ПРЕОДОЛЕВАЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Автор: Татьяна ЧЁРНАЯ | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Пятница 11 января 2013Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 6.
Опыт дистанционного преподавания английского языка в школе. Почему я выбираю УМК “Spotlight”
настроение: добродушное
ключевые слова: дистанционное обучение, ограничения возможностей здоровья, информационные компьютерные технологии, Spotlight, блоги, скайп
город: Москва
Сейчас, когда в школах и педагогических сообществах идёт активное внедрение ФГОС нового поколения, который предусматривает интенсивное использование информационных компьютерных технологий в обучении, я хочу поделиться своим опытом преподавания английского языка в дистанционной школе.
Более семи лет тому назад я начала обучать английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья в дистанционной школе ГБОУ ЦО «Технологии обучения» [http://iclass.home-edu.ru]. Я уже имела опыт работы в школе, даже пыталась использовать компьютер на уроках, но обучение детей с помощью Интернета стало для меня делом новым. Мой первый дистанционный класс состоял из учеников дополнительного образования, которые занимались только на сайте школы. Я использовала англоязычные сайты, организовывала общение детей в форумах. Отмечала с ними праздники, учила английские песенки, проводила конкурсы. И всё время думала, что делать дальше, так как в школе появились постоянные ученики и я обязана была обеспечить им качественное обучение английскому языку в соответствии с государственной программой.
Я очень скоро поняла, что именно использование ИКТ даст моим ученикам возможность получить хорошее образование и найти своё место в жизни. Не все из них могли выйти из дома, передвигаться. Не все могли говорить или писать. Были слабослышащие, другие имели значительную потерю зрения. Оказалось, что во всех случаях можно подобрать такие компьютерные программы или интернет-сайты, которые помогут моим ученикам справиться с теми или иными ограничениями, связанными с их состоянием здоровья.
Открывая для себя различные учебники, всевозможные пособия, я всё время искала такой УМК, чтобы он был интересен разным детям, мог поддерживать их мотивацию к изучению английского языка, постепенно помогал им почувствовать себя увереннее в своих силах. Кроме того, важно было, чтобы учебная линия давала возможность интеграции информационных технологий, которыми дети в дистанционной школе пользуются ежедневно. Я искала идеи, которые помогли бы мне с помощью ИКТ организовать общение моих учеников, пусть виртуальное, на английском языке, мечтала, что в учебнике будут подобраны темы, по которым каждому захочется высказаться в той или иной форме.
Поэтому я очень обрадовалась, когда открыла для себя учебник Spotlight, авторы которого были знакомы мне по другим учебным пособиям. Сначала я использовала учебник в дополнение к основному, выданному в школьной библиотеке. Но, когда мои ученики были в 7 классе, я заметила, что они стараются побыстрее выполнить задания по основному учебнику, чтобы больше времени осталось на Spotlight. И со следующего учебного года я перешла на обучение детей по УМК Spotlight.
Для меня имеет очень большое значение, что материалы этого УМК повышают мотивацию детей к обучению языку. Ребёнок, который часто болеет, мало общается со сверстниками, часто испытывает неуверенность в своих силах, страх к общению даже на родном языке. Что может заставить его поделиться своими мыслями на английском?
Материал учебника учитывает интересы разных детей, подобран с учётом их возраста. Кому не хочется узнать о праздниках в разных странах мира? Или о том, как живут космонавты на орбите? Чем интересуются сверстники? Какие гаджеты им нравятся?
Учебник очень удобно организован, особенно для ученика дистанционной школы, привыкшего к тому, что материал на сайте школы представлен блоками. Можно открыть грамматический справочник, быстро найти необходимые слова по теме. Изучение новой лексики, грамматики, обучение говорению, письму осуществляются в рамках одной темы. Ученикам нравятся задания учебника, им приходится часто рассуждать, исследовать материал текстов и справочников, добавлять свои идеи. Изучая английский язык по УМК Spotlight, даже наиболее слабые учащиеся через какое-то время начинают искать в Интернете имена личностей, о которых прочитали, достопримечательности, заглядывают в карты. У учителя есть возможность обеспечить материал и для сильного ученика. Тематика текстов часто является для детей неожиданной, а значит, интересной. Разнообразие заданий позволяет учащимся преодолевать неуверенность в своих силах, и они начинают предлагать свои варианты выполнения упражнений с применением различных компьютерных приложений и сервисов в Интернете. Многие из примеров, которые я приведу, были предложены моими учениками.
