«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Среда 21 мая 2025

Учить иностранный язык тяжело. Многие ребята, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко. Традиционные способы объяснения материала зачастую не приводят к желаемому результату.

Автор: Орлова Галина Ивановна
Место работы: МБОУ гимназия № 8 им. академика Н.Н. Боголюбова города Дубны Московской области
Должность: учитель английского языка

Многие современные дети, воспитанные телевизором и компьютером, привыкшие к ярким рисункам и занимательным играм, уже попросту не воспринимают учителя, если в его арсенале не имеется ничего, кроме мела, доски и учебника.

Поэтому нравится нам это или нет, всем учителям, в том числе и учителям иностранного языка, придется создавать и применять цифровые образовательные ресурсы, ведь с их использованием процесс обучения можно превратить в увлекательное, захватывающее занятие для ученика и в не менее приятный вид деятельности для учителя.

Обучение проходит более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс. Есть разные способы стимулировать детей к активности, и одним из способов является игра, особенно на ранней стадии обучения. Я имею в виду игровые цифровые образовательные ресурсы: электронные приложения к учебникам, тренажеры, флэш игры по изучаемым темам, компьютерные диски.

Они могут использоваться в начале, в середине или в конце урока для уменьшения напряжения после контрольной, для смены деятельности на уроке. Важно, чтобы учебные игры помогали в обучении языку.

Одним из преимуществ игровых ЦОР (цифровых образовательных ресурсов)      является то, что при их применении все ученики работают на уроке. Английские слова и фразы воспринимаются и употребляются ребятами легче. Даже робкие и медлительные ученики не будут бояться выходить к доске и говорить по-английски. Учитель может скучное упражнение из учебника превратить в интересную работу.

Сейчас появилось много компьютерных игр и тренажеров на английском языке. Задача учителя – выбрать из многих только те, которые действительно эффективны и помогут ученику в изучении языка (в тренировке слов, в изучении грамматики и др.).
Я в своей работе, и прежде всего, в начальном звене, использую разные игровые ресурсы в электронном виде: упражнения, связанные с изучением алфавита и звуков, кроссворды и подстановочные таблицы для тренировки слов и письма и многие другие.

Например, к учебнику я использую электронное приложение под одноименным названием, где есть игровое сопровождение к урокам по данным темам.

Все задания, направленные на развитие речевых умений, носят познавательный и занимательный характер с ярко выраженной коммуникативной задачей.

Основные типы игровых ЦОР, которые я использую в работе:

лексические

  • соотнести английские и русские слова;
  • найти соответствия между словом и картинкой;
  • распределить слова по группам;
  • воспринимать на слух и понимать языковые и речевые единицы разной протяженности;
  • вставить пропущенное слово, словосочетание;
  • составить предложение из слов;
  • убрать лишнее;
  • продолжить цепочку слов;
  • найти общее понятие;
  • заполнить пропуски в тексте подходящими словами;
  • заменить картинки в тексте соответствующими смыслу словами;
  • расшифровать слово;
  • разгадать кроссворд;
  • разбить цепочку из слов на отдельные слова;
  • подобрать слова, начинающиеся с  одинаковой буквы;
  • написать слова под рисунками и др.

грамматические

  • восстановить структуру предложения;
  • соотнести предложения с их моделями;
  • написать предложения к предложенным моделям;
  • восстановить все элементы в модели предложения;
  • составить высказывания с опорой на модели;
  • трансформировать повествовательное предложение в вопросительное;
  • подобрать к предложениям подходящие вопросительные слова;
  • выбрать правильную грамматическую структуру из нескольких структур;
  • соотнести предложения с картинками;
  • закончить предложение;
  • исправить ошибки в тексте и др.

фонетические

  • соотнести графический и звуковой образы слова;
  • выбрать слова, произносимые и читаемые по определенному правилу;
  • убрать слова, не соответствующие правилу чтения;
  • сгруппировать слова, произносимые и читаемые по определенному правилу;
  • соотнести слова с их цветом и др.
  • произносить языковые и речевые единицы разной протяженности, соблюдая правила
  • произношения и соответствующую интонацию, следуя образцу.

Большинство разработанных заданий носят занимательный характер, например:

  • Выдумщик Томми придумал игру — «Разноцветные стеклышки». Посмотри на картинки. Представь себе, что у тебя в руках цветные стеклышки. Раскрась предметы, которые ты видишь.
  • Помоги коту Джеку сложить рыбку (слова) в  три ведерка.
read, blue, green, house, please, rule, three, mouse, she, count
  • Мисс Чэттер в супермаркете. Остается немного времени до закрытия магазина. Помоги ей за 1 минуту положить в тележку два напитка и три сладких продукта.
milk, bread, eggs, ham, fish, butter, juice, cake, sweets, cheese, bananas

Ключ: milk, juice, cake, sweets, bananas

  • Чтобы порадовать детей их любимыми лакомствами, мисс Чэттер решила спросить их о том, что они любят. Помоги ей правильно задать вопрос: “Do you like milk (sweets, cake …)?” Посмотри на модель предложения и поставь в ней значки на свои места.

Ключ: 3, 4, 1, 2

  • Правила употребления сложных грамматических явлений презентуются на русском языке на доступных  и понятных  детям  рифмованных текстах, например:
    Learn it!

