«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Пятница 7 февраля 2025

В современных условиях, когда мир становится все более взаимосвязанным, знание иностранных языков приобретает особую значимость. Овладение английским языком открывает перед человеком новые горизонты, будь то учеба за границей, карьерный рост или путешествия. Однако одним из наиболее сложных аспектов изучения английского языка остается грамматика.

Автор: Бекетова Татьяна Викторовна
Место работы: МБОУ «Ардатовская средняя школа №2 им. С.И. Образумова»
Должность: учитель английского языка

Традиционные методы обучения, основанные на механическом запоминании правил и выполнении однотипных упражнений, часто вызывают затруднения у школьников. В ответ на эту проблему появились инновационные подходы, среди которых особое место занимает контекстуальный метод.

Что такое контекстуальный подход?

Контекстуальный подход представляет собой методику преподавания грамматики, которая фокусируется на использовании реальных примеров и ситуаций из повседневной жизни. В отличие от традиционных методов, где правила преподносятся в виде абстрактных формул и упражнений, контекстуальный подход интегрирует грамматические структуры непосредственно в контексты, в которых они применяются носителями языка. Это позволяет ученикам видеть, как грамматика функционирует в реальных коммуникационных ситуациях, и осознавать важность правильного выбора форм.

Основные принципы контекстуального подхода включают:

  1. Использование аутентичных материалов. Грамматические структуры преподносятся через тексты, диалоги, статьи, песни, фильмы и другие материалы, которые отражают реальную жизнь носителей языка. Ученики учатся понимать и использовать грамматику так, как это делают носители языка.
  2. Контексты для понимания смысла. Правила грамматики объясняются через ситуации, где их использование имеет смысл. Например, изучение времен глаголов может происходить через рассказы о прошлом опыте, планах на будущее или описания текущих событий. Таким образом, ученик видит, почему важно правильно выбирать форму глагола.
  3. Интерактивность и вовлеченность. Ученики активно участвуют в процессе обучения, обсуждая, анализируя и применяя грамматические конструкции в ролевых играх, дискуссиях, проектах и других видах деятельности. Это помогает им лучше понять, когда и зачем нужно применять те или иные грамматические формы.
  4. Осознанное усвоение. В отличие от механического заучивания правил, контекстуальный подход предполагает осознанное понимание грамматических структур. Ученик понимает, какие функции выполняет та или иная конструкция, и учится гибко её использовать в зависимости от контекста.

Почему контекстуальный подход эффективен?

Применение контекстуального подхода имеет ряд существенных преимуществ:

  1. Повышение мотивации. Когда грамматика изучается через интересные и значимые для учеников темы, они становятся более мотивированными и заинтересованы в изучении языка.
  2. Развитие коммуникативных навыков. Ученики учатся не просто знать правила, но и применять их в реальных жизненных ситуациях, что способствует развитию коммуникативной компетенции.
  3. Улучшение восприятия и понимания. Погружаясь в контекст, ученики лучше понимают, как язык функционирует в реальном мире, что улучшает их способность воспринимать речь на слух и читать тексты.
  4. Более глубокое усвоение материала. Осмысленное применение грамматики в различных контекстах помогает ученикам глубже усваивать материал и легче вспоминать его в будущем.

Примеры применения контекстуального подхода

Рассмотрим несколько примеров того, как можно применять контекстуальный подход на уроках английского языка:

  1. Обсуждение фильмов или книг. Учитель предлагает обсудить фильм или книгу, используя определенные грамматические конструкции. Например, при изучении прошедшего времени можно попросить учеников рассказать о событиях фильма, используя Past Simple и Past Continuous.
  2. Ролевые игры. Ролевая игра позволяет ученикам применить грамматические структуры в реальных ситуациях. Например, разыгрывание диалога между покупателем и продавцом в магазине требует использования вопросов, предложений и ответов в настоящем времени.
  3. Создание историй. Учеников просят создать историю, используя определенную грамматическую структуру. Например, при изучении условных предложений можно предложить написать рассказ, начинающийся со слов «Что бы произошло, если…».
  4. Работа с песнями и стихами. Песни и стихи часто содержат множество примеров использования разных грамматических конструкций. Анализ текста песни или стихотворения помогает ученикам увидеть, как эти конструкции используются в реальной речи.

Как организовать уроки с использованием контекстуального подхода?

Для успешного внедрения контекстуального подхода в учебный процесс учитель должен учитывать следующие аспекты:

  1. Подбор материалов. Важно выбирать аутентичные материалы, соответствующие интересам и уровню подготовки учеников. Это могут быть фрагменты из популярных фильмов, актуальные новости, музыкальные клипы и т.д.
  2. Активизация всех видов речевой деятельности. На уроке должны присутствовать элементы говорения, слушания, чтения и письма. Это позволит ученикам практиковать грамматические структуры в различных формах коммуникации.
  3. Коллективная работа. Работа в группах и парах стимулирует активное участие каждого ученика и способствует обмену мнениями и идеями.
  4. Оценка результатов. Оценивание должно быть направлено не только на правильность выполнения заданий, но и на умение применять грамматические знания в реальных ситуациях.

Заключение Контекстуальный подход к обучению грамматике делает процесс изучения языка более интересным, осмысленным и эффективным. Он помогает ученикам не только запомнить правила, но и научиться использовать их в реальной жизни, что является важной целью любого языкового курса. Применяя этот метод на практике, учителя могут значительно повысить уровень владения языком у своих учеников и подготовить их к успешному общению в англоязычной среде.

Комментарии закрыты.