«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КЛАССА

Четверг 20 ноября 2025

Помимо основной образовательной функции учитель выполняет также воспитательную функцию. Вопрос, насколько это актуально, всегда может быть открыт. Ведь, казалось бы, именно родители – это те близкие люди, которые воспитывают ребёнка. Бесспорно, основное воспитание ребёнок получает в семье, причём зачастую это пассивная форма воспитания, то есть когда ребёнок просто наблюдает, скрыто анализирует и усваивает те или иные формы поведения взрослых в его семье.

Автор: Модина Вероника Петровна
Место работы: ГБОУ «Школа 2075»
Должность: Учитель английского и испанского языков

Так, например, если родители говорят ему: «Ешь овощи, они полезны», но при этом сами предпочитают их не есть, то и ребёнок будет выбирать другую еду, отражая поведение взрослых. Какова же роль воспитания учеников в классе учителем- классным руководителем?

Воспитательным потенциалом класса являются все возможности, мероприятия и средства в ходе учебного процесса и внеклассных мероприятиях, которые можно использовать для разностороннего развития и саморазвития учащихся, также для создания их ценностных ориентаций и гражданской позиции.

Основная роль в его формировании принадлежит классному руководителю класса. Классный руководитель – это тот человек, который знает своих детей, любит и принимает их такими, какие они есть. Взаимодействие с учащимися, плодотворное сотрудничество учителя с учениками и их родителями наилучшим образом помогут нарастить и развить крепкий воспитательный потенциал класса. Любое обидное сказанное слово может испортить отношения с ребёнком. Классный руководитель должен всегда контролировать свои эмоции, только тогда мы может научить детей контролировать свои эмоции и реакции тоже, чтобы строить более здоровые и эффективные коммуникации. Если говорить о том, чему может научить детей их классный руководитель, это бесчисленное количество важных вещей, начиная от патриотизма, уважения и хорошего отношения к своим одноклассникам, учителям, защитникам Родины, пожилым людям и нет, наверное, конечного аспекта. Это действительно много всего.

Роль классного руководителя сложно недооценить.  Его основная задача — создание благоприятных условий для всестороннего развития учеников, помощь в адаптации, решении проблем и формировании позитивного отношения к учебе и школе. 

Все дети индивидуальны. Насколько я знаю, для многих тенденцией является, семейное воспитание. Важно и нужно ли воспитание детей в современной школе?

Начну с того, что многие родители выбрали бы обучение ребёнка оффлайн, обучение в школе. Школа может принести как положительный, так и отрицательный опыт, но всё же это опыт взаимодействия с людьми/детьми, умение разрешать разные трудности самостоятельно. Как бы не хотелось родителю оградить своего ребёнка от грустного или печального опыта, это невозможно сделать, так как ему нужно учиться трудиться, реализовываться в жизни, занимать определённое место в обществе. Важно понять, прочувствовать, какое это будет место, найти его или создать так, что оно было ему по душе и приносило радость ему и пользу обществу. Без каждодневного общения это сложно сделать. Опыт бесценен.

Принимая во внимание индивидуальность учащихся, учитель, казалось бы, должен реализовывать корректирующее воспитание по уже сложившимся ситуациям в школе. Однако не всё так просто. Есть много моментов, которые нельзя упускать. На мой взгляд, дети приходят из семей с уже сложившимися основами воспитания, но в школе или вне школы взаимодействуя с другими учениками, возникает очень много ситуаций, когда они не думают, что их действий и поступки могут обидеть остальных. Кто-то сочтёт возможным разрисовать стул впереди сидящего или, отправляясь на экскурсию, будет стараться пройти вперёд всех, чтобы занять место получше или для своего удобства откинет спинку своего сидения внезапно, не спросив у сидящего позади не против ли он.

Итак, отличным решением будет заранее, до экскурсии разобрать подобные возможные ситуации в школе, автобусе, музее и проработать их, объясняя какие последствия возможны и не ограничиваясь тем, чтобы сказать, чтобы вели себя хорошо.

Учитель выполняет важную роль наставника для учеников, помогая им плодотворно взаимодействовать, избегать ссор, разрешать конфликтные ситуации.

В классе, конечно, все дети разные. Впрочем, как взрослые, так и дети выбирают с кем им общаться скорее бессознательно, чем сознательно. Иногда группы складываются с первых дней учёбы. Вне всякого сомнения, всегда есть те дети, которые, если не враждуют, то не общаются. Причины бывают разные, но прежде всего это бессознательные причины, потом уже идёт сложившееся мнение об учениках, популярность/ непопулярность в школе. Когда мы смотрим на человека, мы можем практически сразу сказать, нравится он нам или нет. Думаю, многие сохраняют нейтральное отношение к незнакомым людям, так как вековая мудрость гласит «По одёжке встречают, по уму провожают», но бессознательно (мы даже не отдаём себе в этом отчёт) мы определяем намного больше: нравится нам, как смотрит человек, как говорит, его голос, как он жестикулирует, обращается к нам или другим, как идёт или не нравится. Бессознательное влияет на определённые предубеждения и оценки других на основе личного опыта. Так могут возникать стереотипы, от которых потом сложно избавиться. Об этом тоже нужно говорить детям: сегодня мы такие, как есть, но завтра мы может измениться, если захотим; говорить о том, что характер создаёт нас, как личности. По моему мнению, каждому хорошему учителю следует быть не только хорошим специалистом по своему предмету, но и хорошим психологом, особенно, если он – классный руководитель.