Я благодарна авторам УМК Spotlight за то, как спланировано обучение диалогической речи и письму. Возможно, не все мои ученики продолжат обучение в дальнейшем из-за проблем со здоровьем. Возможно, некоторые из них делают много ошибок, но уже сейчас они участвуют в международных проектах на английском языке и могут без труда написать комментарий на сообщение в блоге, общаются в скайпе с учителями и учениками из Австралии, США, ЮАР, других стран.
Я считаю, что хороший учебник стимулирует познавательную активность ребёнка, побуждает его к творчеству.
Ученики с ограниченными возможностями здоровья часто вынуждены заниматься индивидуально. Там, где не получается объединить их в группу на уроке, я стараюсь объединить их с помощью технологий. Моим ученикам нравится использовать сервисы Web 2.0.
Прочитав текст про Сидней (Spotlight 7, Module 1), мы поговорили о любимых уголках Москвы — записали цепочку высказываний с помощью сервиса Voxopop. Я записала вопрос, а ученики по очереди отвечали, а также слушали своих товарищей. (My coolest place in Moscow [http://tinyurl.com/
8g63pxr]).[1]
Когда мы занимались по учебнику Spotlight 7, я заметила, что ученики стали активнее общаться, и мы начали вести блоги [http://kidblog.org/WellDone]. Ребята написали много интересных сообщений на темы “The person I admire”, “Teenage magazines” (Modules 3, 4)[2].
В рамках международного проекта Student blogging challenge [http://theedublogger.com/ tag/student-blogging-challenge] ребята участвовали в Международном дне воды. При подготовке к этому мероприятию я использовала материалы темы “Save the Earth” (Module 8). Для обмена мнениями мы использовали виртуальную доску сервиса Linoit[3]. К нашему обсуждению присоединились ученики моей коллеги Ольги Николаевны Калякиной.
Ребята также читали сообщения других учеников-блогеров, на уроке рассказывали о том, что нового узнали. А в блоге одной моей ученицы появился комментарий от учительницы из Австралии, которая похвалила нас за то, что мы обсуждаем такой важный вопрос. В той части Австралии, где она живёт, часты засухи, и людям приходится экономить воду. Всего она получила девять комментариев на своё сообщение и оставила на них свои ответы[4].
В следующем учебном году при подготовке к Всемирному дню еды нам пригодился материал модуля 9 You are what you eat, а в этом году 15 октября темой Всемирного дня блогов была The power of We, и она совпала с изучением темы Passions (Spotlight 10). Мне кажется, что ученики уже привыкли к тому, что наши беседы на английском языке не ограничиваются рамками уроков. Мои ученики начали обмениваться сообщениями и ссылками с классом из Сербии, а я получила письмо от учителя[5].
Очень удачно, что учебный год в 9 классе начинается с темы Celebrations. Про праздники всегда интересно поговорить. Некоторые праздники, о которых ребята прочитали в тексте Let’s party!, были им неизвестны. А потом им захотелось узнать и про необычные праздники в России. В блогах появились рассказы о Сабантуе и Празднике огурца в Суздале[6]. Некоторые ученики написали про семейные праздники.
В том же первом модуле ребята повторяли настоящие времена. Для активизации повторения я использовала сервис, который позволяет создавать интерактивные книги онлайн с использованием картинок из Фликра [http://www.flickr.com] — http://www.pimpampum.net/bookr.
Ученики придумали предложения на все случаи употребления настоящих времен и иллюстрировали их[7]. Их книги я использовала на уроках и при подготовке к тесту.
