ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК —
ПУТЬ К ПАРТНЁРСТВУ
Автор: Редакция | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ
Среда 5 декабря 2012
Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 6.
В рамках Года Германии в России и всероссийской образовательной инициативы «Учи немецкий! Lern’ Deutsch!» в Москве 17 и 18 ноября 2012 года состоялся Первый всероссийский Форум учителей и преподавателей немецкого языка. Мероприятие было организовано Гёте-Институтом совместно с Министерством образования и науки РФ, а также шестью немецкими издательствами и организациями, представленными в России.
Из выступления министра образования и науки Дмитрия Ливанова на Форуме российских учителей и преподавателей немецкого языка
17 ноября 2012 года
Сегодня очень важное и значимое событие — первый Форум учителей и преподавателей немецкого языка в России. Вы, безусловно, знаете, что этот форум проходит в рамках Года России в Германии и Германии в России. Нам очень важно использовать возможности для общения, которые открываются в этой связи, чтобы наши связи, контакты между людьми любого возраста, начиная со школьников и заканчивая пенсионерами, укреплялись. Я думаю, что знание иностранного языка делает человека успешней, в чёмто способней. В этом смысле для нас крайне важно, чтобы наша школа использовала те возможности, которые сегодня открываются для изучения иностранных языков.
Принципиально важно, чтобы мы давали нашим детям возможность использовать при изучении языков самые современные технологии. Главный смысл изучения иностранных языков состоит в том, что человек приобщается к новым культурам, расширяется его кругозор, появляются новые друзья. И самое главное — он действительно становится человеком с новым набором возможностей, что является основанием для его личностного успеха. Сегодня в России более 14 000 школ, в которых изучается немецкий язык, более 19 000 учителей, педагогов, которые преподают немецкий язык, и более 1 300 000 школьников, которые его изучают.
Безусловно, Германия для нас является стратегическим партнером. Мы хотим, чтобы наши дети получали больше информации об этой стране, её великой культуре, науке, философии, литературе. Сегодня Германия — это лидер технологий, что тоже очень важно для России именно в наше время. Мне кажется, что форум, который является первым, будет не последним, и такие встречи станут регулярными и традиционными.
19 000 учителей немецкого языка — это огромное сообщество, и это сообщество должно иметь свой сильный голос, должно заявлять о своих интересах, должно обсуждать свои проблемы и цели, которых оно хотело бы достичь. Очень важно использовать для наших школ те возможности, которые открывают новые образовательные стандарты, в частности, возможность изучения второго иностранного языка как обязательного. Думаю, чем дальше, тем больше наши школы будут использовать эту возможность, а значит, будет больше детей, заинтересованных в изучении немецкого языка, значит, больше абитуриентов будет приходить в педагогические вузы и, в конечном счёте, наши народы, наши страны будут ещё теснее общаться между собой. Хочу в заключение пожелать всем вам, наверное, самого главного, что можно пожелать учителям, — это хороших, умных, мотивированных и успешных учеников.
Почти 2,3 миллиона человек в России изучают немецкий язык. Одним из главных факторов для развития изучения немецкого языка является мотивация педагогов. Большое количество людей, изучающих немецкий язык (показатель России является вторым в мире после Польши), — это в значительной степени заслуга каждого заинтересованного преподавателя. Любовь к языку и профессиональный энтузиазм учителей воодушевляют учеников и родителей, руководителей образовательных учреждений, поддерживают в них сознание того, что немецкий язык — это инвестиция в будущее, а знание как минимум двух иностранных языков — это всемирный образовательный стандарт XXI века.
Первый всероссийский Форум учителей и преподавателей немецкого языка был богат профессиональными дискуссиями, официальными встречами, обменом опытом и знаниями во время круглых столов и семинаров.
Однако центральным мероприятием Форума стало вручение премии «Лучший преподаватель немецкого языка России 2012». Гёте-Институт совместно с издательскими домами „Ernst Klett Sprachen“, „Cornelsen Schulverlage“, „Langenscheidt“, Московской немецкой газетой, компанией „KNAUFGruppe GUS“ и концерном „Volkswagen“ впервые вручали премии учителям немецкого языка за их вклад в развитие изучения немецкого языка в России в семи номинациях: «Лучший учитель немецкого языка как первого и второго иностранного», «Лучший учитель немецкого языка в начальных классах», «Лучший учитель немецкого языка в сельских школах», «Лучший преподаватель немецкого языка в вузах», «Лучший молодой учитель немецкого языка», также была вручена «Премия за поддержку изучения немецкого языка». Из 1200 присланных заявок на участие в конкурсе компетентное жюри выбрало 35 номинантов. Победителями стали семь преподавателей, отмеченных за их профессиональный вклад в развитие изучения немецкого языка в России.
