«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В «МЭИ»

Среда 19 марта 2025

Аудирование, несомненно, является неотъемлемой часть процесса обучения иностранному языку. Оно необходимо для организации успешного общения. Современный специалист после окончания вуза должен уметь воспринимать и понимать иноязычную речь на слух для осуществления успешной профессиональной деятельности, например, во время телефонных разговоров или участия в деловых переговорах.

Автор: Власова Елена Евгеньевна
Место работы: НИУ «МЭИ», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» г. Москва
Должность: доцент кафедры иностранных языков

При этом аудирование – это и самый сложный навык, которому необходимо уделять должное внимание при обучении иностранному языку [1].

В НИУ «МЭИ» преподаватели кафедры иностранных языков активно применяют различные интернет-ресурсы при обучении аудированию. Выбор обучающих материалов зависит от целей и задач урока, изучаемой темы, а также уровня подготовки студентов и направления подготовки.

Рассмотрим возможности использования онлайн-платформы Breaking News English для обучения английскому языку студентов 1 и 2 курсов бакалавриата.

Главная страница сайта breakingnewsenglish.com

Онлайн-платформа Breaking News English представляет обучающие материалы в зависимости от уровня владения английским языком: начиная с базового уровня A2, до продвинутого C1-C2. Это очень удобно, поскольку уровень подготовки студентов в разных группах существенно отличается. Сайт предлагает готовые к использованию планы уроков в формате PDF, содержащие задания, направленные на развитие различных языковых навыков. В основе каждого урока представлен аутентичный текст новостной статьи на английском языке и упражнения к нему. В каждом уроке есть задания на аудирование, а также чтение, говорение и письмо.

Для многих статей подготовлен формат мини-урока (2-page mini lesson), который можно использовать в качестве раздаточного материала. Такие мини-уроки включают сокращенное количество заданий, которые размещены на двух страницах. Формат мини-урока удобно использовать при обучении аудированию в неязыковом вузе в связи с ограниченным количеством часов, отводимых на изучение иностранного языка. Сайт предлагает новостные статьи по следующим темам: деловой английский язык, медицина и здоровье, образование, развитие технологий, мировые новости, люди\сплетни и другие. Учебные материалы регулярно обновляются.

В данной статье мы представляем практический опыт использования материалов онлайн-платформы Breaking News English на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» (английский) и «Деловой иностранный язык с учетом специализации» в группе ЭТАЛОН, на 1 и 2 курсах бакалавриата направления подготовки «Информационная безопасность».

Любой текст новостной статьи, найденный на сайте, можно использовать для развития навыка аудирования. Тексты озвучены профессиональными дикторами. Уроки, представленные на данной платформе, используются в НИУ «МЭИ» на занятиях по английскому языку, посвященных различным темам. Приведем несколько примеров. Предоставляемые платформой учебные материалы к статье «Apple Briefly World’s Most Valuable Company» используются в качестве дополнительного материала при рассмотрении темы «Apple Inc. Phenomenon»; статья «Deepfake app Puts Your Face in Famous Movie Scenes» и упражнения к ней при работе над темой «Deepfake Videos»; статья «2021 to Be Huge for Space Exploration» при работе над темой «Technologies of the 21st Сentury» и т.д.

 Рассмотрим различные варианты заданий, используемых при работе с аудиотекстом, на примере статьи «Inventor of World Wide Web Says It Must Change» (14th March, 2019) из раздела «Technology Lessons» веб-сайта Breaking News English.

Работа над аудиоматериалом проходит на занятиях, посвященных теме «What do You Actually Know about the Internet?». Материалы онлайн-платформы Breaking News English используются преподавателями кафедры иностранных языков МЭИ в дополнение к основному учебному пособию. Рассматриваемый урок на сайте предлагается в двух вариантах: мини-урок на двух страницах и полноценный урок, включающий задания на развитие навыков аудирования, чтения, письма, задания по грамматике, орфографии, упражнения на отработку лексического материала.

Статья «Inventor of World Wide Web Says It Must Change» и задания к ней

Предоставляемые уроки делятся на 4 уровня сложности. Таким образом, в каждой конкретной ситуации выбор упражнений может быть различным. В зависимости от уровня владения языком студентами также можно выбрать один из нескольких вариантов прослушивания статьи на разной скорости (от медленного прочтения диктором до быстрого). Материалы онлайн-платформы можно использовать не только для работы на уроке, но и для самостоятельной работы студентов, например, в качестве домашнего задания.

Мини-урок «Inventor of World Wide Web Says It Must Change» на двух страницах

Рассмотрим последовательность выполнения заданий студентами. Предлагаемые на сайте задания можно разделить на 3 этапа: предтекстовый этап «Before Listening», текстовый этап во время прослушивания «While Listening», и послетекстовый этап «After Listening».

I. Задача первого этапа «Before Listening» — создание мотивации к предстоящему аудированию.
На данном этапе студенты высказывают предположения по поводу содержания текста.

