«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДВЕНТ-КАЛЕНДАРЯ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Среда 2 июля 2025

В современном мире преподаватели продолжают поиск наиболее эффективных способов обучения. Ведь каждому преподавателю важно, чтобы изученный материал запомнился и остался в памяти обучающихся надолго.

Автор: Яруллина Жанна Анатольевна
Место работы: НИУ «МЭИ», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Должность: старший преподаватель, кафедра иностранных языков

Применение нетрадиционных приемов в обучении английскому языку делает занятия гораздо более интересными и продуктивными. С приближением праздников преподаватели стараются найти креативные способы обучения английскому языку, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и интерактивным.

В это время очень важно поддержать ослабевающий накануне сессии интерес и сниженную мотивацию обучающихся. Прекрасным решением может стать адвент-календарь. Этот когда-то нетрадиционный для нашей страны инструмент, получающий все большее распространение в современное время, предлагает нетрадиционный подход к изучению английского языка. Каждый день, открывая «окошки» адвент-календаря, обучающиеся получают новые задания, которые способствуют развитию языковых навыков, знакомят с культурой стран изучаемого языка и помогают расширить свои знания по английскому языку.  Такой формат обучения делает процесс изучения английского языка более структурированным, добавляет элемент игры, что способствует повышению мотивации и вовлеченности обучающихся в образовательный процесс.

В данной статье мы расскажем об опыте применения адвент-календаря в обучении английскому языку студентов Национального исследовательского института «МЭИ». Что такое Адвент? В переводе с латыни данное слово означает «приход, пришествие». У католиков адвент – это название периода, который  предшествует празднику Рождества. В Европе ведение адвент-календаря стало традицией каждой семьи. В этот период каждый ребенок начинает ощущать приближение праздника. Основной задачей адвент-календаря является скрасить дни ожидания праздника. Адвент-календарь представляет собой игру в виде домика с открывающимися окошками, в которых могут лежать различные сладости и маленькие подарки. По традиции окошки календаря пронумерованы по количеству дней до Сочельника – от 1 до 24. Первый адвент-календарь появился в 1908 в Германии. Он был создан печатником из Мюнхена Герхардом Лангом. Он помнил, как в детстве его мама делала ему открытку с конфетой, чтобы скрасить ожидание праздника и получение «настоящих» подарков. На основе своих воспоминаний его компания создала первый адвент-календарь, представляющий собой 24 открытки, которые были прикреплены к картонной основе. В Россию такого вида игра пришла в 21, но с каждым годом она набирает все большое распространение. В современное время календарь рассчитывается исходя из потребностей и ситуации. К тому же сейчас можно найти адвент-календари для людей любого возраста с разнообразными подарками в окошках.

Преподаватели кафедры иностранных языков НИУ «МЭИ» приспособили адвент-календарь к проведению занятий по английскому языку со студентами. Практика применения адвент-календаря была реализована в группах студентов, обучающихся по программе «ЭТАЛОН». Программой предусмотрено более углубленное изучение английского языка с увеличенным вдвое количеством часов, что позволяет проводить занятия не только в традиционной форме, но и в игровой форме, а также широко применять различные методики в обучении английскому языку.

Для реализации данного адвента был куплен готовый календарь, состоящий из 16 окошек. Каждое окошко было заполнено шоколадками. Моим решением для стимулирования мотивации обучающихся к выполнению заданий адвент-календаря стала раздача небольших сувениров (брелки, блокноты, календари), привезенных из разных стран; они были добавлены в окошки с шоколадками. Это способствовало продуктивности работы по выполнению заданий адвент-календаря и вовлечению всех студентов в работу над заданиями. Кроме того, для каждого окошка было разработано индивидуальное задание, выполнив которое, обучающиеся получали возможность открыть любое окошко адвент-календаря и получить сладкий подарок и небольшой сувенир. По расписанию занятия по английскому языку проходят 2 раза в неделю. Следовательно, до зачетной недели в декабре было 6 занятий по английскому языку. Исходя из этого, было принято решение на каждом занятии открывать по 2-3 окошка.

Обучающиеся выполняют задания
адвент-календаря
Студенты-победители получают
подарки и сувениры

Итак, в конце ноября вместе с обучающимися группы за «круглым столом» мы подробно обсудили предстоящий режим работы в декабре. Мы познакомили студентов с понятием адвент-календаря, историей его появления, а также рассказали им о принципах работы с адвент-календарем и порядком проведения занятий с их применением. Была объявлена тема адвент-календаря «Christmas and New Year», что дало возможность обучающимся повторить лексический материал, связанный с данной темой и изучить материал, посвященный истории и традициям подготовки и проведения Рождества и Нового года в странах изучаемого языка.

