ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Галина ОРЛОВА | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Среда 21 мая 2025
Учить иностранный язык тяжело. Многие ребята, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко. Традиционные способы объяснения материала зачастую не приводят к желаемому результату.

Автор: Орлова Галина Ивановна
Место работы: МБОУ гимназия № 8 им. академика Н.Н. Боголюбова города Дубны Московской области
Должность: учитель английского языка
Многие современные дети, воспитанные телевизором и компьютером, привыкшие к ярким рисункам и занимательным играм, уже попросту не воспринимают учителя, если в его арсенале не имеется ничего, кроме мела, доски и учебника.
Поэтому нравится нам это или нет, всем учителям, в том числе и учителям иностранного языка, придется создавать и применять цифровые образовательные ресурсы, ведь с их использованием процесс обучения можно превратить в увлекательное, захватывающее занятие для ученика и в не менее приятный вид деятельности для учителя.
Обучение проходит более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс. Есть разные способы стимулировать детей к активности, и одним из способов является игра, особенно на ранней стадии обучения. Я имею в виду игровые цифровые образовательные ресурсы: электронные приложения к учебникам, тренажеры, флэш игры по изучаемым темам, компьютерные диски.
Они могут использоваться в начале, в середине или в конце урока для уменьшения напряжения после контрольной, для смены деятельности на уроке. Важно, чтобы учебные игры помогали в обучении языку.
Одним из преимуществ игровых ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) является то, что при их применении все ученики работают на уроке. Английские слова и фразы воспринимаются и употребляются ребятами легче. Даже робкие и медлительные ученики не будут бояться выходить к доске и говорить по-английски. Учитель может скучное упражнение из учебника превратить в интересную работу.
Сейчас появилось много компьютерных игр и тренажеров на английском языке. Задача учителя – выбрать из многих только те, которые действительно эффективны и помогут ученику в изучении языка (в тренировке слов, в изучении грамматики и др.).
Я в своей работе, и прежде всего, в начальном звене, использую разные игровые ресурсы в электронном виде: упражнения, связанные с изучением алфавита и звуков, кроссворды и подстановочные таблицы для тренировки слов и письма и многие другие.
Например, к учебнику я использую электронное приложение под одноименным названием, где есть игровое сопровождение к урокам по данным темам.
Все задания, направленные на развитие речевых умений, носят познавательный и занимательный характер с ярко выраженной коммуникативной задачей.

Основные типы игровых ЦОР, которые я использую в работе:
лексические
- соотнести английские и русские слова;
- найти соответствия между словом и картинкой;
- распределить слова по группам;
- воспринимать на слух и понимать языковые и речевые единицы разной протяженности;
- вставить пропущенное слово, словосочетание;
- составить предложение из слов;
- убрать лишнее;
- продолжить цепочку слов;
- найти общее понятие;
- заполнить пропуски в тексте подходящими словами;
- заменить картинки в тексте соответствующими смыслу словами;
- расшифровать слово;
- разгадать кроссворд;
- разбить цепочку из слов на отдельные слова;
- подобрать слова, начинающиеся с одинаковой буквы;
- написать слова под рисунками и др.
грамматические
- восстановить структуру предложения;
- соотнести предложения с их моделями;
- написать предложения к предложенным моделям;
- восстановить все элементы в модели предложения;
- составить высказывания с опорой на модели;
- трансформировать повествовательное предложение в вопросительное;
- подобрать к предложениям подходящие вопросительные слова;
- выбрать правильную грамматическую структуру из нескольких структур;
- соотнести предложения с картинками;
- закончить предложение;
- исправить ошибки в тексте и др.
фонетические
- соотнести графический и звуковой образы слова;
- выбрать слова, произносимые и читаемые по определенному правилу;
- убрать слова, не соответствующие правилу чтения;
- сгруппировать слова, произносимые и читаемые по определенному правилу;
- соотнести слова с их цветом и др.
- произносить языковые и речевые единицы разной протяженности, соблюдая правила
- произношения и соответствующую интонацию, следуя образцу.
Большинство разработанных заданий носят занимательный характер, например:
- Выдумщик Томми придумал игру — «Разноцветные стеклышки». Посмотри на картинки. Представь себе, что у тебя в руках цветные стеклышки. Раскрась предметы, которые ты видишь.
- Помоги коту Джеку сложить рыбку (слова) в три ведерка.
read, blue, green, house, please, rule, three, mouse, she, count |
- Мисс Чэттер в супермаркете. Остается немного времени до закрытия магазина. Помоги ей за 1 минуту положить в тележку два напитка и три сладких продукта.
milk, bread, eggs, ham, fish, butter, juice, cake, sweets, cheese, bananas |
Ключ: milk, juice, cake, sweets, bananas
- Чтобы порадовать детей их любимыми лакомствами, мисс Чэттер решила спросить их о том, что они любят. Помоги ей правильно задать вопрос: “Do you like milk (sweets, cake …)?” Посмотри на модель предложения и поставь в ней значки на свои места.

