«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ КЛАССОВ

Среда 1 октября 2025

Сегодня образовательные учреждения предлагают школьникам уникальную возможность осознанного выбора будущей профессии. Многие школы предлагают специализированные направления (инженерные, предпринимательские, медицинские классы), где ученики могут углублённо изучать дисциплины, связанные с будущей профессией.

Автор: Варшавская Мария Игоревна
Место работы: ГБОУ Школа №2006, г. Москва
Должность: учитель английского языка

Медицинские классы — это одно из самых востребованных направлений профильного обучения. Помимо углубленного изучения биологии и химии, обязательным компонентом образовательной программы медицинских классов становится изучение английского языка. Это обусловлено рядом объективных факторов, делающих знание иностранного языка необходимым условием успешной профессиональной карьеры врача будущего поколения.

В настоящее время медицинская наука развивается стремительно, и ключевые исследования, инновационные методики лечения и международные стандарты публикуются преимущественно на английском языке. Владение медицинским английским открывает перед будущими врачами доступ к актуальной научной информации, позволяет участвовать в международных образовательных программах и делает профессиональное портфолио более конкурентоспособным.

В издательстве «Просвещение» представлена новая серия учебных пособий «Язык.Профиль.Карьера», разработанных специально для предпрофессиональных классов. Данная серия включает пособие для медицинских классов «Language Skills for Future. Medicine», авторами которого являются Н.А. Ахренова, И.Ю. Мигдаль, Ю.И. Штейнгауэр и другие.

Этот учебник – не просто сборник упражнений, а важный инструмент для формирования профессиональных компетенций. Он помогает освоить медицинскую терминологию и сформировать основы профессиональной коммуникации.

Учебник построен таким образом, чтобы максимально эффективно подготовить учеников к будущей профессии медика. Структура пособия предусматривает последовательное изучение материала. Пособие содержит четыре модуля, каждый из которых разделен на несколько уроков.  Каждый модуль охватывает широкий спектр аспектов медицинской науки — начиная с истории медицины и заканчивая перспективами её дальнейшего развития. Особое внимание уделено знакомству учащихся с достижениями выдающихся представителей медицинского сообщества прошлого и настоящего, а также тенденциям современной медицины.  

Последовательность предложенных упражнений направлена на формирование и совершенствование компетенций во всех аспектах речевой деятельности учащихся и уверенного владения языком медицинских терминов.

Одним из важнейших компонентов структуры каждого модуля является раздел lead-in. Его основная задача — плавно подвести учащихся к теме урока, а также активизировать уже имеющиеся знания в данной области, понять, с какими трудностями может столкнутся учащийся. Это короткое упражнение, на 2-5 минут, представленное в пособии в разных вариантах. Например, учащимся предлагается обсудить реальную ситуацию и предложить порядок действий в случае, если какой-то человек на улице теряет сознание в жаркий летний день. Другое упражнение включает работу с облаком слов на медицинскую тему, где учащиеся должны объяснить значение слова и определить часть речи. Иногда предлагаются цитаты известных врачей, которые необходимо прокомментировать и далее высказать свое мнение. Помимо этого, предлагаются задания на разбор рекомендаций, представленных в форме инфографики, проведение опросов, заполнение небольших таблиц и анализ полученных результатов.

Формирование лексических навыков играет значимую роль в процессе овладения иностранным языком, поэтому следующий этап в каждом уроке пособия предполагает введение и семантизацию новых лексических единиц. Для успешного освоения и закрепления нового словарного запаса в пособии предусмотрены разнообразные увлекательные и эффективные упражнения, обеспечивающие успешное усвоение и практическое применение изучаемой лексики. Отработка лексики обеспечивается путем выполнения большого количества упражнений. Например, подбор правильного определения, к слову, заполнение пропусков в предложениях, определение слова, не подходящего по смыслу к остальным в группе, проверка правильности употребления слов в контексте, подбор синонимов, классификация слов по заданным критериям, выбор подходящего по значению слова, перевод предложений на английский язык, а также установление соответствия между русским словом и его английским эквивалентом.

