«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 95 ЛЕТ. ЧАСТЬ 7. 1995–2000 гг.

Пятница 19 сентября 2025

В данной статье мы расскажем о части учебной литературы по английскому языку из фонда библиотеки издательства «Просвещение» за периоды 1995-2000 гг.

Автор: Ширинян Марина Витальевна, 
педагогический дизайнер Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение», старший преподаватель Института иностранных языков для профессиональных целей Первого МГМУ
им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовского Университета), лауреат конкурса «От традиций –
к инновациям!»

Оставив позади узы цензуры и открыв пути к работам зарубежных авторов, издательство начало осваивать новые высоты. Период книгоиздания с 1995 по 2000 гг. стал для «Просвещения» временем дальнейшей адаптации к рыночным условиям и поиска своей ниши в новой России. Этот период стал важным этапом на пути к современному облику издательства.

В ассортименте появились книги, ориентированные на массового читателя, развлекательная литература. Продолжалась работа по созданию учебников, отвечающих требованиям времени. Постепенно начали внедряться новые технологии в издательский процесс. Компьютеризация и новые возможности печати позволяли улучшить качество изданий и сократить сроки их выпуска. Среди самых ярких публикаций вышли в свет следующие работы.

  1. Учебники:
Верещагина Ирина Николаевна
«Английский язык учебник для 1 класса»,
годы выпуска: 1998–2000.
 
Учебник представляет собой устный курс английского языка, который помогает первоклассникам освоить базовые сведения об английской фонетике, лексике и грамматике. Курс выстроен с учетом возрастных особенностей детей и учит говорить по-английски на близкие им темы.
 
Денисова Людмила Георгиевна
«Английский язык для 11 класса»,
годы выпуска: 1997–2000.
 
Учебник предназначен для углубленного изучения английского языка в рамках профильного образования. Курс предлагает опору на базовый уровень освоенности английского языка и ориентирован на учащихся 10–11 классов, которые планируют по окончании средней школы продолжить обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.
 
Клементьева Татьяна Борисовна
«Счастливый английский книга 4»,
годы выпуска: 1997–2000.
 
Учебник по английскому языку для общеобразовательных школ, созданный российским и английским авторами. Содержит лучшие методические приемы, выработанные в отечественной и мировой практике обучения иностранным языкам. Написан подлинным английским языком, личностно ориентирован, содержит жизненно важный, интересный занимательный материал, включает вопросы для самопроверки, ключи, различные приложения и англо-русский словарь.
 
  1.  Учебные пособия:
Афанасьева Ольга Васильевна
««Какой» или «который»?»,
годы выпуска: 1999–2000.
 
Тесты по английскому языку. Пособие предназначено для самостоятельной учебной работы по английскому языку, помогает восстановить и освежить знания, полученные в школе. Книга ориентирована на преодоление основных сложностей грамматики и лексики изучаемого языка. 
 
Дубровин Марк Исаакович
«Иллюстрированная грамматика английского языка»,
год выпуска: 1999.
 
Пособие представляет все грамматические явления и правила, необходимые для владения языком, в рисунках, ситуациях и сюжетах. Все грамматические пояснения и комментарии даются на русском языке, что значительно облегчает понимание излагаемой темы и расширяет круг пользователей. Разделы книги: существительное, артикль, прилагательное, наречие, глагол, частицы, междометия, модальные слова, местоимение, числительное, союз, предлоги, синтаксис, глаголы с предлогами и наречиями.
Тарасова Ирина Петровна
«Деловой английский»,
год выпуска: 1999.
 
Учебник по английскому языку для средней школы, посвященный деловой коммуникации. Содержит много интересных фактов из истории и деловой жизни США и Великобритании. Включает серию упражнений, которые помогают активизировать приобретенные навыки в речи.
 
Тер-Минасова Светлана Григорьевна
«Английский без учителя»,
год выпуска: 1997.
 
Пособие предназначено для тех, кто хочет изучить, освежить в памяти, повторить и закрепить основы английской лексики и грамматики. Книга состоит из двух разделов: первый раздел включает тексты общего характера, снабженные комментариями, в которых на русском языке в доступной форме объясняются правила грамматики, употребления слов и т. д., а также упражнения для закрепления пройденного материала. Второй раздел содержит справочник по фонетике.
 