Победители получили возможность обменяться опытом с немецкими коллегами в течение семидневной программы пребывания в Германии.
Издательство «Просвещение»
представило в рамках Форума новый
проект — линию учебно-методических комплексов „Horizonte“[1]. Новые УМК для изучения немецкого как второго иностранного языка — совместный продукт «Просвещения» и немецкого издательства «Корнельсен».
Также был представлен ещё один совместный продукт — УМК по английскому языку для 10–11 классов серии «Сферы». Новые учебные пособия получили положительные заключения экспертов и появятся в школах уже в следующем учебном году.
Одним из ключевых мероприятий Форума стала открытая дискуссия, на которой обсуждались перспективы изучения иностранных языков в системе государственного образования России и Германии. В дискуссии приняли участие: представитель министерства образования Федеративной республики Германии Хильдегард Якоб, заместитель министра образования и науки Самарской области Владимир Классен, директор Международного департамента Министерства образования и науки Российской Федерации Евгений Угринович, президент издательства «Просвещение», руководитель группы разработчиков стандартов школьного образования Александр Кондаков, исполнительный директор немецкого издательства „Cornelsen“ Хартмут Брилль, генеральный директор концерна «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» Маркус Озегович.
МНОГОЯЗЫЧИЕ В ШКОЛЕ — ТОЧКА РОСТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
ОТКРЫТАЯ ДИСКУССИЯ. ВЫДЕРЖКИ
КАКИМ ОБРАЗОМ ДВА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКА МОГУТ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНЫ В УЧЕБНЫЙ ПЛАН РОССИЙСКИХ ШКОЛ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ СТАНДАРТАМИ?
Александр Кондаков: Когда мы впервые вписали в стандарты возможность изучения второго иностранного языка в 5–9 классах, это вызвало волну обсуждений в профессиональном сообществе. На сегодняшний день знание иностранного языка — это очень серьёзная компетенция любого человека. Во-первых, это возможность общаться в академической, социальной, профессиональной, культурной сферах и, во-вторых, — это очень серьёзный инструмент привлекательности государства и отдельного субъекта федерации. Когда «Фольксваген» основал свое первое производство в Калужской области, одним из первостепенных вопросов губернатора Калужской области стал вопрос необходимости кадров, которые владеют немецким языком. Если мы хотим говорить о развитии экономического сотрудничества, социальной сферы, то владение иностранным языком — это очень важное условие. Поэтому я рад тому, что нам удалось отстоять позицию о том, что в школе второй иностранный язык должен изучаться, и я обращаю внимание на то, что и первый, и второй языки находятся в равных условиях, то есть могут изучаться с одинаковой степенью глубины. Как разработчики мы даём рекомендацию о том, что на базовом уровне должно быть 4 часа, а на углублённом — 5 часов в старших классах. И, конечно, очень важный момент — это введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку.
У ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» И ИЗДАТЕЛЬСТВА „CORNELSEN“ СУЩЕСТВУЕТ ОПЫТ МНОГОЛЕТНЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА, РЕЗУЛЬТАТОМ КОТОРОГО СТАЛО ИЗДАНИЕ УЧЕБНИКОВ «ГОРИЗОНТЫ», КОТОРЫЕ ВЫШЛИ НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК. КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ИЗДАНИЕ УЧЕБНИКОВ В РАСПРОСТРАНЕНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА?
Хартмут Брилль: В процессе работы мы старались учитывать особенности развития и распространения немецкого языка в России. Создавая учебники, мы привнесли свою методику и дидактику, «Просвещение» — своё ноу-хау в части удовлетворения интересов и системных потребностей образовательных учреждений, они знают, что необходимо российской школе, учителю. Мы создали издание, которое, на наш взгляд, соответствует и стандартам, и потребностям, и желаниям, и даёт возможность осмыслить культурные различия и общие интересы, а также учитывает особые потребности как учеников, так и учителей. Думаю, что эта кооперация помогла добиться того, чего каждый в одиночку добиться был бы не в состоянии.
