«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА НА УРОКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Понедельник 13 мая 2013


Начало урока является одним из его важных этапов, во многом определяющим успех всего урока. Одна из главных задач учителя на этом этапе состоит в том, чтобы ввести учеников в атмосферу иноязычного общения по изучаемой теме. Для эффективного общения необходимым условием является атмосфера урока, а это, прежде всего, доброжелательный тон учителя, который настраивает учеников на рабочий контакт. Регулярное целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет учащимся повторить и освоить в речи активную тематическую лексику, новые грамматические структуры и речевые обороты; развивать умения неподготовленного диалога, в том числе умение задавать разного типа вопросы и точно отвечать на них.

 
настроение: бодрое

ключевые слова: мотивирующая речевая зарядка, закрепление темы, начало урока, языковой материал, повседневный диалог, основной этап урока

город: Москва

e-mail: ndianova@i-yazyki.ru

 
Для осуществления поставленных целей необходимо вовлекать в беседу как можно больше учеников, используя заранее отобранный языковой материал, а также связывать вводную беседу с основным этапом урока. Мотивирующая речевая зарядка по теме урока, как правило, выходит на постановку цели урока, что и составляет вместе содержание подготовительного этапа урока. Таким образом обеспечивается логичный переход к обучающему этапу, реализующему поставленные цели.

Как связать вводную беседу с темой урока на этапе закрепления? По мере того как учащиеся знакомятся с разными временными формами глаголов (Present Continuous, Present Perfect, Past Indefinite, Future Indefinite), эти грамматические формы следует включать в речь на материале, связанном с изучаемой лексической темой, по возможности с переносом на личный опыт учащихся. Например:

1.

T: What’s the weather like today?
P1: It’s not fine.
T: Is the sun shining?
P2: No, it isn’t.
T: Is it raining?
P3: No, it isn’t, but it is going to rain.

2.

T: What is your time-table for today?
P1: We have English, Algebra, Physics and Russian.
T: Have you already had a Russian lesson?
P2: No, we haven’t.

3.

T: Have you done your English homework?
P1: Yes, I have.
T: What have you done for today?
P2: Exercise 3, page 125.

4.

T: What day is it today?
P1: It is Tuesday.
T: Was it Monday yesterday?
P2: Yes, it was.
T: What day was the day before yesterday?
P3: It was Sunday.

5.

T: How many lessons did you have yesterday?
P1: We had five lessons.
T: Did you have a Russian lesson yesterday?
P2: Yes, we did.
T: Did you have an English lesson?
P3: No, we didn’t.
T: When did you have the last English lesson?
P4: We had it on Friday. Etc.

Беседа в начале урока позволяет прочно усвоить грамматические структуры, например, с модальными глаголами, а также вводными словами, речевыми оборотами и фразами, характерными для разговорного английского языка.

Примеры микродиалогов.

1.

P1: I am sorry I’m late. May I come in?
T: Yes, you may. But you must be in time next time.

2.

T: What exercise did you have to do for today?
P1: We had to do exercise 7 on page 46.
T: How long did it take you to do it?
P1: It took me … minutes to do this exercise.
T: And you?
P2: I’m afraid but I couldn’t do it.

3.

T: I see Mike is absent. What’s the matter with Mike?
P1: I think he has fallen ill.
T: Who can help him during his illness?
P2: I can.

Изучение иностранного языка предполагает многократность повторения языкового материала. Но необходимо помнить: не следует повторять одно и то же на каждом уроке в течение всего учебного года. Как известно, механическое проговаривание одного и того же материала приводит к потере интереса со стороны учащихся. Поэтому учитель должен отслеживать момент усвоения материала и переключать учеников на отработку новых лексических единиц и речевых образцов, внося тем самым новизну в микродиалоги. Если ученики прочно освоили определённый круг вопросов и ответов, необходимо, в зависимости от изучаемой темы и конкретной ситуации, связанной с реальной жизнью, внести новое в диалог с учащимися на всех этапах обучения.

Например:

1.

Изменилась погода. Задав традиционные вопросы, входящие в повседневный диалог, учитель может спросить:
Do you like the weather today? Why (not)? What do you usually do in good (bad) weather?

2.

На первом уроке в начале месяца (времени года) можно немного поговорить на эту тему, возможны следующие фразы и вопросы учителя, например:
Spring has come to us at last. Do you like spring? Why? There are a lot of holidays in spring. Can you remember what they are?

3.

На последнем уроке недели ученики с удовольствием говорят о предстоящем отдыхе, например:
What are you going to do at the weekend? Will you stay at home or will you go you …..? и т. д.

На первом уроке недели можно спросить ребят: How did you spend last Sunday? В канун праздника или после него учитель ведёт беседу на уроке, задавая, например, такие вопросы: Will you come to school tomorrow? Why won’t you come to school? How will you spend the holidays? и т. д.

Учащиеся любят поговорить на темы, которые им близки и интересны. С подростками можно организовать беседы о спорте, о современной музыке, о молодёжной моде, о взаимоотношениях с учителями, родителями, друзьями и т.д. Поэтому время от времени речевой зарядкой может служить обсуждение различных сторон их жизни, например, школьной жизни:

How many lessons do you have today?
What lessons do you have besides English?
Which lessons do like best of all? Why?
What lesson was the most difficult?
Was the English homework difficult?
Who couldn’t do all the exercises?
Let’s check it. Who would like to begin?

В старших классах речевую зарядку можно начать с сообщения учителя о каком-либо событии его жизни, например:

I have been to the theatre this weekend. Who has been to the theatre this week or this month?
I was at the art museum yesterday. Have you visited this museum?
I had a wonderful time on Sunday. What about you?

Возможен другой вариант, когда учитель только сообщает учащимся о событии, а учащиеся задают вопросы с целью получения большей информации.

На различных этапах обучения форма беседы, как и её содержание, меняется. Все эти приёмы разнообразят диалоги, позволяя включить разнообразный лексико-грамматический материал — в том числе с целью его повторения. Формы диалога (полилога) могут быть различными: учитель — класс, учитель — дежурный ученик, дежурный ученик — класс. На старшем этапе диалог «учитель — класс» более продуктивен, потому что у старшеклассников есть желание высказываться и выражать свою точку зрения на проблему, свою жизненную позицию, свою оценку по обсуждаемому вопросу.

 

 

1 Comment »

ирина:

спасибо пригодится в работе хорошая информация

12 января 2016 | 15:31
Оставить комментарий

Комментарий

..