ПЕСНЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК СРЕДСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА УЧАЩИМИСЯ НА МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОМ ЭТАПЕ
Автор: Мария ГУДИНА | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Четверг 16 января 2025Мотивационно — целевой этап – первый этап в структуре любого урока, и потому – смыслообразующий. Но, вряд ли какого-то ученика сможет заинтересовать тема, записанная перед началом урока на доске. Что привлекательного для пятиклассника, например, в заголовке “Possessive case”? Ничего. Непонятный термин. А вот если путь к самостоятельному определению темы сделать увлекательным и немного трудным – совсем другое дело.
Автор: Гудина Мария Сергеевна
Место работы: МКОУ ШР «СОШ № 5»
г. Шелехов, Иркутская область
Должность: учитель английского языка
Именно поэтому крайне важно использовать задания, побуждающие ученика узнать, понять, найти или доказать.
Условно, задания, используемые на мотивационно — целевом этапе урока можно разделить на два вида: warmers и lead–ins. Последние являются «подводкой» к основной части и содержанию урока и одним из средств моделирования таких заданий может являться песня на английском языке, способная с первых минут повысить интерес и пробудить желание изучать иностранный язык с удовольствием.
Следует отметить, что существуют определенные критерии отбора содержания песен. Во–первых, следует учитывать музыкальные вкусы обучающихся. Во–вторых, при выборе песни необходимо помнить о ее соответствии образовательному учреждению, задачам воспитания и нормативности. В–третьих, песня должна содержать необходимые грамматические конструкции или лексический материал.
На своих уроках я использую песню для определения лексической или грамматической темы. В начале урока предлагаю учащимся прослушать отрывок из заранее подобранной песни по теме урока и записать все услышанные слова, фразы, предложения. После прослушивания учащиеся делятся друг с другом ответами, обсуждают и определяют тему урока.
Можно использовать несколько отрывков из песен на английском языке для определения темы урока по грамматике. Предлагаем учащимся прослушать песни, посмотреть на текст и выявить повторяющуюся грамматическую конструкцию, таким образом, формулируя тему урока.
Остановимся на некоторых темах УМК «Английский в фокусе» и соответствующих им песнях подробнее.
Песни для определения некоторых тем урока
по английскому языку в 5-9 классах
в соответствии с содержанием УМК «Английский в фокусе»
Класс | Тема урока, модуль | Песня и исполнитель |
5 класс | School objects, Module 1a | УМК «Английский в фокусе», раздел «Song sheets», песня «Time for school» (1-й куплет) |
5 класс | Numbers, Module 1b | Singing walrus, «Counting from 1-10, 1-20» |
5 класс | Countries and nationalities, Module 2a | «What’s your nationality?» ESL song |
5 класс | Family members, Module 4a | «Baby shark», songs for children |
5 класс | Animals, Module 5a | «Who took the cookie?», songs for children |
5 класс | Seasons, Months and weather, Module 7a | УМК «Английский в фокусе», раздел «Song sheets», песня «Seasons change» |
5 класс | Food and drinks, Module 8b | «Do you like broccoli ice cream?», songs for children |
6 класс | Family members, Module 1a | УМК «Английский в фокусе», раздел «Song sheets», песня «Family» |
6 класс | Means of transport, Module 3b | «Trains and boats and planes», Connie Francis |
6 класс | Daily routine and Present simple, Module 4a | Rapunzel: Tangled «7 am the usual morning lines up» |
6 класс | Festive time: Christmas, Module 5a | «Jingle bell rock», Bobby Helms |
6 класс | Types of food/drinks | УМК «Английский в фокусе», раздел «Song sheets», песня «I love cooking» |
7 класс | Past simple, Module 2a | «Return to Sender», Elvis Presley |
7 класс | Future simple Conditional 1, Module 5a | «You will never know», Imany; «Count on me», Bruno Mars |
7 класс | Gadgets, Module 5b | УМК «Английский в фокусе», раздел «Song sheets», песня «Brighter every day» |
7 класс | Pollution, Module 8a | «Earth song», Michael Jackson |
7 класс | Doctor, doctor! Module 10c | УМК «Английский в фокусе», раздел «Song sheets», песня «The best medicine» |
8 класс | Who is who (appearance), Module 1d | «His latest flame», Elvis Presley (2-й куплет) |
8 класс | Who is who (appearance), Module 1d | «His latest flame», Elvis Presley (2-й куплет) |
8 класс | Present perfect, Module 2c | «We are the champion», Queen |
8 класс | Work, Module 3b | «She is not just a pretty face», Shania Twain |
8 класс | Passive voice, Module 4c | «All you need is love», the Beatles |
8 класс | Weather, Module 5d | УМК «Английский в фокусе», раздел «Song sheets», песня «Rain or Shine» |
8 класс | The world is your oyster (travelling), Module 6a | УМК «Английский в фокусе», раздел «Song sheets», песня «The world is our oyster» |
8 класс | Modals, Module 7c | «She», Elvis Costello |
9 класс | Let’s party, Module 1a | УМК «Английский в фокусе», раздел «Song sheets», песня «It’s party time» |
9 класс | Present tenses (present simple/present continuous), Module 1c | «Apologize, One republic» |
9 класс | Town and villages, Module 2d | УМК «Английский в фокусе», раздел «Song sheets», песня «My neighbourhood» |
9 класс | Dreams and nightmares, Module 3b | УМК «Английский в фокусе», раздел «Song sheets», песня «My world of dreams» |
9 класс | Music likes/dislikes, Module 5b | УМК «Английский в фокусе», раздел «Song sheets», песня «I love music» |
9 класс | Conditionals, Module 7c | «If you were a sailboat», Katie Melua |
В заключение отмечу, что лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую, его деятельность становится мотивированной, целенаправленной и результативной, именно поэтому необходимо использовать эффективные и современные формы, приемы и средства работы, с помощью которых можно с первых минут урока привлечь внимание учащихся, мотивируя их на дальнейшую результативную работу.
Литература
- Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО.– СПб.: КАРО, 2013.
- Дьяченко Н.П., Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка./Н.П. Дьяченко// Педагогический вестник. – 2004 – №3.