазл непригодным к дальнейшему использованию (со всей ответственностью заявляем, что за всё время применения данной методики ни одна деталь не была утеряна, и даже ученики, отличающиеся шумным поведением, относятся к пазлам бережно).
Однако перечисленные недостатки преодолеваются увлекательностью процесса сборки и разработки уникальных заданий для учащихся. Учитывая значительные временные затраты, авторы разработали несколько комплектов заданий к каждому пазлу. Таким образом, один и тот же пазл может применяться при работе с разными возрастными группами учащихся. Так, пазл с изображением ленивца для учащихся 2-х и 3-х классов содержит задания, соответствующие их уровню знаний: им нужно исправить ошибки в названиях животных, «поселить» в правильные домики диких и домашних животных (провести стрелочку к нужному домику от названия животного), написать название животного зеркально и т.д. Учащиеся могут использовать несложные грамматические конструкции типа «Horses live on the farm», «Foxes live in the wood». В работе с 5-ми классами задания к данному пазлу усложняются: от пятиклассников требуется составлять небольшие рассказы о диких животных, уметь сказать, чем они питаются и где обитают в дикой природе; кроме того, существенно расширяется лексическое наполнение заданий. В заданиях появляются вопросы, требующие развёрнутых ответов: «What are the main differences between the elk and the deer?», «What do mice eat? How do they get food?», а также задания на перевод: «Северные олени живут на севере Евразии». Подобные задания нацелены также на закрепление навыков использования грамматической категории числа, в том числе, существительных, сохранивших исторические формы образования множественного числа (так называемых исключений). Возможность комбинировать задания к пазлам делает методику более универсальной.
Чтобы минимизировать затраты личного времени, авторы предпочитают проводить подготовку в летнее время, выйдя из отпуска. Можно совмещать подготовку с прослушиванием курсов повышения квалификации. Мы также привлекаем к этому своих коллег.
Техника работы с пазлами:
Работа с пазлами является частью комбинированного или игрового урока и служит для закрепления, либо проверки усвоения учащимися изученного материала. Поэтому занятия с применением пазлов являются заключительными в изучения лексико-грамматического материала по определённым темам.
Для подготовки к проведению таких занятий необходимо сначала собрать пазл, затем перенести его на жёсткую основу (как правило, мы используем фанеру толщиной 5 мм, но можно приклеивать пазл на лист ДВП, укреплённый по краям рейками, либо готовый планшет для рисования из ДВП). Для лучшей сохранности деталей мы выпиливаем основу с учётом полей около 1 см с каждой стороны. Поля окрашиваются гуашью или акриловой краской в соответствии с основным тоном изображения.
Затем составляется задание, связанное тематически (логически) с изображением/ сюжетом пазла. Ученики делятся на команды так, чтобы в каждой было не более 5 человек. Им демонстрируются задания. Для удобства восприятия, особенно при проведении занятия в начальной школе, можно оформить задания в виде презентации. Ученикам средней школы можно записать задания на доске либо проговаривать их устно. Таким образом, основная часть урока проходит в виде викторины (реже эстафеты или устного опроса), в которой участники за правильно выполненные задания получают в качестве поощрения фрагменты пазла. К примеру, урок с использованием пазла, изображающего Солнечную систему, называется «Saving the Solar System». На данном уроке происходит закрепление грамматической категории степени сравнения прилагательных. Тема подробно изучается в пятом классе, в середине первой четверти, таким образом, урок «Saving the Solar System» проводится в конце первой четверти. В качестве заданий ребятам предлагается ряд вопросов, содержащих прилагательные в разных степенях сравнения: «Which planet of the Solar System is the smallest?», «Which planet is farther from the Sun than Uranus but closer than Saturnus?», «Which planet is the best for living?» и т.п. Завершающим этапом является непосредственно сборка пазла из полученных деталей. При этом обязательно обыгрывается отсутствие деталей, и дети самостоятельно определяют задачу, сопутствующую сборке. С помощью презентации участникам демонстрируется нападение пришельцев на Солнечную систему. Фактически это выражается в постепенном разрушении пазла. В результате команды видят пазл с «разрушающейся» Солнечной системой и понимают, что для её «спасения» команды должны объединиться. Фрагменты в данном случае выдаются случайным образом. Затем участники по очереди выходят к доске, на которой закреплён пазл и вставляют свой фрагмент на нужное место. Получается очень динамичная игра, напоминающая эстафету, где все переживают за общий результат.
