«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 95 ЛЕТ. ЧАСТЬ 3. 1960–1970 гг.

Пятница 15 августа 2025

В данной статье мы расскажем о части учебной литературы по английскому языку из фонда библиотеки издательства «Просвещение» за периоды 1960-1970 гг.

Автор: Ширинян Марина Витальевна, 
педагогический дизайнер Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение», старший преподаватель Института иностранных языков для профессиональных целей Первого МГМУ
им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовского Университета), лауреат конкурса «От традиций –
к инновациям!»

В указанный период преподавание английского языка в советских школах действительно претерпело значительные изменения, став более систематизированным и методически продвинутым, но при этом сохраняло ряд идеологических и организационных особенностей, характерных для советской образовательной системы.

  1. Ослабление идеологического давления
  • По сравнению с 1950-ми, тексты стали менее политизированными, но сохраняли «советский колорит» (упоминания о космосе, дружбе народов, мирном труде).
  • В этот период были введены единые учебные программы и стандартизированные учебники, что повысило системность обучения.
  • Появились адаптированные и более современные учебные пособия, тексты из зарубежной литературы, например книги Ч. Диккенса и Дж. Лондона, учебник Старкова «Английский язык» (для 4–10 классов), которые использовались долгие годы.
  1. Улучшение методики
  • Больше игровых элементов, наглядности (рисунки, схемы).
  • Грамматика объяснялась проще, чем в 1950-х. Акцент делался на грамматико-переводной метод, но постепенно внедрялись элементы аудиолингвистичпского и структурного подходов.
  • Расширилась сеть педагогических институтов, где готовили преподавателей иностранных языков.
  • Учителя стали чаще проходить курсы повышения квалификации, в том числе с элементами зарубежных методик (хотя доступ к аутентичным материалам был ограничен).
  1. Развитие коммуникативного подхода
  • Усиление внимания к устной речи: диалоги, фонетические упражнения, например: учебнике «Английский язык для 5 класса» (под ред. И. Н. Верещагиной, 1970-е) были попытки имитировать реальное общение, но диалоги оставались искусственными: «This is a pen. Is this a pen? Yes, it is a pen.»
  • Включение аудирования (магнитофонные записи в школах).
  • В некоторых учебниках стали появляться Диалоги бытового характера (в магазине, на почте, в школе), хотя они были шаблонными и лишенными естественности. Ролевые игры – в экспериментальных школах, но редко в массовых учебниках.

Теперь перейдём к самим учебным изданиям. Кто их писал и о чём они были.

Агибалова Екатерина Васильевна (1912–1998)

  • Советский методист по истории и учитель истории, автор школьного учебника «История средних веков» для 6-го класса (в соавторстве с Григорием Донским).
  • Специализировалась на адаптации
    исторического материала для школьников.
  • Лауреат Государственной премии СССР
    в области науки и техники (1973).

Донской Григорий Маркович (1908–1994)

  • Советский историк-медиевист, педагог
    и методист.
  • Автор и соавтор учебников по истории Средних веков и Нового времени.
  • В соавторстве с Екатериной Агибаловой создал школьный учебник «История Средних веков» для 6-го класса, который выдержал более 25 переизданий и издавался за пределами СССР.
  • Автор методических статей, учебных пособий
    и исследований по дидактике.
  • Лауреат Государственной премии СССР (1973).

Их книга  “History of the Middle Ages” впервые издалась Государственным учебно-педагогическим издательством Министерства Просвещения РСФСР в 1960-е годы.

О чём:

  • История Европы V–XV вв.: феодализм, церковь, крестовые походы, культура.
  • Акцент на социально-экономические процессы без глубокого анализа религии. В отличие от британских или американских учебников, в советской версии могли исключаться темы, связанные с позитивной ролью церкви или западноевропейских монархий.
  • Упрощённые тексты с идеологическим подтекстом (критика феодального гнёта). Учебник предназначался для советских школьников, лексика и грамматика были адаптированы под уровень учащихся.

Цель:

  • Обучение английскому через историческую лексику.
  • Использовалась в спецшколах и классах с углублённым изучением языка.
  • Адаптирование для советских учащихся (с идеологическим уклоном).

Шалаев Василий Феофилович (1890–1969)

  • Советский педагог-методист, специалист по преподаванию естествознания и биологии в школе.
  • Доктор педагогических наук (1962 г.).
  • Участвовал в создании учебников для средних классов.

Рыков Николай Александрович (1910–984)

  • Советский учёный-биолог и педагог, автор школьных учебников по зоологии.
  • Заведующий кафедрой методики преподавания естествознания Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена (1966–1984).
  • Акцент на доступное изложение материала для школьников.

Их учебник: «ZOOLOGY – Textbook for the 6th and 7th forms» впервые издалась Государственным учебно-педагогическим издательством Министерства Просвещения РСФСР в 1966-м году.

О чём:

  • Основы зоологии: строение животных, классификация, особенности разных групп (беспозвоночные, рыбы, птицы, млекопитающие).
  • Упор на научную лексику на английском языке.
  • Простые тексты, схемы и иллюстрации для лучшего усвоения.

Цель:

  • Изучение английского через научно-популярные тексты по биологии.
  • Использовалась в школах с углублённым изучением английского.
  • Подготовка к научной карьере и международному обмену. СССР готовил кадры для международного сотрудничества (например, для участия в олимпиадах, конференциях). Умение читать научные тексты на английском было важно для будущих биологов, медиков, экологов.
  • Обучение иностранных учащихся. В СССР учились дети дипломатов, студентов из соцстран (например, Кубы, Вьетнама, ГДР). Для них выпускались учебники на английском как на языке-посреднике (особенно если они не владели русским).

В следующей статье мы рассмотрим период 1970—1975 годов.

Ознакомиться с публикациями за периоды 1950-1960 гг. вы можете на сайте журнала «Просвещение. Иностранные языки»,  в рубрике «95 лет ВМЕСТЕ С ВАМИ!»

Комментарии закрыты.