ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Автор: Оксана СТАВЦЕВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Вторник 29 мая 2012В современной педагогике и психологии уделяется большое внимание вопросу повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к изучению иностранных языков. Проблема снижения мотивации появляется, как правило, в средней школе, когда ученик сталкивается с преодолением трудностей: объем и сложность изучаемого материала возрастает, ученику необходимо прикладывать усилия для его усвоения. На данном этапе у многих учащихся внутренняя мотивация еще недостаточно сформирована, поэтому задача учителя — помочь ученику сохранить и развить интерес
к изучению иностранного языка.
настроение: увлечённое
ключевые слова: мотивация, Spotlight, индивидуализированная деятельность, обучение
в коллективе, успешность, развитие способностей, учебная игра, формирование навыков и умений
город: Санкт-Петербург
Необходимо отметить, что высокая степень заинтересованности предметом может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей ученика. Психологические исследования показывают, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Таким образом, можно сделать вывод, что в школе не может быть неуспешных учеников. Учитель должен поддерживать желание учащихся изучать иностранный язык на всех этапах обучения от начальной до старшей школы.
Одним из наиболее эффективных и универсальных приемов обучения является игра. Именно игра способна активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и развивать мотивацию к изучению иностранного языка.
Использование разнообразных игр на уроке способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к изучаемому языку.
Каковы же основные характеристики игры? Е. И. Пассов дает следующее описание игры:
Игра это:
- деятельность;
- отсутствие принуждения, мотивированность;
- индивидуализированная деятельность;
- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
- развитие психических функций и способностей;
- учение с увлечением.
Таким образом, методически грамотно организованная игра позволяет решать задачи как практического, так и воспитывающего, развивающего характера.
Учебная игра выполняет несколько функций:
- обучающую (заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует формированию иноязычных навыков и умений);
- воспитывающую (заключается в воспитании внимательного отношения к партнеру по игре; также развивает чувство взаимопомощи и взаимоподдержки). Именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу;
- развлекательную (состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке);
- коммуникативную (заключается в создании естественной атмосферы иноязычного общения в процессе игры);
- релаксационную (снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку);
- психологическую (снижает уровень психического напряжения при освоении больших объемов информации/ в ролевых играх возможен психологический тренинг);
- развивающую (направлена на гармоническое развитие личностных качеств учащегося).
Важно соблюдать баланс между собственно игрой и учебными упражнениями. Чтобы игра была не просто занимательным действием, но и особым образом организованным учебным упражнением, необходимо соблюдать принципы организации игры:
- отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
- принцип развития игровой динамики;
- принцип поддержания игровой атмосферы;
- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
- принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
Существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр. Типологии игр выстроены в зависимости от целей и задач учебной игры, способа организации, формы проведения, степени сложности, количественного состава участников.
По целям и задачам учебные игры можно разделить на языковые и речевые.
Языковые игры направлены на усвоение различных аспектов языка (фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса, стилистики).
Речевые игры соответствуют видам речевой деятельности на уроке (аудирование, говорение, чтение, письмо).
По форме проведения игры классифицируются на:
- предметные (см. ниже — “Magic bag”);
- подвижные с вербальным компонентом (“At the Zoo”);
- сюжетные (“At the airport”);
- ролевые (“Mary’s birthday”);
- игры-соревнования (игра по станциям);
- интеллектуальные (викторины, ребусы, кроссворды и т.п.);
- игры-взаимодействия (коммуникативные).
По способу организации игры бывают устные и письменные, компьютерные, сетевые, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие, креативные и т. п.
По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, коллективные.
Рассмотрим несколько примеров игр. Все представленные игры универсальны, их можно использовать при изучении и закреплении практически любого раздела УМК «Английский в фокусе» (изд. «Просвещение»).
Языковые игры
Лексические игры
1. «Famous person»
Spotlight 6, 7, 8, 9, 10, 11
Оборудование: нет
Ход игры: Учащийся (ведущий) загадывает фамилию известного человека, на вопросы одноклассников отвечает только «да/нет». Первый отгадавший фамилию участник становится ведущим и загадывает новое слово (фамилию известного спортсмена, художника, политика и т.д.) С младшими школьниками можно загадывать названия животных, предметов.
2. «Magic box»
Spotlight 5, 6, 7, 8, 9
Оборудование: коробка с карточками
Ход игры: Учащиеся по очереди вытягивают из коробки карточки с написанными на них словами, словосочетаниями и переводят их. Если ученик не справился с заданием (неправильно прочитал, сделал неверный перевод слова), карточка возвращается в коробку. Побеждает участник, набравший большее количество карточек. Для младших школьников слова на карточках можно заменить рисунками. Для большей непредсказуемости результата на нескольких карточках вместо слов можно поместить информацию о бонусах (удвоение очков, пропуск хода, отсутствие задания, лишний балл и т.п.).
