ТЕХНОЛОГИЯ НАБЛЮДЕНИЯ
Автор: Елена БЕЛОНОЖКИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ МЕТОДИСТА Среда 3 октября 2012Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 5.
Для сотен тысяч людей во всём мире преподавание иностранного языка является делом всей их жизни. Это огромное сообщество учителей не может эффективно функционировать без любви и преданности своему делу, без ежедневного кропотливого труда и… без беспристрастного и в то же время заинтересованного взгляда со стороны
настроение: позитивное
ключевые слова: учитель-наблюдатель, профессиональная компетентность, ФГОС, Федеральная программа развития образования,
золотые правила наблюдения
город: Москва
Сегодня, когда всё отчётливее проявляются тенденции интеграции в мире, когда решение глобальных вопросов человечества зависит от совместных усилий думающих людей, вопросы модернизации национальных доктрин образования становятся реальной необходимостью.
Во Всероссийской программе «Наша новая школа» чётко сформулированы новые цели и задачи школьной системы образования. Раскрывая характеристики школы XXI века, в программе подчёркивается, что «новая школа — это не только институт, соответствующий целям опережающего развития, центр взаимодействия с родителями, а также со структурами ближайшего социума, но, что самое главное, — это новые Учителя»[1]. Учитель «…думающий, внимательный к интересам и потребностям обучаемых, открытый для творчества, инноваций, прекрасно знающий свой предмет…», назван ключевой фигурой системы образования и в Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы. Поэтому среди пяти основных направлений развития общего образования совершенствование педагогического корпуса можно считать одним из важнейших.
Быть эффективным учителем, учителем-профессионалом предполагает адекватную комбинацию не только личного опыта и личностных качеств, но и наличие профессиональных знаний, навыков и умений. В связи с этим Федеральная программа развития образования на 2011–2015 годы предполагает «… создание государством условий для непрерывного профессионального развития педагогов, формирования у них базовых компетенций (коммуникативной, информационной, социокультурной и др.)»[2].
Формы профессионального развития педагога весьма разнообразны. Они включают в себя чтение методической литературы и ведение своего профессионального портфолио; членство в профессиональных сообществах и публикации собственных статей и разработок; обучение на курсах повышения квалификации, участие в профессиональных конференциях, семинарах и конкурсах; обобщение и трансляцию своего опыта и многое другое. Профессор-лингвист, эксперт международного уровня в области преподавания английского как второго языка Джек Ричардс считает, что развивающийся учитель должен изучать новые направления и теории иноязычного образования и постоянно критически осмысливать перспективные пути развития школы и программ языкового образования. Стратегии профессионального развития учителя, по его мнению, также включают документирование различных практик обучения, рефлексивный критический анализ практической деятельности учителя, оценку его ценностных ориентиров и принципов[3]. Среди этого многообразия форм саморазвития наблюдение за уроком коллеги может стать эффективным средством профессионального роста учителя иностранного языка, считает А.Н. Щукин[4]. Он рассматривает наблюдение за уроком как наиболее распространённый метод исследования при формировании, развитии и совершенствовании профессиональной компетентности учителей.
Наблюдение как возможность получения знаний
Присутствуя на уроке иностранного языка, учитель-наблюдатель получает разнообразную информацию о процессе обучения (методы, средства, знание и учёт возрастных особенностей учащихся, современные педагогические технологии, опора на личностно ориентированный и дифференцированный подходы, разнообразие форм организации учебно-воспитательного процесса (УВП), создание комфортной атмосферы и др.). Другой поток информации относится к самому изучению иностранного языка: к степени сформированности различных стратегий работы с информацией, к уровням личностных, предметных и метапредметных умений учащихся и так далее. Наблюдение как процесс получения информации можно подразделить, по мнению австралийского педагога-инструктора, профессора Рут Уэйнриб, на три этапа[5]:
- Этап подготовки: определение цели наблюдения; выбор метода сбора информации; сотрудничество со всеми, кто ещё вовлечён в процесс наблюдения (коллеги, администрация); обязательное общение с учителем, чей урок собирается посетить наблюдатель; возможно анкетирование учащихся.
- Этап наблюдения: фиксация получаемой в процессе урока информации по выбранной наблюдателем форме.
- Заключительный этап: собеседование с учащимися или их анкетирование (по согласованию с учителем); анализ урока наблюдателем по выбранной им схеме; обсуждение с наблюдаемым, совместная интерпретация полученной на уроке информации; последующая рефлексия всего увиденного.
Образовательный контекст наблюдения
Наблюдение за уроком может иметь место в различных образовательных контекстах. Это может быть:
- Студенческая педагогическая практика.
- Общешкольная программа профессиональной поддержки учителя.