  1. Рабочие тетради::
Верещагина Ирина Николаевна
«Английский язык рабочая тетрадь для 1 класса»,
годы выпуска: 1998–2000.
 
Тетрадь входит в состав учебно-методического комплекта по английскому языку и вместе с учебником представляет собой начальный устный курс для учащихся 1-го класса школ. Цель: развитие техники письма, помощь детям освоить правила написания английских букв и научиться использовать в речи изученные слова. Предназначение: для младших школьников, изучающих английский язык с преподавателем или репетитором, а также дома с родителями.
 
Клементьева Татьяна Борисовна
«Счастливый английский книга 4, рабочая тетрадь»,
годы выпуска: 1997–2000.
 
Рабочая тетрадь является дополнением к учебнику из той же серии и предназначена для учащихся 4 класса. Содержит разнообразные упражнения, направленные на закрепление материала, изученного в учебнике.
 
Кузовлев Владимир Петрович
«Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 6 класса»,
годы выпуска: 1998–2000.
 
Предназначена для активизации и закрепления учебного лексико-грамматического материала. Разбита на циклы, каждый из которых соотносится с соответствующим циклом основного учебного пособия. Может применяться учащимися как на уроке, так и для самостоятельных занятий дома.
 

4. Хрестоматии:

Кузовлев Владимир Петрович
«Книга для чтения к учебнику английского языка для 6 класса»,
годы выпуска: 1998–2000.
 
Пособие является составной частью учебно-методического комплекта «Английский язык» для учащихся 6 класса общеобразовательных организаций. Книга состоит из коротких рассказов, отрывков из произведений популярной детской литературы, писем, стихов, текстов, отвечающих возрастным особенностям учащихся. Тексты сопровождаются разнообразными упражнениями для развития умения читать.
 
Ольховая Ольга Вадимовна
«Читаем с удовольствием»,
год выпуска: 1997.
 
Пособие по обучению чтению для учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка. Книга предназначена для тех, кто продолжает изучение английского языка на продвинутом уровне. В ней представлены аутентичные тексты из англоязычных журналов и газет, содержание которых тесно связано с темами, традиционно изучаемыми на занятиях в школе.
 
Тарасова Ирина Петровна
«Моя первая книжка про Плюшевого Мишку»,
год выпуска: 2000.
 
Дидактический материал для дошкольников и младших школьников, который предназначен для тех, кто начинает изучать английский язык. В ней сказочные персонажи помогают мальчику Мише усваивать азы английского языка — писать буквы, повторять пройденный материал и выполнять новые задания Большой Медведицы.
Тарасова Ирина
«Моя вторая книжка про Плюшевого Мишку»,
год выпуска: 2000.
 
Дидактический материал для дошкольников и младших школьников, который предназначен для тех, кто начинает изучать английский язык. В ней сказочные персонажи помогают мальчику Мише усваивать азы английского языка — писать буквы, повторять пройденный материал и выполнять новые задания Большой Медведицы.
1997
Ольховая Ольга Вадимовна — российский лингвист, учитель английского языка, кандидат филологических наук (1986), почетный работник общего образования (2011).

· «Читаем с удовольствием». Книга для тех, кто продолжает изучать английский язык на продвинутом уровне. Издана в Москве в 1997 году издательством «Просвещение».
1997
Тер-Минасова Светлана Григорьевна — советский и российский лингвист, доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ, Президент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ, заведующая кафедрой теории преподавания иностранных языков.

· Окончила романо-германское отделение филологического факультета МГУ по специальности «романо-германская филология» с отличием в 1961 году.

· Работала на кафедре английского языка этого факультета преподавателем, старшим преподавателем, доцентом, профессором.
· В 1970 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Синтез продуктивных и полупродуктивных словосочетаний и вопрос о логике языка». В 1982 году — докторскую диссертацию на тему «Синтагматика функциональных стилей».
· В 1988 году стала деканом-организатором открытого по ее инициативе факультета иностранных языков МГУ имени М. В. Ломоносова.
· С 2012 года исполняет обязанности президента факультета, являясь одновременно и заведующей кафедрой теории преподавания иностранных языков.
· Автор более 200 научных работ, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе 10 монографий и 6 учебников. 
 
1997–2000
Денисова Людмила Георгиевна — российский ученый, методист, руководитель лаборатории обучения иностранным языкам Института общего образования Министерства образования Российской Федерации.