На протяжении всего периода со 2 по 23 декабря обучающиеся получали 2-3 задания на каждом занятии. На решение того или иного задания отводилось ограниченное количество времени (от 15 до 20 минут). Задания выполнялись обучающимися индивидуально. По итогам выполнения заданий проводилась их оценка и определялся студент-победитель: тот студент, который набрал наибольшее количество баллов за задание. Студент-победитель открывал окошко адвент-календаря и получал сладкий подарок и сувенир.

Остановимся более подробно на некоторых заданиях, включенных в адвент-календарь. Все задания адвент-календаря были посвящены теме приближающегося праздника и представляли собой разного вида упражнения: match the pictures with the words, guess a film (watching trailers guess the name of the film), choose the correct alternative, guess a riddle, put the lines of the song in order you hear them, do the crossword, unscramble the words, watch the video and the dialogue in the correct order, find the words in the word search, listen to the song and fill in the missing words, match the definitions with the words. Ниже приведем примеры некоторых заданий адвент-календаря.

Christmas traditions quiz. Choose the correct alternative. (фрагмент задания)

1. December the 26th when children wake up and open their presents is called:

a) Boxing Day;
b) Presents’ Day;
c) The day of surprises.

2. How does Santa get into a house?

a) through the door;
b) through the chimney;
c) through the window.

3. What does Santa give to naughty children?

a) a stick;
b) a lump of coal;
с) nothing.

4. What do people usually eat for Christmas dinner?

a) fish and chips;
b) turkey and Christmas pudding;
c) Yorkshire pudding and roast beef.

5. What do children usually leave for Santa near the Christmas tree?

a) a “thank you” note;
b) a small present;
c) milk and cookies.

Guess a film (watching trailers guess the name of the film).

Данное задание было представлено в виде презентации, на каждом слайде которой был размещен трейлер к фильму, посвященному или связанному с празднованием Рождества или Нового года. Просматривая видеофрагмент на английском языке, обучающимся необходимо было записать название фильма, отрывок из которого они увидели.

Put the lines of the song in order you hear them.

Отрывок песни, в котором строки перемешаны.

Let it snow, let it snow, let it snow
Oh, the weather outside is frightful
Man, it doesn’t show signs of stopping
And I brought some corn for popping
Let it snow, let it snow, let it snow
But the fire is so delightful
The lights are turned way down low And since we’ve no place to go

Key (отрывок песни, в котором строки расположены в правильном порядке).

Oh, the weather outside is frightful
But the fire is so delightful
And since we’ve no place to go
Let it snow, let it snow, let it snow
Man, it doesn’t show signs of stopping
And I brought some corn for popping
The lights are turned way down low Let it snow, let it snow, let it snow

Do the crossword

Задание “Do the crossword” состояло из сетки кроссворда в распечатанном виде, которую получил каждый студент, и презентации, представленной на экране смарт-доски. На него были выведены условия кроссворда в виде картинок. Студентам необходимо было заполнить сетку кроссворда активной лексикой, основываясь на условия-картинки.

Unscramble each of the clue words (фрагмент задания)

NASTA  __  __  __  __  __

SIEGLH __  __  __  __  __  ­­__

NEIREEDR __  __  __  __  __  __  __  __

TERWAH __  __  __  __  __  ­­__

SIETOMTEL __  __  __  __  __  __  __  __  __

Find the words in the wordsearch and number the pictures (фрагмент задания)

Задание “Find the words in the wordsearch and number the pictures” состояло из нескольких этапов. Обучающимся был представлен список слов, которые необходимо было найти в сканворде -первый этап задания. На втором этапе студентам необходимо было пронумеровать картинки, сопоставив их со словами. И на последнем этапе, используя оставшиеся буквы, обучающимся необходимо было разгадать секретное послание.

Подводя итог можно сделать вывод, что для совершенствования навыков и умений по английскому языку, для более глубокого усвоения нового материала и закрепления пройденного материала на занятиях необходимо применять игровые методики, разновидностью которой и является адвент-календарь. Главное преимущество данной формы работы с обучающимися – это повышение интереса и мотивации к изучению английского языка. Давно известно, что, если обучающийся мотивирован, заинтересован и с удовольствием выполняет задания – это практически 100 процентов успеха. Об успешности применения адвент-календаря в обучении английскому языку студентов технического вуза говорят результаты теста и опроса, проведенные в последующем.

Комментарии закрыты.