ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КОЛЛЕДЖЕ
Автор: Марина МОСИНА | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Вторник 26 августа 2025
В современных условиях подготовки специалистов среднего профессионального образования и текущей жизни, поступая в колледж, обучающиеся нацелены на получение конкретной полюбившейся им профессии и специальности, которые интересны для них и именно поэтому выбраны ими.

Автор: Мосина Марина Николаевна
Место работы: ГБПОУ города Москвы “Московский образовательный комплекс ЗАПАД”
Должность: преподаватель
Изучая иностранный язык, знакомясь с иностранной профессиональной литературой других стран по своей специальности, обучающиеся обогащают свои теоретические и профессиональные знания.
При этом, развитие профессиональных навыков и совершенствование практического опыта по специальности, в определённой степени, могут быть достигнуты и усилены путём изучения и овладения дисциплиной “Иностранный язык в профессиональной деятельности” и именно для этого целесообразно использовать практико-ориентированный подход к освоению иностранного языка. Практико-ориентированный подход нашёл применение в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы “Московский образовательный комплекс ЗАПАД”, в частности, в обучении учащихся в группах по профессии среднего профессионального образования «Повар, кондитер» и по специальности «Поварское и кондитерское дело».
Практико-ориентированный подход предполагает получение знаний по иностранному языку на основе активной профессиональной деятельности обучающихся и их личной заинтересованности в приобретении знаний. Использование практико-ориентированного подхода к обучению способствует более полному овладению иностранным языком как средством общения в условиях профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельностью учащихся. Под практико-ориентированным проектом, в данном случае, понимается работа над практическим решением проблемы путем проектной профессиональной деятельности обучающихся и применение на практике приобретенных ими знаний. При этом, помимо обучения иностранному языку и развития речевых навыков, огромное значение имеет совершенствование практической подготовленности обучающихся и обеспечение условий комплексного применения имеющихся у них профессиональных знаний.
Использование этого вида проекта действительно способствует более полному овладению иностранным языком как средством профессионального общения в реальных условиях, а также позволяет совершенствовать само мастерство. И именно профессиональное обучение призвано раскрыть и развить способности и задатки обучающихся, а также содействовать и помогать их творческому саморазвитию. И исключительно, и несомненно путем практической деятельности в учреждениях среднего профессионального образования расширяется кругозор учащихся, закрепляются и совершенствуются полученные ими новые знания, навыки и умения и идет рост будущих специалистов.
Практико-ориентированный проект был реализован в ГБПОУ города Москвы «Московский образовательный комплекс ЗАПАД» обучающимися, которые в будущем будут работать поварами, кондитерами, а также специалистами по поварскому и кондитерскому делу.
На занятиях была выбрана тема урока — «Приготовление блюда английской кухни с комментариями на английском языке и с одновременным переводом» в ходе освоения учебной дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Была определена доминирующая проектная деятельность — прикладная, то есть, практико-ориентированная, означающая, что продукт этой деятельности можно применить в нашей реальной жизни или в обучении, а также поставлена цель проекта — совершенствование профессиональной коммуникации на иностранном языке и развитие речевых навыков в области профессиональной деятельности. По своей типологии это – межпредметный практико-ориентированный проект, проводимый в рамках нескольких учебных предметов и областей знаний, знаний иностранного языка в профессиональной деятельности и знаний, связанных с профессиональными модулями по приготовлению холодных блюд, горячих блюд и закусок сложного ассортимента. В качестве рецептов были подобраны исключительно неадаптированные рецепты английской кухни, взятые прямо из реальной жизни, что даёт возможность провести образовательный процесс более полезным и привлекательным, а также усиливает желание и интерес к изучению иностранного языка и способствует развитию коммуникативных навыков.
Совместно с преподавателем обучающимися были сформулированы и поставлены задачи занятия, выдано задание и проведено его коллективное обсуждение. Для работы над проблемой учащиеся предпочли работать в парах или в небольших группах, а некоторые пожелали выполнять свою работу индивидуально, что способствовало именно их творческому развитию. В процессе подготовки к занятию ими была проведена кропотливая самостоятельная внеаудиторная работа по выбору рецепта блюда из английской кухни, и его приготовление на практических занятиях с комментариями и диалогами на английском языке, а также отработка кулинарных навыков накануне в домашних условиях. При этом именно в умении комментировать приготовление выбранного блюда на английском языке была проявлена степень коммуникативной способности и навыков каждого учащегося, показано умение работать совместно с коллегами, выбирать свой стиль общения в различных производственных и профессиональных ситуациях, а также искусство вести диалог. Одновременно с этим, комментирование выполняемых процессов приготовления блюд при индивидуальной работе оказалось также полезным. Для совершенствования коммуникативных навыков на английском языке и развития кругозора по выбранной специальности обучающиеся колледжа пользовались литературой, приведенной в конце статьи. Последовательность выполнения практико-ориентированного проекта «Приготовление блюда английской кухни с комментариями на английском языке и с одновременным переводом» в ходе освоения учебной дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в колледже показана на рис. 1.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТА «ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮДА АНГЛИЙСКОЙ КУХНИ С КОММЕНТАРИЯМИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

Рис. 1. Последовательность выполнения практико-ориентированного проекта «Приготовление блюда английской кухни с комментариями на английском языке» в процессе освоения учебной дисциплиной «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в колледже.
Обучающимися были выбраны различные блюда английской кухни, проработаны их рецепты и некоторые из этих блюд, были приготовлены, в частности, «Bread and cheese soup», «Baked aubergine slice», «Tuna Croissants», «Tomato and Garlic Muffin Parcels», «Pork and apple Hot-Pot».
После проведения этого мероприятия учащиеся с преподавателем коллективно обсудили проделанную работу, подвели итоги по приготовлению блюд с учетом комментариев на английском языке и одновременным их переводом и проанализировали полученный результат. В рассматриваемом практико-ориентированном проекте «Приготовление блюда английской кухни с комментариями на английском языке и с одновременным переводом» участвовали обучающиеся нескольких групп. Данная проделанная работа была направлена на совершенствование умения владения совместной профессиональной деятельностью и на совершенствование навыков профессионального общения на иностранном языке. Обучающиеся в разной степени проявили способности и умение согласовывать свои действия с действиями коллег в различных деловых ситуациях, а также практиковать перевод и поддерживать диалог на иностранном языке, что само по себе и является совершенствованием их профессионально-коммуникативной компетенции.
Литература.
- Смирнова Е. Ю., Смирнов Ю. А. Учебник СПО. Английский язык. М.: Издательство “Просвещение”, 2025, с. 256.
- Англо-русский кулинарный словарь Атлас профессий. “My future is in Russia”. https://forum.say7.info/topic5626.html?ysclid=lm8486ol 1c661817396
- Culinary Terms / Кулинарные термины. Атлас профессий. “My future is in Russia” https://hmhub.in/culinary-terms/