3. «Matching game»
Spotlight 5, 6, 7
Оборудование: пары карточек с рисунками/словами
Ход игры: Учитель готовит набор парных карточек. Это могут быть слова — синонимы/антонимы, неправильные глаголы (формы настоящего и прошедшего времени) и т.п. Комплект карточек перемешивается и раскладывается лицевой стороной вниз. Ученик открывает пару карточек. Если пара открыта верно, участник забирает ее себе. Если пара открыта неверно, карточки переворачиваются лицевой стороной вниз и возвращаются обязательно на то место, где они лежали. Ход переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек (пар). Если в классе много учеников, целесообразно сделать два комплекта карточек. Игра прекрасно тренирует память и внимание.
4. «Bingo»
Spotlight 5, 6, 7, 8, 9
Оборудование: бумага, ручки
Ход игры: Игрокам предлагается просмотреть список из 2–0 английских слов (по изучаемой теме). Затем в расчерченные на 9 квадратов карточки они вписывают любые 9 слов из списка на английском языке. Ведущий меняет порядок слов в списке и начинает зачитывать их на русском языке. Задача учащихся услышать выбранные ими слова и зачеркнуть их в своей карточке. Выиграет тот, кто первым зачеркнет все слова. Победителя можно попросить прочитать свои слова и дать им перевод. Учащиеся младших классов могут играть в такую же игру, используя цифры.
5. «Associations»
Spotlight 7, 8, 9, 10
Оборудование: бумага, ручки (возможен вариант игры on-line).
Ход игры: Ведущий записывает слово, следующий за ним игрок записывает свою ассоциацию, которую вызывает у него это слово. Можно разделить класс на две команды, а затем в конце игры сравнить цепочки ассоциаций двух команд и выбрать наиболее интересную. На более высоком уровне игра в ассоциации начинается с интересного словосочетания. В конце игры команды меняются получившимися цепочками образов и составляют необычные истории. Выигрывает команда, которая смогла в своем рассказе: 1. Употребить все словосочетания (5 баллов). 2. Сделать рассказ связным (5 баллов), интересным (10 баллов), грамматически корректным (5 баллов).
6. «Categories»
Spotlight 5, 6, 7
Оборудование: наборы карточек по изученным темам
Ход игры: Преподаватель готовит наборы карточек, на которых записаны слова, относящиеся к различным лексическим темам. Карточки перемешиваются и выкладываются на стол. Играющим предстоит найти как можно больше слов, относящихся к одной теме. Через 3 минуты ведущий останавливает поиск. У каждого на руках окажется несколько групп слов (например, 4 слова по теме характер и пять слов по теме здоровье) Выигрывает тот, кому удастся собрать самую длинную комбинацию, относящуюся к одной теме. Учащихся заранее необходимо предупредить, что они имеют право собирать не более трех тематических комбинаций одновременно.
7. «My funny table»
Spotlight 6, 7, 8
Оборудование: таблицы 3х3,4х4 или 5х5 клеток, цветные карандаши
Ход игры: Ведущий просит заполнить таблицы своими ассоциациями на слова, которые он будет зачитывать по-английски (лексика урока/темы). Участники могут выполнять рисунки, рисовать схемы и т.п. После заполнения таблицы нужно вспомнить и без ошибок произнести все слова, прочитанные ведущим.
8. «Dominoes»
Spotlight 5, 6, 7
Оборудование: набор карточек
Ход игры: Учитель готовит набор карточек, на которых записаны слова по различным лексическим темам. На каждой карточке имеются слова, относящиеся к разным темам. Например: headache/wrestling или gloves/oil. Карточки перемешиваются и раздаются участникам, игра проходит по правилам игры «Домино». Выигрывает тот, кто быстрее всех избавится от всех карточек.
9. «Odd word»
Spotlight 5, 6, 7
Оборудование: нет
Ход игры: преподаватель зачитывает учащимся цепочки слов, в каждой из которых есть лишнее слово. Выигрывает тот, кто услышит больше всего ошибочных слов. Пример: submarine-cruiser-boat-aircraft-yacht-ship.
10. «Snowball»
Spotlight 5, 6
Оборудование: нет
Ход игры: Ведущий произносит короткую фразу (напр. Марина не любит яблоки.) Каждый участник добавляет к этой фразе новый элемент, при этом произнося целиком фразу предыдущего участника:
— Марина не любит яблоки и киви.
— Марина не любит яблоки, киви и сыр.
