ВЕБ 1.0, ВЕБ 2.0… ЧТО ДАЛЬШЕ?
Автор: Артем ГУЛОВ | Рубрика: ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Четверг 11 октября 2012Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 5.
Использование Интернета в повседневной педагогической практике учителя иностранных языков – не столько мода, сколько потребность, продиктованная самой эпохой под названием Веб 2.0. На сегодняшний день можно говорить не только о развитии и расцвете онлайн-технологий обучения, но и о полноценном анализе данных процессов и попытке не только структурировать их, но и управлять их использованием.
настроение: активное
ключевые слова: педагогический блог, платформа, профессиональные сетевые сообщества, интернет-ресурсы
город: Старый Оскол
Использование Интернета в повседневной педагогической практике учителя иностранных языков — не столько мода, сколько потребность, продиктованная самой эпохой под названием Веб 2.0. На сегодняшний день можно говорить не только о развитии и расцвете онлайн-технологий обучения, но и о полноценном анализе данных процессов и попытке не только структурировать их, но и управлять их использованием.
Что же такое Веб 2.0, где начинается граница от Веб 1.0, и можно ли говорить о возникновении Веб 3.0?
Само понятие Интернета второго поколения впервые вводится исследователями в начале XXI века, и понимается как «феномен социальных сетей» — то есть открытая платформа разнообразных веб-сервисов, позволяющих не только находить информацию, но и создавать ее усилиями пользователей. Основная идея, которая выражает направление данной эпохи, — доступность и простота создания контента, что отличает ее от Веб 1.0 — закрытой системы, доступной только для чтения. Таким образом, участники открытых платформ имеют возможность коллективно мыслить и создавать авторские продукты, которые доступны для всех других пользователей.
Веб 2.0 — это глобальная концепция нового Интернета, который становится важным каналом социальной коммуникации, средством общения, в том числе и профессионального.
Благодаря новым возможностям, пользователи получают доступ к созданию различных типов контента, что вызывает потребность в наличии собственного «места в Интернете» для их публикации. Одним из ключевых сервисов, позволяющим решать данные задачи и оставаться доступным для общения, является блог — по сути, электронный журнал, позволяющий создавать текстовые записи, встраивая в них другие виды данных. Основное отличие блога от других способов организации данных — простота в использовании во всех аспектах деятельности пользователя: от публикации контента до поиска читательской аудитории.
Возникает понятие «блогосферы» — социальной сети, которая может быть использована педагогической общественностью для решения различных задач. Блог преподавателя, учителя может использоваться для публикации материалов для изучения, блог учащегося — для выполнения проектов и заданий, коллективный блог — для ведения дискуссии и обсуждения поставленных проблем.
Большое количество ресурсов, которые могут послужить примерами вышесказанного, можно найти в нашей классификации по адресу http://творческиеработы.рф/
Возможно выделение в отдельную категорию педагогического блога, изначально создаваемого для аудитории коллег с целью профессионального общения и обмена педагогическим опытом. Однако, неизбежно возникает вопрос — где искать блоги коллег, как налаживать обмен знаниями, и будет ли данный процесс подлинно дидактическим и полноценным без научного руководства?
Возникает вопрос о необходимости создания профессиональных сетевых сообществ — социальных сетей для педагогов, позволяющих полноценно общаться и обмениваться опытом, при этом основная цель такой
платформы — не столько предоставить техническое пространство, сколько экспертизу такого общения, публикацию методически ценных материалов, возможность обучения.
Таким образом, данные порталы смогут как обеспечить привлечение научных кадров, заинтересованных в распространении своих идей, так и педагогов, которые стремятся к самосовершенствованию. Будучи специфичными и узконаправленными, таковые ресурсы смогут сконцентрироваться на решении задач только одной сферы деятельности, что, с одной стороны, позволит отсеять незаинтересованного читателя, с другой — создать качественный контент для профессионалов.
Имеем ли мы право говорить о переходе к новой концепции — Веб 3.0, где сохраняются принципы открытости и доступности, но при этом существует заданный вектор общения, администрирование доступа, модерация контента, наличие экспертов в заданной области знания? На данный вопрос сложно ответить однозначно, но уже сейчас можно говорить о наличии таких моделей существования педагогических порталов. Большинство из них реализуют модели широкого педагогического сообщества с возможностью создания предметных групп по интересам. Тем не менее существуют и узкоспециализированные сайты, посвященные определенным предметам.
