«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «INFORMATION TECHNOLOGIES» (серия CAREER PATHS)

Среда 22 Май 2013

В настоящей статье преподаватели Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (кафедра иностранных языков 1) делятся опытом своей работы по формированию и развитию профессиональных иноязычных компетенций у студентов неязыковых вузов. Использование учебного пособия «Information Technologies» (серия Career Paths) для подготовки студентов направления «Прикладная информатика в экономике» позволило существенно повысить познавательную активность студентов и, как следствие, качество их профессионального общения в иноязычной среде.

 

настроение: активизирующее

ключевые слова: ФГОС, познавательная активность, информационные технологии, «Information Technoligies», развитие критического мышления, неязыковые вузы

город: Нижний Новгород

Елена АЛЕШУГИНА Дарья ЛОШКАРЕВА

e-mail: ealeshugina@i-yazyki.ru

e-mail: dloshkareva@i-yazyki.ru

 
Согласно требованиям ФГОС[1] одной из ключевых целей подготовки конкурентоспособного выпускника является развитие у него иноязычной компетентности в выбранной профессиональной деятельности. Учитывая данное требование и условия современной реальности, неязыковые вузы уделяют особое внимание профессиональной стороне иноязычной подготовки. Ввиду этого на протяжении трех семестров (1–2 курсы) при подготовке студентов направления «Прикладная информатика в экономике» нами используется в качестве основного учебника пособие «Information Technoligies» из серии Career Paths издательства Express Publishinig[2]. Выбор в пользу данного учебника обусловлен также сокращением часов аудиторной работы (в настоящее время программа по иностранному языку на данной специальности предусматривает 38 часов в семестр на протяжении трех семестров). Структуру учебника составляют три раздела, каждый из которых рассчитан на работу в течение семестра, что идеально отвечает условиям подготовки студентов по иностранному языку на данном направлении.

Как показал опыт работы, эффективными являются активные методы обучения, под которыми мы понимаем методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Активные методы строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности учащихся (ролевые и деловые игры, проекты, дискуссии, лекции-обсуждения). Одним из инструментов организации активного обучения на нашей кафедре является педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»[3]. Данная технология успешно используется в настоящее время в рамках практического курса иностранного языка и позволяет работать со студентами любого уровня владения языком. Учебник «Information Technologies» в полной мере позволяет выстраивать учебные занятия на его основе, используя активные методы.

При таком подходе к обучению возрастает роль самостоятельной работы студентов при условии ее четкой организации и контроля. Для осуществления этого вида работы на нашей кафедре широко используются информационно-коммуникационные технологии, в частности, интернет-портал, позволяющий студентам интерактивно взаимодействовать с преподавателем, получать доступ к необходимым лекционным материалам, выполнять задания в системе дистанционного обучения и т.д.

Рассмотрим пример применения технологии «Перекрестная дискуссия» на примере специальности «Прикладная информатика в экономике» при изучении темы «Artificial Intelligence» по данному учебнику. Учебное занятие делится на три части: вызов, осмысление, рефлексия. Одним из важных критериев критического мышления является умение убеждать, подбирать веские аргументы в защиту выдвигаемого утверждения. На стадии вызова студентам в парах предлагается дать определение понятию «Artificial Intelligence» и обсудить влияние искусственного интеллекта на человечество.

На следующей стадии технологии — осмыслении — предъявляется текст из учебника, в процессе чтения которого студенты выделяют дополнительные факты для аргументирования своей точки зрения по данной проблеме.