11. «Seven steps» (Аналог игры “Hangman”)
Spotlight 6, 7, 8, 9, 10
Оборудование: нет
Ход игры: Ведущий загадывает слово, рисует на доске пустые клеточки по количеству букв в слове, сообщает участникам игры только тему, к которой относится данное слово и дает участникам 7 попыток отгадать его по буквам. Каждый ученик называет букву алфавита. Если она есть в слове, ведущий записывает ее в соответствующую клеточку. Выигрывает тот, кто быстрее отгадает слово. Если за семь попыток слово никто не отгадал, загадывается новое слово.
Грамматические игры
1. «Mimes» (аналог телевизионной игры «Крокодил»)
Spotlight 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
Оборудование: нет
Ход игры: Класс делится на две команды. Ведущий раздает первой паре игроков от каждой команды карточки с английским словом, которое нужно показать своей команде используя только жесты и мимику. Команда, которая быстрее смогла отгадать загаданное слово, получает 3 балла. Затем выходит следующая пара игроков от каждой команды и выполняет второе задание и т. д. Каждый игрок команды должен побывать в роли мима. Если игроков нечетное количество, лишний игрок становится помощником ведущего. Игра ведется только на английском языке, за использование родного языка начисляются штрафные баллы. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
2. «What has changed?»
Spotlight 5, 6, 7, 8, 9
Оборудование: фотографии
Подготовка к игре: с классом, который не будет участвовать в игре, делаем фотографии в помещении класса. Каждый ученик на фотографии занимается каким-то делом, дополнительно раскладываем по всему классу различные предметы. Затем делаем вторую фотографию, где несколько предметов меняем местами, а ученики выполняют другие действия. Необходимо сделать несколько вариантов фотографий для двух или трех этапов игры.
Ход игры: Команды получают по два похожих снимка. Необходимо за 3 минуты найти как можно больше различий. Каждое найденное различие -2 балла. За грамматические ошибки в предложении снимается 1 балл. Каждый ученик в команде должен по очереди произносить предложение.
3. «On the contrary…»
Spotlight 6, 7, 8, 9
Оборудование: списки предложений
Ход игры: Учащиеся получают пять предложений, которые нужно переписать таким образом, чтобы они имели противоположный смысл: He is walking. — She is running. It was cold yesterday. –It will be hot tomorrow. Лучше разделить класс на несколько команд.
4. «Dreamers»
Spotlight 7, 8, 9, 10
Оборудование: нет
Ход игры: Первый игрок пишет на листке фразу и передает ее следующему участнику игры, который сочиняет свое предложение, связанное по смыслу с предыдущим. Затем перегибает верх листа так, чтобы начальной фразы не было видно. Следующий участник имеет возможность прочитать только последнюю фразу. Прочитав ее, он загибает лист и записывает свое предложение. Лист передается следующему участнику. В итоге появляется весьма забавная история.
5. «The best goalkeeper»
Spotlight 6, 7, 8, 9
Оборудование: мяч
Ход игры: Количество участников не более 8 человек. Игроки встают в круг. Задание определяется тематикой изучаемого грамматического материала. Например, повторяя неправильные глаголы, можно предложить участникам называть форму настоящего времени глагола и бросать мяч другому участнику. Другой участник, назвав форму прошедшего времени глагола, снова кидает мяч, называя новый глагол. Участник, который не смог ответить, выбывает из игры. Возможные темы игры: синонимы, антонимы, вопросительные предложения в разных временах, словообразование.
Фонетические игры
1. «Telegram»
Spotlight 5
Оборудование: листы с заданиями
Ход игры: Все участники команды получает телеграммы, где каждое слово нужно произнести по буквам. Правильно прочитанная телеграмма считается доставленной адресату. Выигрывает команда, прочитавшая верно большее количество телеграмм.
2. «Can you patter? /Tongue-twister»
Spotlight 5, 6, 7
Оборудование: Карточки (тексты скороговорок), таблички для оценивания (3 комплекта).
Ход игры: Два наиболее сильных ученика из класса выбираются в жюри. (Учитель также входит в жюри). Им предстоит оценивать выступления представителей каждой команды. От каждой команды по очереди выходит представитель, достает из коробки карточку с заданием. На подготовку к выступлению дается одна минута. Каждое выступление оценивается по трёхбалльной системе. 3 балла — безупречно, 2 балла — были помарки, 1 балл — «надеемся, что в следующий раз будет лучше». Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
Орфографические игры
1. «Steps»
Spotlight 5
Оборудование:
Ход игры: Учащиеся становятся у дальней стены класса. Учитель стоит у противоположной стены и называет слово, которое игрок должен произнести по буквам. Если ученик правильно произнес слово, он делает шаг вперед. Дошедший первым — победитель.