- Система повышения квалификации учителей иностранного языка или переподготовки кадров.
- Программа непрерывного профессионального развития методистов.
Наблюдатель — кто он?
В процессе наблюдения за уроком могут быть задействованы различные участники образовательного процесса:
- Учителя своей и других школ (коллеги).
- Учителя в системе повышения квалификации.
- Администрация образовательного учреждения.
- Эксперты службы аттестации.
- Методисты окружного и городского уровней.
- Разработчики нормативно-правовой документации.
- Авторы УМК.
- Родители.
Цели и результаты
Каждая из перечисленных выше категорий наблюдателей будет иметь свои цели наблюдения. Однако формирование и развитие навыков и умений наблюдения у учителей, как считает Рут Уэйнриб, служит в основном следующим целям:
- Помочь учителям лучше понять. собственный процесс преподавания.
- Развивать и совершенствовать способность получать, анализировать и интерпретировать информацию, полученную во время урока.
- Формировать и совершенствовать способность к рефлексии.
- Повышать уровень профессиональной компетентности.
Умения, формируемые в процессе наблюдения за уроком:
- ставить цель наблюдения;
- отбирать методы сбора информации;
- составлять адекватную схему наблюдения;
- общаться с наблюдаемым и его учениками;
- создавать комфортную (для класса и учителя) ситуацию наблюдения;
- составить релевантную схему анализа урока для последующей рефлексии.
Полезной для организации целенаправленного наблюдения за уроком может стать диагностическая карта:
- Тема урока.
- Цель (задачи) урока.
- Содержание учебного материала (СУМ).
- Формы и методы организации познавательной деятельности учащихся (ФМОПД).
- Структура урока (этапы, логика).
- Деятельность учителя.
- Деятельность учащихся.
- Итоги, оценка.
- Обратная связь (плановая и оперативная коррекция).
Возможная схема анализа урока:
- тема урока;
- цель и задачи урока;
- оснащение урока;
- ход урока (структура, этапы);
- языковые и психологические особенности учащихся;
- управление УВП;
- личность учителя;
- уровень владения иностранным языком (учителя);
- комфортная ситуация на уроке;
- анализ (самоанализ), последующая рефлексия.
Золотые правила наблюдения за уроком
-
- Присутствие наблюдателя всегда влияет на поведен-
ческий и процессуальный аспекты урока. Поэтому наблюдателю необходимо постараться исключить или минимизировать возможные нежелательные последствия своего присутствия. - Весьма желательно, чтобы процессу наблюдения предшествовал процесс общения и сотрудничества с учителем, чей урок будет посещён.
- При подготовке к посещению и наблюдению за уроком мето-
дисты считают целесообразным концентрироваться на 1–2 составляющих плана урока. Такой подход будет способствовать получению более точной и реалистичной информации. - Очень важно как с человеческой, так и с профессиональной точек зрения обсудить с учителем посещённый урок и попытаться вместе сделать выводы (провести рефлексию).
- Наблюдателю необходимо помнить, что объём информации при посещении одного урока весьма мал, поэтому поспешные выводы должны быть исключены.
- Присутствие наблюдателя всегда влияет на поведен-
- Не забудьте поблагодарить учителя за предоставленную возможность наблюдения за его уроком[6].
Всем этим правилам следуем и мы, методисты и преподаватели кафедры иностранных языков МИОО, в рамках курсовой системы повышения квалификации. Ежегодно наша кафедра организует и проводит до 40 различных курсов и модулей, включая модуль «Современный урок иностранного языка» для молодых специалистов на 36 часов. Все 72-часовые и более длительные курсы содержат обязательный раздел «Современный урок иностранного языка», рассчитанный на 6–12 часов. Посещение уроков, последующий их анализ — обязательная составляющая данного раздела. Основными трансляторами инновационного опыта и стажировочными площадками являются московские школы ГЭП, окружные и городские ресурсные центры по иноязычному образованию: ГБОУ СОШ
№ 19, № 1240, № 1253, лицей № 1535 — ЦАО; ГБОУ СОШ № 1308 — ЗАО; гимназия № 1559 — ЮВАО; Гимназия № 1290, ГБОУ ЦО № 1952 — ВАО; ГБОУ СОШ № 1358 — СЗАО; гимназия № 1558 СВАО и многие другие.
[links&resources]
[1] «Наша новая школа» // Вестник образования РФ, № 22. 2008 г.
[2] «Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 годы»; постановление Правительства РФ от 07.02.2011, за № 61.
[3] Richards J.C. Professional development for language teachers, part 1, CLE, 2005.
[4] Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. — Омега-Л, 2010.
[5] Wajnryb R. Classroom observation tasks, part 1, CUP , 2002.
[6] Doff A. Teach English, CUP, 1999.