Если времени мало (к примеру, дети долго выполняли задания, или дети медленно собирают пазл), целесообразно вызывать по одному человеку из каждой команды одновременно. Опыт показывает, что одновременная сборка детям нравится больше: во-первых, можно попросить помощи при затруднении с поиском места для своего фрагмента, а во-вторых, это придаёт лёгкий соревновательный оттенок сборке. Как вариант, каждая группа получает фрагменты из одной локации. Это удобно, если изображение сюжетное, с крупными и отличающимися от основного фона деталями. К примеру, при работе с пазлом, на котором изображён ленивец, одна группа получает фрагменты головы ленивца, вторая – его лапу с когтями, третья – листья. Однако в данном случае фрагменты необходимо держать в отдельных подписанных конвертах, во избежание путаницы при раздаче фрагментов. Такой подход позволяет экономить время при сборке пазла, так как все группы работают одновременно, собирая свои фрагменты. Детям выдаётся по листу бумаги, на котором нужно осуществлять сборку, чтобы проще было переносить получившиеся изображения на общий пазл, не повредив рисунок. Команда, недобравшая очки, получает дополнительное задание, чтобы у всех команд было одинаковое количество деталей. Однако самый любимый вариант сборки у детей – одновременная сборка непосредственно на полотне. При этом пазл должен лежать на горизонтальной поверхности. Пазл на 500 деталей для этого формата слишком маленький. Поэтому по инициативе ребят, предпочитающих слаженную командную работу, во время летних каникул мы подготовили материал для уроков в 6-х классах, содержащий два набора пазлов на 1000 деталей с изображением льда озера Байкал, достопримечательностей Лондона, соответственно, а также ряд заданий, носящих страноведческий характер (пазл «Лёд Байкала» сопровождается вопросами по природе родного края). Тематика данных наборов перекликается с темами “Visiting big cities”, “Places of interest in London”, “Travelling about Russia” и некоторыми другими. На данных уроках планируется также закрепить тему числительных, так как некоторые задания строятся на использовании статистических данных касательно достопримечательностей.
Выводы:
Использование пазлов на уроках английского языка позволяет внести разнообразие в урок, в то же время, не отклоняясь от лексико-грамматического материала школьной программы. Благодаря игровому компоненту, закрепление пройденных тем происходит легко и естественно. Такие уроки всегда яркие и запоминаются ученикам надолго.
Работа с пазлами – универсальный инструмент учителя для проверки и закрепления знаний учащихся. Вариативность работы достигается использованием наиболее подходящего набора заданий к пазлу, с учётом возрастной специфики учащихся и наиболее актуального лексико-грамматического материала.
Подготовка подобных занятий занимает много времени. Но это не сложно, если учитель сам любит собирать пазлы в свободное время. К примеру, авторы данной методики собирают пазлы дома, в кругу семьи, в качестве развлечения, но рады, если собранные пазлы могут пригодиться в работе.
Немало времени требует и составление заданий, являющихся важной частью нашей методики. Однако подготовка любого нестандартного урока, который готовится тщательно, с соблюдением методологических основ, занимает много времени.
Кроме того, после урока наглядный материал остаётся в классе, напоминая ученикам об успешно выполненных заданиях и становясь частью интерьера и придавая кабинету английского языка уникальность.
Литература:
1. Fissler P, Küster OC, Loy LS, Laptinskaya D, Rosenfelder MJ, von Arnim CAF, Kolassa IT. Jigsaw Puzzles As Cognitive Enrichment (PACE) — the effect of solving jigsaw puzzles on global visuospatial cognition in adults 50 years of age and older: study protocol for a randomized controlled trial// Trials. 2017 Sep 6;18(1):415. doi: 10.1186/s13063-017-2151-9
2. Недолужко Н.Г. Инновационно-развивающая, игровая технология -пазлотерапия. Система и мониторинг деятельности. – 2018. URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/12/29/innovatsionno-razvivayushchaya-igrovaya