«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ

Воскресенье 11 марта 2012


Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет открыть двери каждому человеку, независимо от возраста, в мир безграничного информационного пространства. Объем информации во всем мире, согласно исследованиям аналитического агентства ICD, увеличивается каждый год более чем
в два раза. Сегодня ИКТ предоставляют возможности для развития творческого потенциала и обучения детей и подростков. Умения работать с информацией, осуществлять поиск, проверять на достоверность, выделить главное и второстепенное выходят сегодня на первый план. Вместе с увеличением информационного потока возникает вопрос о его качестве и одна из главнейших задач школьного учителя, семьи — развитие критического мышления детей, развитие умений критически относиться к информации, проверять ее.

настроение: ответственное

ключевые слова: Интернет, информационно-коммуникационные технологии, универсальные учебные действия, безопасность

город: Москва

В последние годы появляется большое количество исследований, научных работ и публикаций о внедрении социальных сервисов Web 2.0
в образовательный процесс при обучении/изучении иностранных языков. Это предполагает использование таких технологий, как электронно-почтовая группа, вики, блоги, подкасты, skype, flickr, ВКонтакте, Facebook и т. д. Использование социальных сервисов Web 2.0 способствует развитию информационной грамотности, коммуникативной компетенции, самостоятельности в контексте образовательной деятельности, познавательного интереса.

Очевидно, что многие из вышеперечисленных умений и компетенций напрямую связаны с универсальными учебными действиями, а именно: познавательными, коммуникативными, регулятивными и личностными. То есть отсюда следует, что использование информационно-коммуникационных технологий способствует развитию и универсальных учебных действий.

В процессе выполнения веб-проектов, создания вики-страниц, использования социальных сервисов Web 2.0 школьники:

  • учатся целеполаганию, планированию своей деятельности;
  • прогнозируют результат своей работы;
  • осуществляют постоянный контроль;
  • вносят необходимые изменения;
  • оценивают свою деятельность и ее результат;
  • формулируют вопросы и находят на них ответы;
  • учатся выражать свои мысли;
  • управляют своим поведением и поведением партнера;
  • планируют учебное сотрудничество;
  • осуществляют поиск информации;
  • учатся смысловому чтению, моделированию ситуаций;
  • анализируют информацию, обобщают данные, структурируют знания.

В контексте ИКТ учащиеся осуществляют самоопределение, детям интересно выполнять такие проекты, а значит, повышается мотивация
к изучению. Выполняя групповые проекты, школьники учатся оценивать свое поведение с позиции нравственности и норм поведения. Все это говорит
в пользу использования ИКТ в образовательном процессе. Эпоха информатизации и глобализации означает, что нашим ученикам больше чем когда-либо нужна особая подготовка к дальнейшей профессиональной деятельности в условиях, когда грамотность в информационно-коммуникационных технологиях является обязательным требованием.

Но возникает вопрос — насколько безопасно киберпространство для ребенка? Как взрослые могут обеспечить безопасность ребенка? Ответы на эти вопросы просты и сложны одновременно. Просты они в том плане, что многие знают, что необходимо сделать. А сложны тем, что их решение требует объединения усилий государства, образовательных учреждений, семьи. Прежде всего необходимо подготовить нормативно-правовую базу, которая будет на законодательном уровне обеспечивать безопасность детей в киберпространстве. Интересными представляются материалы Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», которая создана в качестве основы для международных дискуссий о политических, правовых, этических и социальных проблемах, связанных с информатизацией общества. Эти материалы размещены на сайте http://www.ifap.ru/,
в библиотечном разделе которого можно найти полезную брошюру
о безопасности детей в Интернете http://www.ifap.ru/library/book099.pdf , изданную под эгидой корпорации Microsoft.

Безусловно, школа и семья играют важную роль: эти два института должны объединиться как никогда. Важно, чтобы в школе учили пользоваться социальными сервисами не только на уроках информатики, показывая полезность ИКТ. Взрослые в семье должны демонстрировать образец использования компьютера, Интернета. Детям важно показать, что Интернет — это не только источник готовых ответов на любые вопросы, это не источник различных сетевых игр, но и хранилище ценнейшей информации, культурного наследия. Преподавателям необходимо представить свою твердую позицию по управлению целесообразным использованием Интернета и мобильных телефонов в школе. В учебных заведениях также должны применяться технологии, которые осуществляют выборку интернет-сайтов и ограничивают доступ учащихся к сайтам
с некорректной информацией.

