«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Понедельник 26 марта 2012


Ролевая игра (role play) в образовательном процессе имеет большое значение для развития навыков общения. Ролевая игра определяется как спонтанное поведение обучающихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. Ролевая игра определяется как прием, при котором обучающийся должен свободно импровизировать в рамках заданной ситуации, выступая в роли одного из ее участников.


 
настроение: оптимистическое

ключевые слова: импровизация, разрешение проблемы, естественность общения, критическое мышление, творчество

город: Череповец

e-mail: marlenaeng@rambler.ru
 
 
Термин ”simulation” используют для обозначения ролевой игры, если обязательным элементом её является разрешение заданной проблемной ситуации. Это обостряет мотивированность высказываний, одновременно делая их более аргументированными и эмоциональными. Такая игра обеспечивает оптимальную активизацию коммуникативной деятельности обучающихся. Необходимость найти решение поставленной проблемы обусловливает естественность общения, служит развитию критического
и логического мышления, умения аргументированно высказываться, убеждать собеседников, учитывая при этом их аргументы и факты.

Выделяют пять категорий ролей:

    1) ”inherent” (врожденные), определяющие пол и возраст участника;
    2) ”ascribed” (приписанные), определяющие национальность или принадлежность к социальной группе;
    3) ”acquired” (приобретенные), определяющие профессию;
    4) ”actionable” (действенные), определяющие круг действий
    в жизненной ситуации;
    5) ”functional” (функциональные), определяющие функциональное общение, например, предложение своей помощи, выражение сожаления и т.п.

Наиболее важным при обучении иностранному языку представляются две последние категории ролей. При этом «функциональные» роли рассматриваются как минимальные блоки, из которых складывается ролевая игра; они входят во множество различных ситуаций, вследствие чего их необходимо наиболее тщательно отрабатывать на подготовительном этапе.

Дети обычно с легкостью погружаются в игру, в то время как взрослые и многие подростки не выражают большого желания принять в ней участие, поскольку боятся показаться смешными товарищам по группе. Поэтому важно подготовить обучающихся к ролевой игре.

В ролевой игре выделяются три этапа: подготовительный (знакомство с ролевой ситуацией, лексикой, грамматическими структурами, сбор информации); собственно игра; заключительный (написание сочинения, статьи, письма (дома), обсуждение игры, дискуссия по данной проблеме (в классе на следующем уроке).

Для успешного проведения игры желательно, чтобы каждый участник имел на груди карточку с указанием имени, должности своего персонажа (lapel card), определенного реквизита для создания атмосферы.

В зависимости от цели и уровня подготовленности обучающихся ролевые игры могут проводиться в парах (они направлены на тренировку в употреблении определенных лексических единиц и грамматических структур), в подгруппах из 3–5 человек и в целой группе (при проведении в группах и подгруппах обеспечивается выход в речь).

Ролевые игры в парах — наиболее простой вид данного методического приема. Рекомендуется использовать анкеты, которые участники должны заполнять, задавая друг другу вопросы. Время на эту работу ограничено.

Ролевая игра в подгруппах проводится по-разному. Подгруппы должны играть одновременно в buzz groups, работу в группах контролирует учитель, переходя от одной группы к другой. Допускается вариант, когда подгруппы играют по очереди: одна группа играет, а остальные наблюдают и оценивают ее работу.

Иногда работа в подгруппах может быть первой ступенью к ролевой игре на более высоком уровне, во время которой все участники разыгрывают дискуссии собрания, конференции и т.п.

Заслуживают внимания ролевые карточки. Каждый участник получает карточку. Одна сторона одинакова для всех и дает основную информацию о ролевой ситуации, проблеме, которую надо решить (это может быть карта, диаграмма, статья, объявление). Оборотные стороны карточек различны, они содержат информацию о данном действующем лице, указывают возможную линию поведения.

Контроль должен быть максимальным на начальном этапе ролевой игры и минимальным на творческом этапе. Преподаватель или совсем не участвует в игре, или берет на себя второстепенную роль. Он наблюдает, записывает ошибки, но не прерывает игру с целью их исправления. После ролевой игры он анализирует ход игры, отмечая удачные моменты, а затем останавливается на типичных ошибках и в дальнейшем организует работу по их исправлению.

Ролевая игра на примере из УМК Миллениум, 10-й класс.

Role play “Kicking computer addiction”.

Before the role play students learn vocabulary, read and listen to the text about computer addicts.

At the second lesson students divide into two groups: addicts and psychologists. They have lapel cards.

All the participants get role cards.

The aim of each computer addict is to visit as many psychologists as possible, to ask them for advice and to choose the best advice.

Each computer addict joins the psychologist. Computer addict describes his symptoms. Psychologist gives advice. Computer addict takes notes and then “visits” other psychologists.

Computer addicts report to the class the best advice they have got and the class chooses the best psychologist and makes a list of advice to computer addicts.

At home students write a short report summarising the results of the role play.

Ролевая игра является одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.
Ее особенности определяются следующим образом:

    1. Ролевая игра — это обучение в действии (learning by doing), что, как известно, повышает качество обучения.
    2. Ролевая игра требует полной отдачи от участников, их реакции как вербальными, так и невербальными средствами в заданной ситуации. В ролевой игре используются их знания и умения.
    3. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающиеся видят возможность применения ситуации в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур.
    4. Ролевая игра дает обучающимся социолингвистическую «подсказку», какими единицами и какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной ситуации в зависимости от социальной характеристики участников.
    5. Ролевая игра несет в себе элемент неожиданности, с которым так часто встречаются обучающие в процессе реального общения. Во время ролевой игры, как и при реальном общении, участники должны внимательно слушать друг друга, т.к. они не знают заранее, что скажут их партнеры, они должны быстро думать и адекватно реагировать на реплики товарищей.
    6. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.
    7. Ролевая игра имеет определенные преимущества перед дискуссией и другими подобными приемами. В ролевой игре легче создать такую ситуацию, когда ни один из ее участников не сможет отмолчаться. Робким ученикам легче высказаться «под маской» предписанной роли.

[links&resources]

1. Jones L. Eight Simulations. Cambridge,1975.
2. Sturtridge G. Role Play and Simulations. Harlow, 1981.
3. В.М. Филатова. Методика обучения иностранным языкам. — Ростов на-Дону, 2004.
4. Е.А. Маслыко. Настольная книга преподавателя иностранного языка.- Минск,2003.

1 Comment »

Рябошапка Елена:

Благодарю Вас, уважаемая Марлена! Чётко сформулированы основные позиции для учителя при проектировании уроков в стиле ролевой игры. С удовольствием использую в своей работе с учителями.

25 августа 2012 | 10:54
Оставить комментарий

Комментарий

..