Порядковые числительные — очень отличительные.
Запомни правило такое.
Оно совсем-совсем простое:
Первый, третий и второй
Порядок признают лишь свой
   one — (the) first
   two — (the) second
   three — (the) third
С четвертого по девятнадцатый
Порядок одинаковый —
К числам нужно th прибавить
И по порядку всех расставить:
four — (the) fourth
five — (the) fifth
six — (the) sixth
seven — (the) seventh
eight — (the) eighth
nine — (the) ninth
nineteen — (the) nineteenth
Двадцатый, тридцатый и хоть девяностый
Образовать тоже очень просто.
Поставь ie вместо буквы y
И всякий раз th добавляй.
twenty — (the) twentieth

Игровые цифровые образовательные ресурсы внутри каждого урока распределены в логической последовательности с разворачивающимся сюжетом конкретного урока и  предусматривают последовательный переход от более простых заданий к более сложным.

Интерактивная доска– новый интеллектуальный
инструментарий учителя.

В нашу жизнь (мою и учеников) ворвались новые технологии. Теперь все обычные таблицы, схемы, модели превратились в интерактивные. На смену классной доске и мелу пришли интерактивная доска и маркер. Теперь мы (я и мои ученики) можем вывести любую информацию с компьютера, произвольно дополнить изображение, заметки, комментарии, примечания, свои суждения на обозрение всего класса.

Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс, это гораздо более доходчивый способ преподавания. Все учащиеся (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивной доски начали проявлять активность на уроках.

Новое оборудование, при умелом его использовании, поддерживает в классе атмосферу оживленного общения, вызывает дискуссии — это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. С помощью доски я могу всецело привлечь внимание учеников на всех этапах урока и получить возможность общаться с классом, не отходя от доски, продолжая работать с материалом.

Дети утверждают, что образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным. Учащимся нравится работать с электронной доской. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске. Использование электронных интерактивных досок может сделать образовательный процесс более увлекательным, приносящим ученикам истинное удовольствие, и они начинают уделять учебе больше внимания.

Наглядные материалы в виде объектов, разговаривающих на английском языке, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы обеспечили всеобщее внимание и понимание.

Большинство предлагаемых ЦОР носят интерактивный характер.

Основными заданиями являются следующие:

  • расположи реплики диалога в логической последовательности;
  • восстанови в диалоге стимулирующие реплики;
  • восстанови в диалоге реагирующие реплики;
  • прочитай диалог и замени в нем подчеркнутые слова другими, выбрав их из числа предложенных;
  • составь свой диалог с опорой на диалог — образец;
  • прочитай текст и выбери к нему подходящую иллюстрацию;
  • соотнеси смысловые фрагменты текста;
  • выдели в тексте избыточную информацию;
  • вставь в текст вместо картинок подходящие слова;
  • восстанови логическую последовательность текста;
  • ответь на вопросы текста;
  • проведи цветовую маркировку текста;
  • добавь информацию, подходящую к тексту;
  • послушай текст и выбери к нему соответствующий рисунок;
  • послушай текст и раскрась иллюстрацию к нему;
  • послушай текст и восстанови в рисунке отсутствующие фрагменты;
  • послушай текст и восстанови в нем пропущенные слова;
  • послушай и восстанови логическую последовательность текста
  • расположи картинки в логической последовательности;
  • напиши поздравительную открытку;
  • прочитай письмо и напиши ответ, используя образец письма;
  • напиши вопросы для предстоящего интервью;
  • ответь на вопросы анкеты и др.

Преимущества использования разработанных заданий в обучении иностранному языку на начальном этапе заключается:

  • в постоянной непосредственной реакции компьютера на действия учащихся в виде стимулирующих, побуждающих реплик и невербальных реакций действующих героев (улыбка и подмигивание героев, реплики «Great!», «Try again!», «Well done!», «Don’t worry», «Congratulations!»,etc.);
  • в создании естественной коммуникативной ситуации;
  • в дополнительной зрительной и слуховой поддержки в виде опорных фраз;
  • в наглядности и доходчивости презентации нового лексического и грамматического материала;
  • в развитии логического мышления;
  • в отработке нового лексического и грамматического материала  в занимательной форме;
  • в повышении мотивации и интереса учащихся этого возраста за счет использования анимации.

Заключение

Применение различных учебных  игр помогает увлечь ребят иностранным языком, создает условия для достижения успеха в изучении языка. А успех у каждого ученика свой. Кто–то работает над проектом и хочет принять участие в различных конкурсах, а кто- то (я имею в виду ученика младших классов) преодолев свою робость, впервые вышел к доске – и это тоже успех.

Но мы, учителя, должны помнить, что непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать:

  •  для учащихся 1 классов (6 лет) – 10 минут;
  •  для учащихся 2 – 5 классов – 15 минут;
  •  для учащихся 6 – 7 классов – 20 минут;
  •  для учащихся 8 – 9 классов – 25 минут;
  •  для учащихся 10 – 11 классов на первом часу учебных занятий – 30 минут,
    на втором – 20  минут.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного продукта, которое использует учитель в своей работе.

УДАЧИ!

Список использованной литературы:

  1. Сартан М. Верхом на драконе или что развивают компьютерные игры // Школьный психолог. 1999 №16
  2. Коляда С.  Умные игрушки // Коммерсант. Деньги. 2000 №33
  3. Викентьева А.Б. Компьютер как диагноз // Культура. 2000 №13
  4. Марысаев В.Б. 1001 вопрос и ответ про компьютер //Терра 2000
  5. Петрова Н.П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация // Аквариум 1997
  6. Шлимович Б. Компьютеры и дети // Наука и жизнь. 1998 №11
  7. Интерактивная доска Triumph Board в работе учителя. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Комментарии закрыты.