2. «Scrabble»
Spotlight 6, 7, 8, 9
Оборудование: игровое поле, карточки с буквами английского алфавита (гласных букв должно быть в четыре раза больше, чем согласных; часто употребляемые согласные буквы должны быть в утроенном количестве)
Ход игры: В игре одновременно могут принимать участие –человек. Каждый участник получает по 10 букв. Игру начинает тот ученик, который может составить из своего комплекта букв самое длинное слово. Затем по очереди, соблюдая принцип составления кроссворда, остальные участники выставляют свои слова. Каждая буква в слове -1 балл. На руках у игроков постоянно должно быть 7 букв. Недостающие буквы они берут из банка букв. В конце игры каждый участник подсчитывает количество заработанных баллов.
3. «Spelling»
Spotlight 5, 6, 7, 8, 9, 10
Оборудование: компьютеры/листы цветной бумаги
Ход игры: Эту замечательную игру можно найти в Интернете. Это on-line игра, в которой случайные противники печатают услышанные ими слова. В эту игру можно играть и при отсутствии необходимого оборудования. Разделите класс на 3 команды. Каждой команде раздайте листы определенного цвета. Всем трем командам продиктуйте пятнадцать — двадцать слов. Предложите командам обменяться работами для проверки результатов. Выдайте листы с ответами каждой команде. Каждое правильно написанное слово-1 балл. Все очки команды суммируются, и выявляется победитель.
Синтаксические игры
1. «Complete the proverb»
Spotlight 6, 7, 8, 9
Оборудование: раздаточный материал
Ход игры: Для учащихся начального уровня предложите найти окончание пословицы из предложенных вариантов. Учащимся средней школы предложите самим закончить пословицу или поговорку. Задания могут быть как командными, так и индивидуальными. В конце игры учащиеся сравнивают иностранные и русские пословицы.
2. «Bank of Words»
Spotlight 6, 7, 8, 9, 10
Оборудование: наборы слов для составления предложений
Ход игры: Выдайте каждой команде пакет с набором слов. Объясните, что используя данный набор слов, можно составить текст по теме «..» Ограничьте время выполнения задания. Когда закончится отведенное время, команды зачитывают свои тексты и выбирают лучший. (Текст, который Вы собираетесь разделить на отдельные слова, не должен быть большим по объему и содержать прямую речь) Совет: для игроков уровня beginner предложите не отдельные слова, а предложения.
Стилистические игры
1. «Complete the aphorism»
Spotlight 8, 9, 10, 11
Оборудование: раздаточный материал
Ход игры:
Уровень: beginner- преподаватель читает афоризм, не произнося последних слов. Учащиеся находят в предложенном заранее учителем списке слов нужное слово или словосочетание. Тот, кто первым произнесет нужное слово, получает 1 балл. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество баллов.
Уровень: intermediate — принцип игры тот же, но ученикам не предлагаются подсказки. Необходимо разделить класс на несколько команд, так как нахождение необходимой фразы или словосочетания занимает достаточно много времени.
2. «Missing words»
Spotlight 9, 10, 11
Оборудование: раздаточный материал (стихотворения)
Ход игры: Трем-четырем командам учащихся предлагается одинаковое стихотворение, в котором пропущены слова. Ребята должны вписать недостающие слова. В конце игры зачитываются все варианты стихотворения, и выбирается наилучший.
3. «Scattered lines»
Spotlight 6, 7, 8, 9, 10, 11
Оборудование: раздаточный материал
Ход игры: Учитель сообщает учащимся, что очень интересный рассказ, который он принес на урок, рассыпался на предложения. Ученикам нужно восстановить рассказ, чтобы узнать, чем же он так интересен.
4. «Publishing house »
Spotlight 9, 10, 11
Оборудование: нет
Ход игры: Нескольким группам учащихся предлагается одинаковый текст, который они должны изменить в соответствии с полученным заданием. Задание могут дать представители других групп или учитель. Примеры заданий: напишите сказку, напишите статью в журнал «Рыболов», напишите статью в энциклопедию и т.п. Заранее учащиеся обговаривают процент возможных отступлений от текста, корректировки (в зависимости от уровня подготовленности учащихся процент варьируется от 20% до 50%) Оценивается стиль и грамотность выполненных заданий. (50 баллов — стиль, 30 баллов — грамотность, 20 баллов — оригинальность)
[links&resources]
1. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе —
СПБ: КАРО, 2008 — 128 с.
2. Маркова А. К. Матис Т. А Орлов А. Б. Формирование мотивации учения — Москва: Просвещение, 1990 — 192 с.
3. Пассов Е. И, Кузовлева Н. Е Урок иностранного языка —
Москва: Глосса-Пресс, 2010. — 640 с.
4. Rick Rosenberg Tools for activating materials and tasks in the English language classroom — English Teaching Forum, volume 47, number 4, 2009