В курсе 9 класса есть очень интересные темы для обучения диалогической речи. Ребята активно высказывались, особенно при обсуждении темы Superstitions, Computer problems, и создали много комиксов и мультиков на сайтах GoAnimate, MakeBeliefComix, Acapela.tv, Fake iPhone.
При изучении модуля 2 Life & living мы на групповом уроке сочиняли советы тем, кто родился на межпланетной станции и решил побывать на Земле, используя WallWisher[8].
Увидев схемы в учебнике, ребята создали свои с помощью Spiderscribe, Bubble.us[9]. Это способствовало усвоению лексики.
Один ученик составил интерактивный тест на тему “Appliances” (сервис QuizRevolution).
А другая ученица предложила всем вместе собрать информацию о зданиях в разных странах мира. Мы решили создать документ Гугл в виде таблицы. Ребята обсуждали, сколько ячеек будет в таблице, как они будут называться. Потом ещё одна ученица предложила найти определения разным типам зданий в онлайн-словарях.
Темa модуля 3 See it to believe it также оказалась очень интересной, поэтому модальные глаголы все тренировали активно. В блогах появились картинки с оптическими иллюзиями, одна ученица даже нарисовала свою собственную[10].
Коллега из Австралии после посещения наших блогов прислала мне несколько картинок и ссылок для ребят.
Тема Technology помогла значительно повысить самооценку моих учеников. Оказалось, что многие слова из числа новых им знакомы. Поэтому и эссе было уже не так страшно писать, особенно когда в учебнике есть планы-таблицы. Диалоги, опросы, Интернет, гаджеты, веб-сайты — всё это было интересно обсудить. В блогах появилось много сообщений, ссылок.
Трудно остановиться на конкретных примерах из темы Art & Literature, она тоже очень понравилась ребятам. Они узнали много нового и не раз удивлялись, а потом дополняли материал учебника своими находками. Особое впечатление на всех произвел тот факт, что Вилларда Вигана (скульптор, мастер микроминиатюры, страдающий дислексией) считали не способным к обучению. Возможно, оттого, что детям знакомо чувство, когда после долгой болезни кажется, что ты ничего не знаешь. И ещё каждый поделился своими увлечениями. Например, ученица художественной школы создала слайд-шоу со словами по теме Types of Art.
А как не высказаться о фильмах, которые упоминаются в упражнениях, если ученики их уже посмотрели? А ещё ментор в международном проекте задаёт вопросы об этих фильмах.
Просматриваю учебник и вспоминаю, что после чтения текста об Австралии в Culture Corner нам захотелось больше узнать об этой стране. Ребята на виртуальной доске написали свои вопросы. Я попросила коллегу из Австралии, чтобы её ученики ответили на них. А потом была наша первая встреча с австралийскими школьниками в скайпе и доска с их вопросами о России[11].
Не могу не отметить то, с каким уважением представлены люди с ограниченными возможностями в материалах УМК. Мы нашли в Интернете и обсудили видео о Вилларде Вигане. Девочка, которая не слышит, восхитилась Хелен Келлер (слепо-глухая американская писательница, преподаватель и общественный деятель). Ученики нашли в Интернете всех героев, о которых узнали из текстов учебника, и некоторых других тоже, написали сообщения в своих блогах. Для них очень важно, что об инвалидности можно свободно говорить, а проблемы можно преодолевать.
Больше всего меня как учителя радует то, что, занимаясь по учебнику Spotlight, мои ученики стали активнее пользоваться английским языком. Они обсуждают его материалы не только на уроке, ищут дополнительную информацию в Интернете, предлагают свои идеи. Сейчас мы с ними участвуем в нескольких международных проектах.
Подружились с классом из Сербии. В скайпе общались с учителями и учениками из Австралии, США, ЮАР.
Недавно я разговаривала с одной моей ученицей 10 класса, и она рассуждала так: «Раньше для меня моя жизнь и учёба по учебникам были разными вещами. А теперь я так не считаю. Я учусь по учебникам и могу общаться и учиться также у тех, кто живет не в Москве».
Мы вновь открываем учебник Spotlight. Следующая тема — Living & spending. Почему бы не поговорить об этом с гостями из других стран во время следующей встречи в скайпе?