Ключ: 3, 4, 1, 2
- Правила употребления сложных грамматических явлений презентуются на русском языке на доступных и понятных детям рифмованных текстах, например:
Learn it!
Порядковые числительные — очень отличительные.
Запомни правило такое.
Оно совсем-совсем простое:
Первый, третий и второй
Порядок признают лишь свой
one — (the) first
two — (the) second
three — (the) third
С четвертого по девятнадцатый
Порядок одинаковый —
К числам нужно th прибавить
И по порядку всех расставить:
four — (the) fourth
five — (the) fifth
six — (the) sixth
seven — (the) seventh
eight — (the) eighth
nine — (the) ninth
nineteen — (the) nineteenth
Двадцатый, тридцатый и хоть девяностый
Образовать тоже очень просто.
Поставь ie вместо буквы y
И всякий раз th добавляй.
twenty — (the) twentieth

Игровые цифровые образовательные ресурсы внутри каждого урока распределены в логической последовательности с разворачивающимся сюжетом конкретного урока и предусматривают последовательный переход от более простых заданий к более сложным.
Интерактивная доска– новый интеллектуальный
инструментарий учителя.
В нашу жизнь (мою и учеников) ворвались новые технологии. Теперь все обычные таблицы, схемы, модели превратились в интерактивные. На смену классной доске и мелу пришли интерактивная доска и маркер. Теперь мы (я и мои ученики) можем вывести любую информацию с компьютера, произвольно дополнить изображение, заметки, комментарии, примечания, свои суждения на обозрение всего класса.
Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс, это гораздо более доходчивый способ преподавания. Все учащиеся (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивной доски начали проявлять активность на уроках.
Новое оборудование, при умелом его использовании, поддерживает в классе атмосферу оживленного общения, вызывает дискуссии — это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. С помощью доски я могу всецело привлечь внимание учеников на всех этапах урока и получить возможность общаться с классом, не отходя от доски, продолжая работать с материалом.
Дети утверждают, что образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным. Учащимся нравится работать с электронной доской. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске. Использование электронных интерактивных досок может сделать образовательный процесс более увлекательным, приносящим ученикам истинное удовольствие, и они начинают уделять учебе больше внимания.
Наглядные материалы в виде объектов, разговаривающих на английском языке, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы обеспечили всеобщее внимание и понимание.
Большинство предлагаемых ЦОР носят интерактивный характер.
Основными заданиями являются следующие:
- расположи реплики диалога в логической последовательности;
- восстанови в диалоге стимулирующие реплики;
- восстанови в диалоге реагирующие реплики;
- прочитай диалог и замени в нем подчеркнутые слова другими, выбрав их из числа предложенных;
- составь свой диалог с опорой на диалог — образец;
- прочитай текст и выбери к нему подходящую иллюстрацию;
- соотнеси смысловые фрагменты текста;
- выдели в тексте избыточную информацию;
- вставь в текст вместо картинок подходящие слова;
- восстанови логическую последовательность текста;
- ответь на вопросы текста;
- проведи цветовую маркировку текста;
- добавь информацию, подходящую к тексту;
- послушай текст и выбери к нему соответствующий рисунок;
- послушай текст и раскрась иллюстрацию к нему;

- послушай текст и восстанови в рисунке отсутствующие фрагменты;
- послушай текст и восстанови в нем пропущенные слова;
- послушай и восстанови логическую последовательность текста
- расположи картинки в логической последовательности;
- напиши поздравительную открытку;
- прочитай письмо и напиши ответ, используя образец письма;
- напиши вопросы для предстоящего интервью;
- ответь на вопросы анкеты и др.
Преимущества использования разработанных заданий в обучении иностранному языку на начальном этапе заключается:
- в постоянной непосредственной реакции компьютера на действия учащихся в виде стимулирующих, побуждающих реплик и невербальных реакций действующих героев (улыбка и подмигивание героев, реплики «Great!», «Try again!», «Well done!», «Don’t worry», «Congratulations!»,etc.);
- в создании естественной коммуникативной ситуации;
- в дополнительной зрительной и слуховой поддержки в виде опорных фраз;
- в наглядности и доходчивости презентации нового лексического и грамматического материала;
- в развитии логического мышления;
- в отработке нового лексического и грамматического материала в занимательной форме;
- в повышении мотивации и интереса учащихся этого возраста за счет использования анимации.

Заключение
Применение различных учебных игр помогает увлечь ребят иностранным языком, создает условия для достижения успеха в изучении языка. А успех у каждого ученика свой. Кто–то работает над проектом и хочет принять участие в различных конкурсах, а кто- то (я имею в виду ученика младших классов) преодолев свою робость, впервые вышел к доске – и это тоже успех.
Но мы, учителя, должны помнить, что непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать:
- для учащихся 1 классов (6 лет) – 10 минут;
- для учащихся 2 – 5 классов – 15 минут;
- для учащихся 6 – 7 классов – 20 минут;
- для учащихся 8 – 9 классов – 25 минут;
- для учащихся 10 – 11 классов на первом часу учебных занятий – 30 минут,
на втором – 20 минут.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного продукта, которое использует учитель в своей работе.
УДАЧИ!

Список использованной литературы:
- Сартан М. Верхом на драконе или что развивают компьютерные игры // Школьный психолог. 1999 №16
- Коляда С. Умные игрушки // Коммерсант. Деньги. 2000 №33
- Викентьева А.Б. Компьютер как диагноз // Культура. 2000 №13
- Марысаев В.Б. 1001 вопрос и ответ про компьютер //Терра 2000
- Петрова Н.П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация // Аквариум 1997
- Шлимович Б. Компьютеры и дети // Наука и жизнь. 1998 №11
- Интерактивная доска Triumph Board в работе учителя. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.