Информационно-коммуникационные технологии создают возможности более тесной связи между родителями и ребенком, учениками и учителями; они предоставляют возможность нашим детям применять на практике умения ИКТ в безопасном пространстве. Неважно, работают ли ученики
с Интернетом или пользуются мобильным телефоном, они должны чувствовать себя защищенными и недопустимо, чтобы они имели доступ
к некорректным материалам.

Родители и учителя могут помочь ученикам сформировать понимание
и осознание благоразумного поведения в Интернете с целью избежать доступа к потенциальной угрозе разного характера и некорректной информации, а также неограниченного доступа к Интернету.

Рассматривая вопрос безопасности детей в киберпространстве, хотелось бы обратить внимание на успешный опыт образовательных систем Австралии, Канады, Финляндии и ряда других стран.

Предлагаем вашему вниманию памятку для педагогов и родителей по обеспечению безопасности детей в интернет-пространстве, составленную на основе оригинальных материалов Министерств образования Австралии, провинции Онтарио (Канада), штата Калифорния (США) и официального сайта компании Microsoft.

Данный материал можно использовать на тематических классных собраниях, интегрированных уроках иностранного языка и информатики, родительских собраниях и т. д.

Памятка разработана с целью:

  • сформировать и развить умения школьников пользоваться безопасными информационно-коммуникационными технологиями;
  • разумно сочетать доступ к ресурсам онлайн с возможностью развить умения грамотного пользования виртуальным пространством;
  • развить умения школьников ответственно пользоваться мобильными телефонами и другими средствами связи.

Советы родителям и семьям

Родители могут помочь своему ребенку грамотно отобрать корректную информацию, найденную в Интернете. Для того чтобы помочь детям защитить себя, необходимо:

  • посвятить определенное время ребенку, чтобы помочь отобрать
    и проверить сайты по необходимой ему тематике;
  • показать детям, как правильно использовать Интернет в качестве средства поиска и хранения информации;
  • стимулировать к осмотрительности и осторожности при размещении личной информации в Интернете;
  • рассказать детям о возможной угрозе со стороны незнакомцев, особенно в чатах, социальных сетях;
  • общаться с ребенком на тему успешного и отрицательного опыта пользования Интернетом;
  • научить ребенка адекватным действиям при появлении неприятных материалов, показать, как закрывать такие сайты;
  • регулярно напоминать детям о том, что информация в Интернете не всегда надежна и достоверна;
  • учить общаться в Интернете с людьми так же, как они это делают
    в жизни;
  • знать, как возможно избежать спама, установить фильтры, делать метки сайтов и находить безопасные сайты;
  • самому познать сферы общения детей в Интернете: чаты, блоги, доски объявлений, Youtube, Facebook, Вконтакте, MySpace и др.;

Контроль в домашних условиях:

  • установите компьютер в комнате, где обычно помимо ребенка находятся взрослые;
  • обговорите с ребенком правила пользования Интернетом: установите ограничения во времени пользования Интернетом; определите время суток, в которое ему разрешается пользоваться Интернетом; проговорите, что последует за нарушение этих правил;
  • контролируйте нахождение ребенка в Интернете, напоминая
    о правилах, которые вы с ним обговорили и установили;
  • давайте ребенку понять, что вы поблизости, когда он в Интернете, — иногда подойдите и посмотрите, какие страницы он посещает, где общается и с кем, или просто подойдите и обмолвитесь репликами, проверив всё невзначай;
  • всегда будьте в курсе того, с кем общается ваш ребёнок в сети,
    и никогда не разрешайте без вашего согласия встречаться с людьми из Интернета.