Третья стадия технологии — рефлексия — предполагает проведение «перекрестной дискуссии». В парах студенты подбирают по три аргумента в пользу преимуществ и недостатков искусственного интеллекта. Далее те участники, которые считают, что искусственный интеллект имеет только положительное влияние на развитие общества, собираются в одну группу. А те, кто придерживается противоположной точки зрения, формируют вторую группу. За ограниченное время (5–10 минут) командам «за» и «против» необходимо продумать, обсудить и суммировать имеющиеся аргументы (по пять аргументов). Под аргументами здесь подразумеваются логически обоснованные доводы в пользу той или иной точки зрения. Попеременно каждая группа выдвигает свои аргументы, на которые другая группа должна сначала ответить контраргументом, а затем уже выдвинуть свой аргумент в поддержку свой точки зрения. Дискуссия следует правилам проведения перекрестного обсуждения до тех пор, пока не иссякнут аргументы или не закончится время, которое выделено на ее проведение. В каждой из двух групп участие в обсуждении должны принять все участники, то есть каждый должен выступить с аргументом или контраргументом от группы. Каждый участник, прежде чем высказать свое мнение, должен выслушать точку зрения оппонента. Преподаватель может настоять, чтобы участники сначала повторяли, перефразируя, мнение своего оппонента и только потом говорили сами. Если кого-то из участников удалось переубедить, он присоединяется к противоположной команде. По ходу дискуссии участники должны записывать наиболее убедительные аргументы с обеих сторон. В качестве домашнего задания предлагается изложить свою собственную точку зрения в виде эссе.

Примером контрольно-оценочных процедур на протяжении всего курса иностранного языка с использованием данного учебного пособия является представление студентами результатов своих проектных работ с использованием презентаций PowerPoint. Темы проектной работы студентов перекликаются с тематикой основных разделов учебника Career Paths: Information Technology и включают в себя такие разделы, как: MODERN COMPUTER CONFIGURATION, CHOOSING AN OPERATING SYSTEM, COMPUTER CRIMES AND THEIR PREVENTATIVE MEASURES, INTERNET APPLICATION TODAY, COMPUTERS TOMORROW. Поскольку такой вид работы используется на стадии рефлексии, когда студентами проводится систематизация и обобщение всего пройденного материала, а также представляются результаты информационно-поисковой деятельности, то нам показалось наиболее логичным использование приёма «Шесть шляп мышления», который активизирует не только работу по развитию критического мышления у студентов, но и в значительной степени позволяет активизировать речевые умения.

Приём заключается в том, что группа студентов делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Группа с белой шляпой рассматривает работу с точки зрения фактической информации, без эмоций, без субъективных оценок. Группа с желтой шляпой рассматривает и аргументирует позитивные стороны работы. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить — почему. Группа с черной шляпой в противоположность желтой шляпе определяет негативные стороны, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, и пытается объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. Группа с красной шляпой дает эмоциональную оценку. При этом не нужно объяснять, почему работа вызвала то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), только лишь озвучить его. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. Группа с зеленой шляпой представляет творческое мышление. Студентам предлагается дать свои советы по поводу того, что можно было бы сделать иначе, почему и как именно. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. Группа, представляющая синюю шляпу, проводит философский, обобщающий анализ. Представители этой группы стараются обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д.

Данный приём используется для разностороннего анализа результатов проектной деятельности, для проведения занятия по обобщению опыта (после изучения достаточно большой темы и представления презентаций проектных работ).

Активные методы обучения и в частности технологию развития критического мышления на занятиях иностранным языком, который является не только целью, но и средством обучения, можно считать интегрирующей, так как в них обобщены наработки многих методик преподавания. Они обеспечивают и развитие мышления, формирование иноязычных коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы, которые являются важными составляющими профессиональной компетентности выпускника неязыкового вуза с дополнительной квалификацией ПСПК.

[links&resources]

[1] Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (третий уровень высшего профессионального образования). Приложение к приказу Минобразования России от 4 июля 1997 г. № 1435.
[2] V. Evans, D. Dooley, S. Wright. Career Paths: Information Technology. Student’s Book. — Express Publishing, 2011
[3] Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Мастерская активного обучения: Методическое пособие. Часть 1. — Н.Новгород: «Перспектива», 2006. — 192 с. — С. 3–67
4. Сайт издательства “Express Publishing” в России. http://expresspublishing.ru
5. Рабочая программа по курсу «Information Technology» http://expresspublishing.ru/info.aspx?ob_no=34436
6. Информация о всех УМК серии ESP Career Paths: http://expresspublishing.co.uk/eltesp.php?Country=uk&Category=12

 

 

Оставить комментарий

Комментарий

..