1. Студентам предлагается ответить на вопрос What did you think when you read the headline? и описать свои предположения по содержанию новостной статьи, исходя из ее названия.

2. Ответы на вопросы по теме (количество вопросов может варьироваться): 1. What images are in your mind when you hear the word «Internet»? 2. What do you know about the World Wide Web? \ When did you first use the Internet? 3. What worries do you have about the Internet? 4. What would life be like without the Internet?

3. Обсуждение темы: The Internet is becoming too dangerous.

Использование предтекстовых заданий облегчает понимание последующей информации на слух.

II. Текстовый этап может включать несколько прослушиваний аудиозаписи.

1. Предварительное прослушивание направлено на понимание общего содержания статьи. После прослушивания текста студентам предлагаются вопросы по содержанию текста или задания на множественный выбор.

2. Второе или основное прослушивание направлено на более детальное понимание содержания текста. На данном этапе важно поставить перед студентами конкретные задачи и дать возможность ознакомиться с заданием до работы с аудиозаписью. Сайт предлагает задания на отработку лексического и грамматического материала, а также задания на смысловой анализ содержания текста. Возможные варианты заданий на данном этапе:

  1. Сопоставьте слово с его определением на английском языке (Vocabulary matching).
  2. Определите утверждение как истинное или ложное (True/False).
  3. Сопоставьте слово из текста с его синонимом (Synonym match).
  4. Соедините начало фразы с его окончанием (Phrase match).
  5. Заполните пробелы в тексте предложенными словами (Listen and fill in the gaps).
  6. Ответьте на вопросы по тексту (Сomprehension questions).
  7. Расставьте предложения из аудиотекста в правильном порядке (Number these lines in the correct order).
  8. Расставьте слова в предложении в правильном порядке (Put the words in the right order).
  9. Выберите правильное слово в предложении (Сircle the correct word — 20 pairs).
  10. Задания на правописание. Вставьте пропущенные гласные (Insert the vowels (a, e, i, o, u). Составьте слово из предложенных букв (Spelling).

Указанные выше задания используются выборочно на усмотрение преподавателя. Работа над некоторыми из этих упражнений может также осуществляться после прослушивания текста, на этапе «After Listening».

III. Целью заданий послетекстового этапа «After Listening» является развитие навыков устной и письменной речи. На данном этапе представлены различные типы заданий, в том числе задания творческого характера. Студентам предлагаются следующие виды заданий для работы на уроке в парах или мини-группах:

  1. Article questions. Look back at the article and write down some questions you would like to ask the class about the text. a) Share your questions with other classmates / groups. b) Ask your partner / group your questions.
  2. Test each other. Look at the words below. With your partner, try to recall how they were used in the text: creation, unsure, empower, online, privacy, past, free.
  3. Role Play. You think hacking/cyber-bullying/ fake news/lack of exercise is the biggest online danger. Tell the others three reasons why. Tell them why their dangers aren’t as bad. Also, tell the others which of their dangers are the least worrying (and why).

Role A – hacking, Role B — cyber-bullying, Role C — fake news, Role D — lack of exercise.

Ниже приводятся упражнения, предлагаемые в качестве домашнего задания. Задания 2, 3, 4 и 5 даются студентам на выбор.

  1. Vocabulary extension. Choose several of the words from the text. Use a dictionary or Google’s search field (or another search engine) to build up associations / collocations of each word. Make up your own sentences, using these words.
  2. Internet Poster. Make a poster about the Internet. Show your work to your classmates in the next lesson. Speak on your poster. Did you all have similar things?
  3. Magazine Article. Write a magazine article about keeping the Internet as it is today. Include imaginary interviews with people who are for and against this. Read what you wrote to your classmates in the next lesson.
  4. Newspaper Article. Write a newspaper article about the next stage in this news story. Read what you wrote to your classmates in the next lesson. Give each other feedback on your articles.
  5. Letter. Write a letter to an expert on the Internet. Ask him/her three questions about it. Give him/her three of your ideas on how to make it better. Read your letter to your partner(s) in your next lesson. Your partner(s) will answer your questions.

Количество описанных заданий и их последовательность могут корректироваться в зависимости от целей и задач урока, уровня подготовки студентов, а также количества времени, которым располагает преподаватель.

Таким образом, на сегодняшний день сложно представить себе организацию процесса обучения аудированию на занятиях по иностранному языку без использования интернет-ресурсов. Сеть Интернет предоставляет современному преподавателю большой выбор различных интернет-платформ и веб-сайтов, содержащих учебные материалы, Использование интернет-ресурсов в обучении аудированию позволяет разнообразить учебные занятия, сделать их интересными и занимательными, а также повысить мотивацию студентов. Это особенно актуально при обучении студентов неязыковых вузов, для которых английский язык является непрофильным предметом. Использование аутентичных видео и аудио материалов способствует погружению в иноязычную языковую среду, делает общение на иностранном языке посильным и эффективным. 

Литература:

1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. – 222 с.

Комментарии закрыты.