КЕЙС-МЕТОД КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Автор: Екатерина КРАСИКОВА | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Понедельник 18 июня 2012
Подготовка учителя предполагает овладение им множеством специальных профессиональных компетенций, таких как лингвистическая, методическая, коммуникативная, личностная, рефлексивная и стратегическая.
настроение: исследовательское
ключевые слова: компетентность, методическая компетенция, умения, навыки,анализ ситуаций, кейс-метод, интеллектуальное развитие, ситуационная методика, учебный процесс
город: Ставрополь
Методическая компетенция представляется наиболее важной составляющей профессиональной компетентности для осуществления успешной педагогической деятельности учителя иностранных языков, так как в ней преломляются первичные значения компетентности: обладание авторитетом, эрудицией и опытом, который представляет собой систему приобретенных знаний с учетом их широты, глубины, объема, стиля мышления, нормы педагогической этики, социальных функций педагога.
Нельзя не согласиться, что методическая компетенция предполагает, с одной стороны, умение учителя обучать учеников своему предмету, а с другой — потребность и умение самообразовательной деятельности. Таким образом, методическая компетенция учителя иностранных языков формируется как синтез знаний (психолого-педагогических, социальных, общеобразовательных), умений (профессионально-педагогических, специальных, самообразовательных), навыков творческой педагогической деятельности, необходимых преподавателю для проектирования собственной технологии обучения учеников, конструирования логики учебного и воспитательного процесса, разрешения возникающих трудностей и проблем, приемов самостоятельного и мобильного решения педагогических задач, генерирования идей, нестандартного мышления.
Данная компетенция включает осознание педагогических ценностей, ценностное отношение к конструированию педагогического процесса, к исследованию в педагогической деятельности; ценностей как средства реализации концепции педагогического мышления; педагогического общения и поведения, педагогических технологий; принятия и осмысления инновационных компонентов профессиональной деятельности. В нее включают также знание технологий решения учебно-педагогических задач; педагогической технологии, ее сущности, структурных компонентов; требований к конструированию и проектированию педагогических технологий; норм педагогического общения и поведения.
Учитывая новейшие достижения педагогической науки, специалисты выделяют два уровня методической компетенции: компетенция в планировании и осуществлении учебного процесса и компетенция в педагогической и управленческой деятельности.
Совершенно очевидно, что реализация данных функций осуществляется на основании комплекса знаний, умений и способностей педагога.
Методологическое пространство обучения изменяется очень существенно. Очевидно, что революционные изменения в образовании проявляются в возникновении принципиально новых или инновационных методов обучения. По определению понятие «инновация» охватывает не столько создание и распространение новшеств, сколько характеризует изменения в образе деятельности, жизни, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны. Инновационный процесс связан с переходом в качественно иное состояние, с ревизией устаревших норм и положений, ролей, а зачастую и с их пересмотром.
Освоение инновационных методов обучения иностранным языкам является перспективным в контексте подготовки специалиста и формирования его методической компетенции.
Российская система образования уже вплотную подошла к внедрению инновационных технологий и методов в учебный процесс в широком масштабе, одним из которых является кейс-метод. Кейс-метод — это инновационный метод обучения, который формирует необходимые знания, умения и навыки. Кейс-метод направлен на решение определенной проблемы, но данная проблема не дается в готовом виде, а формулируется преподавателем исходя из условий реальной учебной ситуации, которая позволяет преподавателю-профессионалу определить проблему при организации процесса обучения.
Говоря о ситуативном методе, дадим определение самому термину «ситуация». Обычно под ситуацией понимается нижеследующее:
- Во-первых, при событийном подходе к ситуации она рассматривается как некоторая совокупность событий. По внешнему виду это может быть некоторая цепь событий или круг событий, узел событий и т. п.
- Во-вторых, если рассматривать ситуацию с точки зрения условий деятельности, то она представляется их комплексом, определяющим существование проблемы. Сущность ситуации в этом аспекте изучается теорией деятельности и праксиологией.
- В-третьих, с позиций факторного подхода ситуация выступает сложным взаимодействием различного рода факторов, которые либо способствуют разрешению противоречия проблемы, либо препятствуют ему.