Практическая направленность владения иностранным языком в рамках школьной программы способствует повышению интереса учителей и методистов к вопросам развития навыков аудирования. Сегодня особое значение приобретает обучение этому навыку, поскольку полноценное использование языка подразумевает также свободное восприятие английской речи на слух. Поэтому на каждом занятии пособие помогает учащимся совершенствовать навыки аудирования, предлагая разнообразные и увлекательные форматы упражнений. Среди них — живые диалоги, короткие голосовые сообщения, фрагменты радиопередач, познавательные подкасты, практические инструкции, интервью и академические лекции. Все аудиотексты подобраны с учетом актуальных тем и реальных жизненных ситуаций, что позволяет не только тренировать восприятие на слух, но и быть готовым к повседневному общению в различных ситуациях. Каждое задание не просто тренирует восприятие на слух, но и вовлекает учеников в процесс: перед прослушиванием учащимся предлагается ответить на вопросы, во время прослушивания – выполнить такие задания, как заполнение таблицы, восстановление хронологического порядка, сопоставление говорящего и его мнения, заполнение пропусков в предложении, определение верны или неверны утверждения, выбор правильного варианта ответа.

Формирование навыков чтения – это один из аспектов изучения иностранного языка, которому всегда уделялось большое внимание. В пособии предложены разнообразные типы текстов, адаптированные под потребности будущих медиков. Помимо традиционных форматов текста, включающих биографии, описания, рекомендации, интервью, рекламу, энциклопедические статьи, в пособии встречаются современные виды представления материала, такие как инфографика, таблицы и листовки. К каждому тексту подобраны разнообразные задания: перевод с русского на английский фраз и выражений из текста, сопоставление заголовков и отрывков текста (задание формата ЕГЭ), задания на определение верности/неверности утверждений, вопросы на понимание прочитанного, заполнение пропусков, выбор варианта ответа. Читая тексты на медицинскую тематику, учащиеся развивают кругозор, увеличивают свой активный словарный запас, развивают способность анализировать информацию, формируют навыки критического осмысления материала.

Пособие «Language Skills for Future. Medicine» предлагает задания, нацеленные на закрепление грамматических конструкций. В упражнениях отрабатывается использование времен глаголов, наречий частотности, предлогов, модальных глаголов, степеней сравнения прилагательных и сравнительных конструкций, исчисляемых и неисчисляемых существительных, собирательных существительных, артиклей и неопределённых местоимений, построению относительных придаточных предложений, применению союзов, инфинитива и герундия, условных предложений, пассивного и каузативного залогов.

 На уроках английского языка формирование навыков говорения и письма имеет ключевое значение для достижения коммуникативной компетенции. Устная речь позволяет эффективно общаться в реальных ситуациях, а письменная речь развивает критическое мышление и позволяет глубже понимать язык. Оба навыка взаимосвязаны и дополняют друг друга, способствуя всестороннему овладению языком. 

Для развития и совершенствования навыка устной речи в пособии дан ряд упражнений различной сложности, направленных на всестороннее развитие коммуникативных способностей учащихся. Задания подобраны таким образом, чтобы стимулировать интерес учеников и обеспечить разнообразие учебного процесса. Например, учащимся предлагается изучить сведения о становлении службы скорой помощи в России и проанализировать значимость каждого этапа развития службы для общества. Анализируя исторические факты, ученики получают возможность расширить кругозор и развить аналитические способности.

Особое внимание уделяется развитию критического мышления путем обсуждения цитат известных медицинских деятелей. Так, учащимся предлагается обсудить высказывание известного врача Николая Ивановича Пирогова, утверждавшего, что будущее медицины лежит именно в профилактике заболеваний («Будущее принадлежит медицине предохранительной»). Предлагается самостоятельно сформулировать собственное отношение к этому мнению, провести аналогию с современными реалиями и аргументированно обосновать свою позицию.  Навыки диалогической речи формируются через участие в беседах с партнерами на заданную тему. Иногда учащимся предлагается информация в виде графика, инфографики, таблицы, рекламы или линии времени, которые необходимо проанализировать. Такие упражнения способствуют развитию умения анализировать визуальную информацию, что будет необходимо том числе и для подготовки к единому государственному экзамену. Еще одним эффективным методом тренировки навыка говорения является подготовка короткого сообщение продолжительностью не более 2-х минут с использованием ключевых понятий, подготовка сообщения по заданному плану или создание презентации. Есть задания, нацеленные на работу в парах или группах, где учащимся предлагается смоделировать реальные жизненные ситуации. Выполнение заданий в команде способствует формированию важных социальных компетенций, включая умение сотрудничать, учитывать интересы других людей и находить компромиссные решения.