В каждом классе есть свои лидеры, явные или скрытые. В любом случае, становится очевидно, кто это, благодаря эффекту хамелиона, то есть когда дети бессознательно подражают поведению других, особенно тех, кого больше уважают. Это может быть такое же отношение, поведение, манера речи, жесты, мимика. Нельзя не использовать знание, кто является лидером/ лидерами в классе. Они могут способствовать максимальному задействованию учеников в мероприятиях. Достаточно заинтересовать лидеров. Создание любого интереса детей, их участия в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях возможны в большей степени, если сложились доверительные отношения между учителем/классным руководителем и ребёнком/родителем. В этом случае любая рекомендация учителя будет не пустым звуком.

Доброжелательное отношение к ученикам своего класса, а также желание учителя сплотить класс создают приятную атмосферу в классе, которая важна для лучшей реализации возможностей каждого ученика, ведь особенностью современного образовательного процесса является ориентация на личностно-ориентированное обучение. Во основе — личность ребенка, его способность самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, а затем применять полученные знания в жизни.

Итак, каким образом возможно создавать благоприятную атмосферу в классе?

Прежде всего, благоприятную атмосферу в классе помогает создавать безусловная любовь к детям, будь это спокойный, шустрый или беспокойный ребёнок. Дети очень хорошо на бессознательном уровне чувствует отношение к ним. Можно что угодно говорить, но отношение чувствуется больше в поведении.

Итак, благоприятный эмоциональный фон способствует вовлечению учеников в различные мероприятия. Для его создания немаловажную роль играет поздравление учеников с днём рождения. Каждый ребёнок значим. Более того, практика показывает, что он сам будет лучше и с большим интересом относиться к своим одноклассникам.

Видя, что учитель активен, большинство детей будет стараться отражать его поведение. Не сколько лет назад я услышала фразу: «Ученики копируют поведение своего классного руководителя». Понаблюдав за классами, я поняла, что результаты учеников классов, их поведение зависит от того, что вкладывает в них их классный руководитель. Есть общее мнение о том, что поведение учеников формируется под влиянием множества факторов, а классный руководитель играет лишь одну из ролей в этом процессе. Добавлю от себя: да, одну, но такую важную. Настолько важную, что может изменить отношение ученика к чему-то, повлиять на то, что в классе будут в основном дружеские отношение, общее желание помочь однокласснику, интерес к актуальным темам, желание трудиться у учеников и испытывать радость от своего труда. Если в классе у некоторых учеников царит недопонимание или если происходят какие-то конфликты, классный руководитель не может быть в стороне. Это именно тот человек, который может защитить ребёнка, повлиять на изменение отношения одноклассников к нему. Взаимопомощь и сотрудничество – основные аспекты взаимодействия учителя, детей и родителей.

Внеклассные мероприятия способствуют тому, что дети будут общаться не только со своими друзьями группы, но и с другими одноклассниками. Нужно предоставить и организовать им такую возможность. Экскурсии являются одними из таких мероприятий. Также это может быть работа с классом на классных часах, когда класс поделён на группы рандомно по жребию или на усмотрение учителя для организации наилучшего взаимодействия для всех. Важно, чтобы ученики класса понимали, что каждый из них может повлиять на результаты класса. Тогда подготовка к школьным и внешкольным мероприятиям будут более динамичной. Сплотить класс также могут организованные опросы или мероприятия, например, проведение письменного голосования на классном часе, кто был самым вежливым на прошлой неделе, можно также выбирать самого успешного и дружелюбного за прошлую неделю.

Результаты всех мероприятий можно отображать в классном уголке/на доске, где ученикам будет их видно. Они будут понимать важность и значимость роли каждого из их для класса в общем.

Для коррекции поведения класса на уроках можно использовать разные виды крупных смайликов – если поведение хорошее, на доску своего класса вешаю улыбающийся большой смайлик. Если мне говорят учителя, что некоторые дети мешали на уроках, я вешаю на доску серьёзный смайлик. Если кто-то плохо себя ведёт на уроках, то на общую классную доску я вешаю грустный смайлик. Думаю, это помогает ученикам осмысливать своё поведение и улучшать его. Очень радуюсь, когда улыбающийся смайлик долго висит на доске. Также в классном уголке может висеть расписание с кабинетами (так как дети могут их забывать), правила поведения в шутливой форме, общие фото с экскурсий или других мероприятий.

Думаю, что именно учитель может воспитать лучшие общественные качества учеников, помогая детям лучше взаимодействовать в обществе и получать больше приятно-положительного опыта в этом.
Родители не могут всё предусмотреть относительно правил поведения в обществе, потому что возможно ребёнку не приходилось сталкиваться с рядом ситуаций раньше. Итак, классный руководитель может создать благоприятную атмосферу в классе, сформировать, сплотить коллектив, развивать хорошие нравственные качества учеников, а также обучать навыкам плодотворного общения и взаимодействия, развивая таким образом воспитательный потенциал класса.

Комментарии закрыты.