Основы метода возникли уже в глубокой древности. По всей видимости, в качестве таких основ следует рассматривать полемики и дискуссии, применяемые с целью обучения. Одним из первых античных кейсологов, вероятно, был Сократ, который, как принято считать, первым занялся преподаванием риторики и стал рассуждать об образе жизни. Беседы Сократа с учениками, споры с оппонентами до сих пор представляют профессиональный интерес для кейсолога в плане применения их в обучении. К прародителям современного ситуационного обучения вполне можно отнести и царя Соломона, гениальные притчи которого построены по принципам анализа ситуации.
Кейс-метод в современном его виде был впервые применен во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. Хотя термин «ситуация» уже раньше использовался в медицине и правоведении, но в образовании понятие получает новый смысл. В качестве дополнения к лекциям в студенческих группах стали применять обсуждение реальных ситуаций. Преподаватели приходили в аудиторию, чтобы «презентовать проблему». Перед студентами ставилась задача, проводился её анализ, и давались соответствующие рекомендации относительно решения. После опубликования в 1921 году первого учебника по написанию ситуационных упражнений был осуществлен перевод всей системы обучения в Гарварде на методику Case Study (обучение на основе реальных ситуаций). В последнее время кейс-методы обучения нашли широкое распространение в медицине, юриспруденции, математике, культурологии и политологии. В России кейс-технологии больше известны разработчикам информационных систем и баз данных, чем педагогам и методистам.
С течением времени метод ситуационных упражнений в той или другой степени начал использоваться в подавляющем большинстве учебных бизнесов-программ не только в США, но и в других странах.
В СССР в 1970–1980 годы внимание к анализу ситуаций было довольно значительным. Оно было связано с нарастающей потребностью реформирования экономики. О проблеме кардинального обновления политической системы общества речи не было. Поэтому анализ ситуаций выступал как инструмент обучения в хозяйственной деятельности в основном при выработке и принятии управленческих решений в условиях административно-распределительной экономики.
И все же развитие кейс-метода в СССР проходило весьма противоречиво. С одной стороны, появлялись оригинальные методики деловых игр и ситуационного анализа, а с другой стороны, анализ ситуаций сдерживался административно-командной экономикой, застойными процессами политической системы, господством традиционализма и идеологии не только при обучении студентов, но и при повышении квалификации управленцев.
Быстрое развитие кейс-метода обучения на постсоветском пространстве началось с формированием рыночной экономики, политической демократии, идейного плюрализма. В середине 90-х годов произошло стремительное обновление изучаемых в вузах дисциплин. Экономика, менеджмент, маркетинг, политология, социология и другие дисциплины стали заполнять учебное пространство.
Это создало благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения, вызвало интерес преподавателей к накопленному на Западе опыту использования в обучении ситуационного анализа.
В 1995-1996 годах команда американских, канадских и украинских специалистов начала в Украинской академии государственного управления регулярное использование интерактивных методов обучения в курсе «Государственное управление». Эти занятия дали замечательные результаты. Особую популярность ситуационная методика обучения получила среди молодых потенциальных лидеров и преподавателей государственного управления и менеджмента[2].
Вполне вероятно, что ситуационная методика станет в ближайшие годы доминирующей в преподавании ряда дисциплин, прежде всего бизнесе и менеджмента. Но уже сегодня в развитии ее наблюдается соединение имеющегося международного опыта построения и использования с национальной методической спецификой, особенностями ментальности и актуальности тех проблем, которые находятся в центре общества и образования.
Кейс-метод можно рассматривать в трех аспектах.
Во-первых, кейс-метод как специфический метод обучения применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными его задачами являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала.
Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию учителей иностранного языка, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебному процессу. Сочетая в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля, кейс-метод представляет собой бурно развивающееся явление, охватывающее все современные учебные дисциплины. Важно и то, что в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка, как правило, становится меньше «пассивных» учителей.
Во-вторых, анализ ситуаций выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновить свой творческий потенциал. Здесь основными положениями выступают широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.
В-третьих, как сфера творческой деятельности, связанная с созданием кейсов. В этом аспекте особое значение приобретает изучение и пропаганда технологии и рациональных приемов построения кейсов.
Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей — и методической в частности — становится действенным средством и для подготовки будущих учителей иностранного языка, и для повышения квалификации педагогов, но плодотворный результат можно получить только в процессе сочетания его с классическими методиками подготовки учителей.
[links&resources]
1. Красикова Е.Н. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 Ставрополь, 2009. — 177 с.
[2] Сидоренко А.И., Чуба В.И. Ситуационная методика обучения: Украинский опыт — Киев: Центр инноваций и развития, 2001. — 192 с.
3. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.