Задания, направленные на развитие письменных навыков, представлены многообразием жанров и форматов, способствующих в том числе подготовке учащихся к успешному прохождению Единого Государственного Экзамена по английскому языку.  Они включают написание личного письма, а также анализ графиков, что развивает способность понимать и передавать статистическую информацию. Учащиеся также работают над созданием инструкций, рекомендаций и рецептов, учатся писать статьи, истории, доклады и эссе, заполнять анкеты и составлять пресс-релизы и подбирать вопросы для интервью. Такое широкое разнообразие письменных заданий способствует глубокому освоению всех аспектов английского языка и готовит учащихся к эффективному использованию полученных навыков в реальных жизненных ситуациях.

В современной школе неотъемлемой частью образовательного процесса является выполнение творческих заданий и участие в проектной деятельности. Это способствует развитию критического мышления, формированию исследовательских навыков, умению работать в команде, креативности и самостоятельному поиску решений, что помогает учащимся лучше подготовиться к дальнейшему профессиональному росту. Пособие «Language Skills for Future. Medicine» дает возможность учащимся после каждой изученной темы проявить свою креативность и реализовать проект. Пособие включает разнообразные темы для выполнения проектных работ. Например, создание видеоролика об одном из первых врачей и его влиянии на развитие медицины. Выполняя данный проект, учащиеся погружаются в историю медицины, изучают биографии знаменитых врачей, раскрывают вклад каждого из них в развитие медицины. Следующий раздел предлагает учащимся создать стенгазету об одном из врачей современности, что предполагает глубокую работу с источниками информации, оформление материалов в привлекательном визуальном стиле и акцентирование внимания на наиболее значимых аспектах жизни и труда врача. Еще один вариант предлагаемой проектной работы в пособии — имитация роли известного медицинского специалиста и подготовка интервью с журналистом. Такой вид работы способствует развитию критического мышления, аналитических способностей и способности аргументированно выражать свое мнение. Кроме того, учащимся предлагается разработать концепцию идеальной больницы будущего. Представляя себе идеальный медицинский центр, студенты сталкиваются с необходимостью осмыслить принципы организации лечебного учреждения, определить приоритеты качества оказания помощи пациентам, выявить факторы, влияющие на комфорт пребывания пациентов и эффективность работы персонала. Это задание развивает творческое мышление, учит синтезировать знания из различных областей и предлагать инновационные решения проблем современного здравоохранения. Использование проектов в учебном процессе обеспечивает глубокое усвоение материала, способствует выработке профессиональных качеств и стимулирует личностное развитие учащихся, готовя их к успешному выполнению своих обязанностей в будущем.

Завершающим разделом пособия является уникальная подборка текстов, посвященных жизни и достижениям великих медиков разных эпох — от античности до начала XX столетия. Каждый текст представляет собой биографию знаменитых ученых и исследователей, чьи открытия оказали влияние на развитие мировой медицины. Раздел составлен таким образом, чтобы заинтересовать учащихся историей медицины, вызвать уважение к труду предшественников и мотивировать будущих врачей следовать традициям служения обществу. После прочтения каждого текста предлагается ряд вопросов и заданий, проверяющих уровень усвоения материала. Этот раздел служит прекрасной основой для расширения культурного багажа будущих специалистов-медиков, формирования глубокого уважения к профессии и привития чувства гордости за достижения отечественной науки. Также в заключительной части пособия представлен англо-русский словарь, содержащий наиболее употребительные слова и выражения, встречающиеся в учебнике. Словарь предназначен для облегчения понимания материала и служит дополнительным инструментом для расширения лексического запаса учащихся. 

Таким образом, учебник «Language Skills for Future Medicine» является полезным ресурсом для развития профессиональных компетенций учащихся медицинских классов.


Комментарии закрыты.