К примеру, интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» Tea4er.ru посвящен преподаванию английского языка. Целью создания сайта является как раз необходимость обеспечения учителей английского языка всеми возможностями классической социальной сети Веб 2.0 с элементами концепции Веб 3.0, то есть наличия заданного уровня администрирования и модерации.
Данный ресурс предлагает достаточно широкие возможности для профессионального общения учителям английского языка. Многие учителя активно ведут на нём свои педагогические блоги. Основная цель большинства из них — раскрытие своих педагогических принципов, публикация методических приемов, анализ своей работы. При ознакомлении с данными ресурсами коллеги могут почерпнуть новые идеи, сравнить методы обучения и условия преподавания ИЯ в других регионах. Основные критерии, определяющие ценность педагогического блога:
- наличие логически выстроенной авторской позиции;
- актуальность;
- методическая ценность содержания;
- технологичность, то есть возможность применения идей автора.
Коснёмся вопроса о механизме создания собственного блога. Прежде всего следует определиться с платформой, на которой педагог планирует размещать собственные записи. На сегодняшний день в Интернете размещено огромное количество платформ, предлагающих собственные ресурсы для создания педагогических блогов. Нужно отметить, что некоторые платформы представляют собой легко настраиваемые конструкторы (например Ucoz), которые одновременно с публикацией записи предлагают использовать возможности «классического» сайта, среди которых — наличие форума, галереи, гостевой книги. «Чисто» блоговые решения не так универсальны (blog.ru), но также подходят для решения педагогических задач, при этом требуют меньших технических знаний от учителя.
Для получения элементарных знаний, необходимых для создания собственного блога, достаточно набрать в любой поисковой системе запрос вида «как создать свой блог», и появится большое количество ресурсов, посвященных данному вопросу и содержащих пошаговые инструкции с детальным описанием и скриншотами. На Tea4er.ru, в частности, регулярно предлагаются бесплатные мастер-классы, во время которых учителя создают собственные онлайн-ресурсы.
Определившись с платформой создания блога, следует наметить цели создания ресурса, очертить круг возможной аудитории, и в зависимости от них приступить к созданию контента. Что имеет смысл разместить в блоге? Очевидно, это зависит от цели создания и аудитории — последняя определяет все! Ресурс для ученика может состоять из аутентичных материалов для изучения, заданий и формы обратной связи, в то время как ресурс для коллеги скорей предполагает наличие авторских материалов или комментариев, несущих в себе методическую ценность.
К тому же необходимо помнить о соблюдении авторских прав — размещение материалов, принадлежащим третьим лицам, не разрешено без их согласия, поэтому педагог может ограничиться публикацией ссылки на оригинальный источник, что, во-первых, будет совершенно законно, а, во-вторых, будет способствовать развитию умения поиска искомой информации самостоятельно.
Нужен ли блог педагогу — достаточно спорный вопрос, на который нельзя однозначно ответить. С одной стороны, умение актуально применить знания современных информационных технологий является важным фактором мотивации современных школьников, позволяющим одновременно автоматизировать процессы обучения и предложить учащимся интересные для них методы изучения языков. С другой стороны, а нужен ли каждому учителю блог, не достаточно ли просто владеть технологиями, предлагая учащимся уже созданные кем-то технические продукты? Не будет ли сплошного копирования идей друг у друга с целью получить лишнюю галочку для аттестации, но без реального творчества? Прежде чем задаться целью создать определенный контент, имеет смысл воспользоваться поисковыми системами — возможно, кто-то уже создал именно то, что вам нужно.
Попытаемся сделать выводы. Эпоха Веб 1.0 характеризовалась недостаточностью информации и сложностью создания и публикации собственных материалов, что привело к распространению идеи коллективного творчества и открытости сетевого общения. Сменившая её эпоха Веб 2.0 заполнила существующую нишу, но, в свою очередь, оставила открытым вопрос об избыточности созданной информации и необходимости ее структурирования и научного анализа.
Педагогические социальные сети нашли свое место в современном интернет-пространстве. Остаётся открытым вопрос — наступает ли эпоха Веб 3.0?