«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ИГРЫ «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Четверг 23 января 2025

Сегодня знание иностранного языка является важным конкурентным преимуществом специалиста на рынке труда. Тинькофф Журнал сообщает со ссылкой на отчет «Power Index Language» (индекс мощности языка), что английский язык является лидером среди мировых языков. [4] Английский является и самым востребованным языком на рынке труда Российской Федерации.

Автор: Галустян Наринэ Валерьевна
Место работы: ГБОУ Школа №1354
г. Москва
Должность: учитель английского языка

Согласно исследованию, проведенному и опубликованному сервисом «Авито Работа» и LinguaLeo в 2024 г., спрос на специалистов, владеющих английским языком, растет. Количество вакансий такого типа выросло за второй квартал текущего года на 36% (по сравнению с аналогичным периодом 2023 г.). [1] Общая доля вакансий, требующих знание именно английского языка составила 78%. [3]

Изучение английского языка, бесспорно, является важным для современного человека. В связи с этим необходимо находить способы и методы, позволяющие эффективно развивать у учащихся ключевые компетенции. К четырем главным компетенциям можно отнести:

  1. речевую компетенцию;
  2. языковую компетенцию;
  3. учебно-познавательную компетенцию;
  4. социокультурную компетенцию.

Речевая компетенция связана с развитием коммуникативных умений в четырех видах деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме. Языковая компетенция складывается из овладения орфографией, лексикой, фонетикой и грамматикой изучаемого языка. Учебно-познавательная компетенция предполагает овладение самостоятельным поиском информации, самостоятельным изучением языка и культуры страны при помощи литературы, современных технологий и т.д. Социокультурная компетенция связана с изучением традиций и культуры страны, язык которой учащиеся осваивают. Для развития всех четырех компетенций на занятиях по английскому языку стоит использовать обучающую игру «Социологическое исследование». В ходе игры учащиеся проводят фокус-групповую дискуссию. Фокус-групповая дискуссия, или фокус-группа, представляет собой метод сбора первичной качественной информации. Метод используется социологами, маркетологами, HR-специалистами и предполагает дискуссию респондентов под руководством ведущего (модератора). Дискуссия проходит не в форме экспромта, а по заранее прописанному сценарию, называемому гайдом. [2].

Проведение фокус-группы предполагает:

  • Определение темы дискуссии.
  • Составление гайда с основными вопросами по теме.
  • Проведение исследования.
  • Составление отчета.

Для обучающей игры рекомендуется выбрать интересную для самих учеников, но при этом не конфликтную тему.  Например, темой исследования может стать отношение учащихся к астрологии.
Учащиеся делятся на три группы: социологи, респонденты, модераторы. Социологи составляют сценарий фокус-группы и прописывают основные вопросы, которые необходимо обсудить в ходе групповой дискуссии. Вопросы составляются в письменном виде и передаются модераторам. Модераторов может быть двое. В реальной практике обычно модератор один, но учащемуся может быть трудно руководить дискуссией в течение всего занятия, поэтому допустимо взять напарника и чередоваться. Респонденты — участники, которые будут отвечать на вопросы модератора.

Перед началом игры важно уточнить, что в социологических исследованиях не бывает правильных и ошибочных ответов. Целью исследования является выявление мнений каждого из участников, поэтому важно отвечать искренне, не ориентируясь на остальных и не боясь сделать ошибку.

После проведения исследования всем участникам (вне зависимости от их роли) предлагается написать краткий аналитический отчет по результатам исследования. При составлении вопросов и после, при написании отчета, учащиеся сами ищут необходимую дополнительную информацию, развивая учебно-познавательную компетенцию. 

Количество участников (респондентов социологов) может меняться в зависимости от количества учащихся в группе. Если учащихся мало, то можно проводить фокус-группы с тремя респондентами. Если группа очень большая, то рекомендуется провести две фокус-группы параллельно. Учащиеся будут заняты своим исследованием, а педагог будет контролировать оба исследования, помогая каждой из групп при необходимости.

Важно отметить, что ошибки, допускаемые учащимися, необходимо обсудить только после завершения игры. В процессе игры прерывать участников недопустимо. Это снижает вовлеченность, вызывает опасение совершить ошибку, заставляет говорящих чувствовать себя менее уверенно, снижает мотивированность учеников. Оптимально незаметно фиксировать недочеты, чтобы на следующем занятии их обсудить.

В ходе игры учащиеся развивают навыки говорения, слушания, учатся аргументировать свою позицию и правильно выражать свои мысли. Необходимость составлять вопросы и писать краткий ответ развивает навыки письма. Кроме того, учащиеся внимательно слушают дискуссию, вычленяют главную информацию и учатся представлять ее в кратком виде.

Еще одно преимущество подобных игр заключается в том, что они нравятся учащимся. Подобные игры были опробованы в двух школах и одном ВУЗе Российской Федерации. После проведения игр учащимся предложили пройти опрос и оценить подобный формат занятия. Для того, чтобы ответы были максимально честными, и учащиеся не боялись высказать свое мнение, использовалось онлайн-анкетирование на платформе CreateSurvey. [5] Правила конфиденциальности платформы обеспечивают сохранение инкогнито респондентов, и учащиеся смогли отвечать, не опасаясь, что их честные ответы приведут к каким-либо последствиям. 

Опрос показал, что 79% респондентов обучающая игра понравилась. 12% сообщили, что им было немного сложно, но интересно, и они хотели бы повторить. 9% остались недовольны, так как указали, что предпочитают классические занятия, а не игры.

Также можно отметить, что регулярное проведение игры «Социологическое исследование» эффективно развивает основные компетенции на занятиях по английскому языку. Если в качестве темы для групповой дискуссии выбирать вопросы, связанные с культурой одной из англоязычных стран, то это позволит развить и социокультурную компетенцию. Высокая вовлеченность учащихся, разнообразие осваиваемых навыков и умений, высокая мотивированность позволяют утверждать, что обучающая игра «Социологическое исследование» является эффективным инструментом обучения английскому языку.

Список источников:

  1. Авито Работа. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.avito.ru/company/press/v_rossii_spros_na_specialistov_
    znayushchih_anglijskij_vyros_na_tridcat_shest_procentov
    (Дата обращения: 26.14.24)
  2. Иванова В. А. Исследования в маркетинге и рекламе: учеб. пособие/ РАНХиГС, Москва, 2021. 114 с.
  3. Новостной портал Информер. [Электронный ресурс]. – URL: https://ruinformer.com/page/specialisty-so-znaniem-kakih-inostrannyh-jazykov-vostrebovany-na-rynke-truda (Дата обращения: 26.14.24)
  4. Тинькофф Журнал. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: https://journal.tinkoff.ru/foreign-languages-for-career-stat/ (Дата обращения: 25.14.24)
  5. Тюрин И. Н. Проведение социологического опроса с помощью CreateSurvey. Статья. URL: https://www.createsurvey.ru/papers/make-socium-survey-with-createsurvey.htm (дата обращения — 24.11.24)

Комментарии закрыты.