«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ОТ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Понедельник 25 Март 2013


Самостоятельное, или домашнее, чтение является достаточно сложным видом деятельности как для учащихся, так и для учителей. Учитывая, что интерес детей к чтению даже на русском языке снижается, увлечь детей чтением на иностранном языке становится всё сложнее.

 

настроение: творческое

ключевые слова: интерес, поиск, творчество, результат

город: Санкт-Петербург

e-mail: Sannikova.nina2013@yandex.ru

 

В практике нашей гимназии домашнее чтение проводится систематически начиная с 5 класса. Занятия проводятся один раз в неделю. При выборе книг мы (это всегда работа ученика и учителя, а значит, маленького коллектива, потому — «мы») учитываем уровень языковой подготовки и возрастные интересы детей. В этом возрасте учащиеся еще плохо владеют навыками самостоятельной работы, не умеют планировать время и не имеют опыта данного вида деятельности, поэтому мы выбираем одно произведение для всех детей, желательно с аудиоприложением. В дальнейшем учащиеся выбирают книги сами в соответствии со своими интересами. Уроки в 5 классе проводятся по традиционной схеме согласно поурочному планированию. Дома дети при подготовке к уроку должны прочитать и прослушать заданный отрывок, ознакомиться с новой лексикой, отработать фонетику. На уроке они выполняют разнообразные задания, связанные с проверкой понимания прочитанного. Уроки домашнего чтения дают возможность осуществлять индивидуальный подход: так, одним детям ставится задача отработать технику чтения и овладеть лексикой, необходимой для понимания основного содержания. Учащиеся с более высоким уровнем подготовки пересказывают содержание, разучивают диалоги, делают небольшие инсценировки. На лето после 5-го класса им предлагается выбрать книгу с аудиоприложением по своему вкусу, что в еще большей степени способствует индивидуализации процесса с учетом интересов детей и их языковых возможностей. Одним из основных моментов здесь является получение удовольствия от чтения.

С 6 класса мы приступаем к следующему этапу — работе над проектами. Работа над проектами может быть как индивидуальная, так и в составе группы. В 7 и 8 классах мы продолжаем работу: произведения учащиеся выбирают по своим интересам. Работа уже носит индивидуальный характер, кураторство в течение года тоже индивидуализировано. К содержанию и оформлению проектных работ предъявляются определенные требования.

Ежегодно учащиеся принимают участие в школьных и межшкольных конференциях. Так, группа учащихся неоднократно участвовала в конкурсах кроссвордов, презентаций и аннотаций по прочитанным книгам, проводимых издательством Macmillan: “My Perfect Reads” и “Everyone Loves a Good Book”, ребята были отмечены дипломами 1-й и 2-й степени.

Безусловно, качество выполненных работ разное, не все дети выполняют электронные презентации, не все достаточно владеют языком, чтобы выступить с устной презентацией на общешкольной конференции. Но все дети участвуют в работе, читают, составляют аннотации. Есть движение вперед, есть развитие у каждого в меру способностей и желания.

Главным итогом, на мой взгляд, является повышение мотивации к изучению английского языка и чтению произведений англоязычных авторов. Хотелось бы отметить, что в результате систематической работы около 25 % учащихся пристрастилось к чтению. Чтение на английском языке стало для них формой проведения досуга. В прошлом году несколько учениц перешли уже на другой уровень работы с англоязычной литературой, выбрав себе следующие темы исследовательских работ:

  • Иллюстрации к роману Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».
  • Киноверсии романов Яна Флеминга о Джеймсе Бонде.
  • Юмор в английской литературе.
  • Описание архитектуры в произведениях английских авторов.

В настоящее время при изучении иностранного языка применяется множество новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно ориентированного подхода в организации образовательного процесса. Проектное обучение отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности учащегося.

Метод проектов позволяет учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.

Подготовка проектов проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительный — выявление интересов, литературных пристрастий учащихся деление на творческие группы в соответствии с интересами, подбор книг для чтения. Обсуждение плана и содержания проектной работы и формы отчета, составление графика выполнения работы.
  2. Исполнительский — в течение этого этапа учащиеся:
    • работают с текстом, в индивидуальном порядке отчитываются по прочитанному материалу;
    • подбирают материал об авторе;
    • обрабатывают материал в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению, создают электронные презентации.

    Одним словом, собирают портфолио проекта.

  3. Заключительный — защита проекта.
  4. Аналитический и рефлексивный — обсуждение результатов проектной деятельности учащихся с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления, а также осмысления результатов работы над проектом, в том числе с позиций приобретённых новых знаний и способов деятельности.

Проектная деятельность на уроках домашнего чтения имеет свои особенности и трудности для ученика и учителя:

  • трудности в подборе художественной литературы в соответствии с уровнем языковой подготовки и возрастными интересами;
  • трудоемкость в организации процесса; проектная деятельность — всегда трудоемкий процесс, а когда дети читают разные произведения, ситуация еще больше усложняется.

Однако, преимуществ в проектной деятельности значительно больше, и при регулярном использовании данной технологии результаты ощутимы, прежде всего, за счет повышения мотивации детей. Положительными моментами являются:

  • более широкое знакомство с литературой и с реалиями жизни в англоязычных странах, знакомство с различными литературными жанрами;
  • развитие творческих способностей детей;
  • расширение лексического запаса;
  • формирование навыка самостоятельного чтения;
  • формирование навыка работы с различными источниками информации (отбор, систематизация, обобщение);
  • формирование навыка выполнения электронных и устных презентаций и публичных выступлений.

Результаты проектной деятельности имеют и практическое значение. Выполненные проекты, предложенные учениками аннотации к различным произведениям можно использовать на уроках для знакомства учащихся с английской литературой.

[links&resources]

1. Сборник нормативных документов. Иностранный язык / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. — М.: Дрофа, 2008.
2. Программа по английскому языку для школ с углубленным изучением. / В.В.Сафонова. — М.: Просвещение, 2005.
3. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентации в Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам // ИЯШ. — 2008. — № 4.
4. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. — М.: Дрофа, 2006
5. Иванова Е.В. Работа старшеклассников с различными информационными источниками // ИЯШ. — 1999. — № 6
6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку. — М.: Просвещение, 2006.
7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся. // ИЯШ. — 2008. — № 8
8. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные интернет-ресурсы в обучении иностранному языку. // ИЯШ. — 2008. — № 6
9. Hutchinson T. Introduction to Project Work. — Oxford: Oxford University Press, 1982.
10. Electronic Dictionary ABBYY Lingvo — lingvopro.abbyyonline.com
11. Macmillan Dictionary and Thesaurus: Free English Dictionary Online — www.macmillandictionary.com
12. Банк англоязычных интернет-ресурсов — www.kn.att.com

 

 

Оставить комментарий

Комментарий

..