НАСКОЛЬКО ВЕЛИКА ПОТРЕБНОСТЬ В СПЕЦИАЛИСТАХ, ВЛАДЕЮЩИХ НЕМЕЦКИМ ЯЗЫКОМ, В КОМПАНИИ «ФОЛЬКСВАГЕН»?
Маркус Озегович: Такие специалисты нам очень нужны. В течение многих лет немецкие автомобили являются символом качества, символом немецких технологий. Недавно мы начали производить их в России и, конечно, возникли некоторые сложности. На нашем предприятии в России более 8000 сотрудников, и, безусловно, для нас владение немецким сотрудниками очень важно. Понимание немецкого языка даёт возможность лучше понимать немцев, их способ мышления, а это является залогом качества нашего производства. Поэтому сегодня мы активно поддерживаем изучение немецкого языка.
В МАЕ ВЫШЕЛ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ, В КОТОРОМ УПОМИНАЕТСЯ НЕСКОЛЬКО ТОЧЕК РОСТА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О МНОГОЯЗЫЧИИ В ШКОЛЕ, МОГЛО БЫ ЭТО БЫТЬ ТОЧКОЙ РОСТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ?
Евгений Угринович: Несомненно. Но я хотел бы обратить внимание именно на многоязычие, а не на двуязычие в школах, потому что два языка — это уже недостаточно. Любой житель европейской страны должен говорить как минимум на трёх языках. Что же касается ранжирования — я думаю, что не стоит волноваться о том, что немецкий язык изучается как второй иностранный. Второй ребёнок в семье — это лучше или хуже? У меня есть старший брат, который, наверно, не может мне простить, что я младший. Поэтому у немецкого языка как второго иностранного в большинстве школ очень выигрышная позиция.
НЕ ПОЛУЧИТСЯ ЛИ ТАК, ЧТО БУДЕТ СТРАДАТЬ КАЧЕСТВО ИЗУЧЕНИЯ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА?
Евгений Угринович: Мы уже сейчас начинаем работать над финансовыми и нормативными механизмами, чтобы сохранить и простимулировать интерес к изучению второго языка. Без этого мы понесём серьёзные потери: и экономические, и культурные… К тому же, чтобы сохранить и развить немецкий язык в качестве второго иностранного, у нас должна быть достаточная кадровая база, учителя, для которых этот язык является первым. Сегодня это возможно в рамках различных программ межличностного и культурного общения.
Александр Кондаков: Разрабатывая стандарт, мы впервые ушли от постановки задач с точки зрения наших педагогических предпочтений и поставили во главу угла понимание того, что нужно современному ребёнку. Мы впервые строили стандарт исходя из запросов семьи, общества, государства, строили как общественный договор, выстраивая региональные программы развития образования исходя из интересов развития субъектов федерации. Это позволит задержать молодежь в регионе, обеспечить нормальную зарплату и возможность социализации. В этом отношении привязка программ развития образования к программам социально-экономического развития субъектов федерации позволит позиционировать и первый, и второй иностранные языки как очень важные элементы успешной социализации ребёнка. Можно назвать множество регионов, куда иностранные инвесторы не заходят, потому что не видят достаточного кадрового потенциала. Я думаю, что для Калужской области немецкий сейчас является первым языком, потому что кроме «Фольксвагена» туда пришли и другие немецкие компании, которые сейчас определяют то, что Калужская область — это один из самых быстро растущих в экономическом отношении субъектов федерации.
КОГДА НУЖНО НАЧИНАТЬ ИЗУЧЕНИЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА? КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ?
Хартмут Брилль: В любом возрасте можно изучать иностранный язык, и это нужно делать. В Германии мы уделяем очень большое внимание изучению языка в дошкольном возрасте. Естественно, это должно быть совершенно по-другому организовано с точки зрения методологии, должен быть совершенно другой уровень подготовки преподавателей.
Александр Кондаков: Одна из инноваций закона об образовании, за которую мы бились более пяти лет, — то, что дошкольное образование будет объявлено уровнем образования. От индикатора «охват детей» мы перейдём к требованиям результатов полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте. И на этом этапе мы уже серьёзно разрабатываем те программы, которые будут основательно связаны с изучением иностранных языков на уровне дошкольных образовательных учреждений по запросу семей. А запрос этот есть, просто это требует сейчас современных научных педагогических и психологических исследований, дидактических и методических разработок.
Анна БЕЛЯКОВА
[1] Подробнее об УМК «Горизонты» читайте в материале: ОТКРЫВАЙТЕ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ С «ГОРИЗОНТАМИ»!