ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Анна ШЕМЕНЁВА | Рубрика: РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС-2021 Четверг 13 ноября 2025
В последнее время в мире произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта является экологическое воспитание обучающихся: формирование экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, планирование поступков и оценка их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Автор: Шеменёва Анна Владимировна
Место работы: СОШ № 61 г. Владивосток, Приморский край
Должность: учитель английского языка
Также, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, необходимо приобретение опыта практической деятельности учащихся в повседневной жизни: участие в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера.
Реализацию этих требований обеспечивает проектная деятельность, которую я с успехом применяю на уроках английского языка.
Учащиеся 7 класса (УМК — Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс “Spotlight” для VII класса), в рамках изучения темы “Green issues” (Module 8), подготовили мини-проекты:
- Экологические плакаты с призывами о необходимости сохранения окружающей среды

- Макеты футболок с призывами бережно относиться к окружающей среде, беречь природу и задуматься о переработке мусора

- Рассказы о вымирающих видах животных, выполненные в технике лэпбук

При подготовке учащихся 11 классов к единому государственному экзамену по английскому языку, в рамках работы над темой кодификатора “Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Экологический туризм”, учащиеся выполнили проектно-исследовательские работы по темам “The Amur leopard is the rarest big cat in the world” (“Дальневосточный леопард – самая редкая крупная кошка в мире”) и “Land of the Leopard National Park – the main stronghold of one of the rarest big cats in the world” (“Национальный парк «Земля Леопарда» – главный оплот редчайшей крупной кошки планеты”).
В данных работах учащиеся изучили проблему сохранения и восстановления единственной в мире популяции дальневосточного леопарда, перспективы развития внутреннего и международного экотуризма в Приморском крае на примере национального парка «Земля Леопарда». Так как работы были выполнены на английском языке, то, в процессе выполнения, учащиеся познакомились с большим количеством региональной лексики по данным темам на английском языке – названиями животных и растений, географических объектов Приморского края, названиями заповедников. В качестве примера привожу названия животных Приморского края, с которыми, в процессе работы, познакомились учащиеся.
| Дальневосточный леопард | The Amur leopard |
| Амурский тигр | The Amur Tiger |
| Обыкновенная рысь | Lynx |
| Дальневосточный лесной кот | Leopard cat |
| Бурый медведь | Brown bear |
| Гималайский или белогрудый медведь | Asiatic black bear |
| Харза | Yellow-throated marten |
| Обыкновенная лисица | Red fox |
| Енотовидная собака | Raccoon dog |
| Азиатский барсук | Asian badger |
| Пятнистый олень (олень-цветок) | Sika deer (deer-flower) |
| Кабан | Wild boar |
| Сибирская косуля | Roe deer |
| Кабарга | Musk deer |
| Водяной олень (болотная кабарга) | Water deer (swamp musk deer) |
Несомненно, изучение региональной лексики обогатило словарный запас учащихся и помогло при обучении продуктивным видам речевой деятельности.
Проектная деятельность на уроках английского языка, в рамках экологического воспитания учащихся, направлена, прежде всего, на достижение личностных и предметных результатов ФГОС — формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО 2021)
- УМК «Spotlight» 7 класс, издательство «Просвещение»
- Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по английскому языку.