· Популяризатор метода Г. Лозанова в России.
· Автор трех учебников по английскому языку для учащихся общеобразовательных школ (один из учебников написан в соавторстве с профессором C. М. Мезениным), а также сопутствующих учебных материалов — книги для чтения и книги для учителя.
· В 1968 году с отличием окончила романо-германское отделение Крымского педагогического института по специальности «английский язык». Работала учителем английского в школе.
· В 1973 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Методика преподавания иностранных языков в средней школе».
· С 1973 года преподавала английский язык и педагогику в МГУ им. М.В. Ломоносова, затем в МПГУ.
· В январе 1992 года Людмила Денисова возглавила лабораторию обучения иностранным языкам Института общего образования Министерство образования РФ, где занималась продвижением интенсивной методики обучения иностранным языкам в регионы и ближнее зарубежье с целью ознакомления с ней преподавателей иностранных языков школ.
1998–2000
Кузовлев Владимир Петрович — кандидат педагогических наук, профессор.
· Родился 10 июня 1951 года в селе Кузовлево Лев-Толстовского района Рязанской (ныне Липецкой) области.

· Окончил среднюю школу в 1968 году с серебряной медалью.
· Для дальнейшего обучения выбрал факультет иностранных языков Елецкого педагогического института. В 1970 году защитил диплом с отличием в Липецке, куда перевели факультет.
· После окончания вуза Владимир Кузовлев остался преподавать на кафедре английской филологии. Под руководством профессора Е. И. Пассова защитил кандидатскую диссертацию, в которой рассматривал проблему формирования у детей коммуникативной потребности общения на иностранном (английском) языке.
· Под руководством В. П. Кузовлева была создана предметная линия учебно-методического комплекта по английскому языку для средней школы. Она более 20 лет входит в Федеральный Перечень учебных изданий, выдержала десятки переизданий и широко используется во всех регионах России.
· В 2004–2014 годах В. П. Кузовлев возглавлял Липецкий филиал издательства «Просвещение».
 
1999–2000
Афанасьева Ольга Васильевна — доктор филологических наук, профессор, заслуженный профессор МГПУ, заведующая кафедрой английской филологии. 

· В 1971 году с отличием окончила факультет английского языка Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина.
· С 1975 года работает в высшей школе.
· В течение 10 лет возглавляла секцию английского языка федерального экспертного совета при Министерстве образования РФ.
· Автор многочисленных учебников и учебных пособий по английскому языку для средней общеобразовательной и высшей школы.
· Автор таких работ, как «Лексикология английского языка», «Практикум по типологии английского языка», шеститомник «Мировая классика на английском языке» и другие.
· Член редколлегии журнала «Иностранные языки в школе».
· Неоднократно проходила зарубежные стажировки в Великобритании, Греции, США, Турции, участвовала в международных симпозиумах и конференциях.
 

Период книгоиздания с 1975 по 2000 годы в издательстве «Просвещение» стал важной вехой в истории отечественной литературы и образования. Находясь под контролем цензуры со стороны государства, издательство успешно справлялось с задачей выпуска учебников и пособий, соответствующих идеологии «развитого социализма».

С началом перестройки и последующими изменениями в политической и экономической сферах, «Просвещение» получило возможность расширить свои горизонты, издавая ранее запрещенные произведения и адаптируя учебные материалы к современным требованиям.

Переход к рыночным условиям в конце 1990-х годов открыл новые перспективы для издательства. Внедрение новых технологий, ориентация на массового читателя и развитие учебников, свободных от идеологических ограничений, способствовали качественному улучшению изданий.

На протяжении десятилетий «Просвещение» пережило различные внешние и внутренние изменения, и именно эта способность к адаптации послужила фундаментом для дальнейшего развития и актуальности издательства в условиях быстро меняющегося мира.

Что касается  периода с 2000 по 2010 гг., то в этот период издательство «Просвещение» активно развивало учебники по английскому языку, отвечая потребностям современного образования и требованиям времени. В этот время были выпущены несколько значимых учебных пособий, которые стали основой для изучения английского языка в российских школах. В  8 части статьи мы рассмотрим издания данного периода.

Ознакомиться с публикациями за периоды 1985-1995 гг. вы можете на сайте журнала «Просвещение. Иностранные языки»,  в рубрике «95 лет ВМЕСТЕ С ВАМИ!»

Комментарии закрыты.