Как взрослые могут обеспечить безопасность

Родители и школа могут многое сделать для того, чтобы обезопасить ребенка в сети Интернет от нежелательной информации и материалов неприличного характера:

  • Загрузите и установите фильтры безопасности на свой компьютер для обеспечения информационной безопасности своего ребенка.
  • Удостоверьтесь, что ваш компьютер защищен от вирусов и программ-шпионов.
  • Проверьте, чтобы программа ограничения доступа была активирована и установите программы родительского контроля. При необходимости проконсультируйтесь со специалистами.
  • Список некоторых сайтов, которые могут помочь обеспечить безопасность вашего ребенка в киберпространстве (советы, рекомендации, ссылки на бесплатные легальные программы):

http://nonviolence.iatp.by/parents/safety.htm

http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html

http://windows.microsoft.com/ru-RU/windows/explore/kids-and-computers

http://www.microsoft.com/security/scanner/ru-ru/

  • Убедите своих детей делиться с вами впечатлениями от работы
    в Интернете. Практикуйте совместную работу с детьми.
  • Научите детей доверять интуиции. Если что-нибудь в Интернете будет вызывать у них психологический дискомфорт, пусть дети рассказывают вам об этом.
  • Если ваши дети общаются в чатах, пользуются программами мгновенной передачи сообщений, играют в сетевые игры или занимаются в Интернете чем-то другим, что требует указания идентификационного имени пользователя, помогите им выбрать это имя и убедитесь в том, что оно не содержит никакой личной информации.
  • Запретите своим детям сообщать другим пользователям Интернета адрес, номер телефона и другую личную информацию, в том числе номер школы и любимые места для игр.
  • Объясните детям, что нравственные принципы в Интернете и реальной жизни одинаковы. Научите детей уважать других пользователей Интернета. Разъясните детям, что при переходе в виртуальный мир нормы поведения нисколько не изменяются.
  • Добейтесь от детей уважения к собственности других пользователей Интернета. Расскажите детям, что незаконное копирование продуктов труда других людей, в том числе музыки, видеоигр и других программ, почти не отличается от воровства в магазине.
  • Убедите детей в том, что они не должны встречаться с интернет-друзьями лично. Скажите, что интернет-друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себя выдают.
  • Объясните детям, что верить всему, что они видят или читают
    в Интернете, нельзя. Скажите им, что при наличии сомнений в правдивости какой-то информации им следует обратиться за советом
    к вам.
  • Контролируйте действия своих детей в Интернете с помощью специализированного программного обеспечения. Средства родительского контроля помогают блокировать вредные материалы, следить за тем, какие веб-узлы посещают ваши дети, и узнавать, что они там делают.
  • Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в Сети тревожит их или угрожает. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам об этом.
  • Говорите с детьми о здоровой половой жизни, так как в интернете дети могут легко натолкнуться на порнографию или сайты «для взрослых».
  • Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать
    в интернете своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
  • Возьмите за правило знакомиться с сайтами, которые посещают подростки. Убедитесь, что дети не посещают сайты с оскорбительным содержимым, не публикуют личную информацию или свои фотографии.
  • Школьники ни в коем случае не должны использовать Интернет для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
  • Убедитесь, что подростки советуются с вами перед покупкой или продажей чего-либо в интернете.
  • Обсудите с подростками азартные сетевые игры и их возможный риск. Напомните, что для детей это незаконно.

Если следовать этим несложным рекомендациям, то мы, взрослые, сможем реально обеспечить безопасность наших детей в виртуальном мире. Сегодня мировое профессиональное сообщество пришло к единому пониманию того, что проблема детской безопасности в Интернете требует скоординированного решения на всех уровнях — от семьи до государства. Решение этой проблемы требует системы действий: необходимо использовать не только правовую базу, но и нормы обычаев и морали, достижения науки в области интернет-исследований. Можно долго
и бесконечно ждать, что кто-то решит эти проблемы за нас, но в реальности это маловероятно. В заключение хотелось бы процитировать высказывание Махатмы Ганди: «Если хочешь изменить мир к лучшему — начни с себя!»

[links&resources]

1. Безопасность детей в Интернете http://www.ifap.ru/library/book099.pdf
2. Безопасность в Интернете, официальный сайт департамента образования штата Калифорния — http://pubs.cde.ca.gov/tcsii/ch8/internetsafety.aspx
3. Безопасные школы, официальный сайт министерства образования провинции Онтарио, Канада — http://www.edu.gov.on.ca/eng/general/elemsec/speced/Caring_Safe_School.pdf
4. Австралия: обеспечение безопасности детей в Интернете. Сайт национальной безопасности Содружества Австралии — http://www.cybersmart.gov.au

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.