«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

НЕ СТОИТ ОТКЛАДЫВАТЬ НА ЗАВТРА ТО, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ

Пятница 24 мая 2013


Профессия учителя признана творческой. Современный учитель — не только организатор, ведущий, лидер, помощник, но и творец, актер, импровизатор… Импровизатор, способный чутко улавливать меняющуюся энергетику и смену настроений учащихся, быстро перестраивать ход занятия, вносить яркие и динамичные моменты, умеющий предвидеть необходимость этих моментов. И хотя эффективный урок всегда спланирован, в нем четко определены цели и задачи, методы и приёмы, современный учитель также понимает, что гибкость и творчество в решении спонтанных вопросов могут значительно увеличить результативность занятия, дать возможность продуктивного отдыха всем участникам учебного процесса, внести дополнительный «заряд энергии», и как следствие, усилить мотивацию учащихся.

 

настроение: творческое

ключевые слова: импровизация, игра, эмоциональный фон, результат, мотивация, развитие

город: г. Руза, Московская обл.

e-mail: Irina.I.Lushnikova@mail.ru

 
Рассмотрим на практике ситуации спонтанных вопросов и творческого подхода в их решении. Часто спонтанными бывают вопросы, связанные с потребностью в новой лексике, в тех случаях, когда задание подразумевает творческий подход (дискуссии, диалоги, проектные работы, ролевые игры и т. д.), а в личном лексическом запасе учащегося может не оказаться нужных слов. В таких ситуациях ученики чаще всего обращаются к учителю за помощью. И конечно, учитель поможет, объяснит, выпишет новое слово на доске, приведет примеры его использования. А что если таких слов не два-три, а несколько? Это уже блок новой информации, который не всегда просто запомнить сразу «с доски», а так хочется, чтобы слова не потерялись в памяти учащихся, стали не просто узнаваемыми единицами, а близкими, понятными, вошли в активный словарь учеников.

В этой ситуации, как говорится в английской пословице, “Make hay while the sun shines”. Решение по принципу «здесь и сейчас» может оказаться высоко результативным в плане активизации новой лексики, развития навыков говорения, повышения уровня вовлеченности и мотивированности, если оно своевременно базируется на текущем высоком эмоциональном фоне, потребности и заинтересованности учащихся в новой лексике, неординарном творческом подходе со стороны учителя.

Итак, практическая ситуация: группа учащихся уровня pre-intermediate, проводится дискуссия по теме Trying to Become a Successful Person. Учитель предварительно снабдил учеников всей дополнительной необходимой лексикой, но актуальность темы и творческий подход к вопросу вызывает у них потребность в новых словах. В процессе обсуждения учащимся понадобились следующие лексические единицы: school leavers, degree, expenses, managerial position, volunteer work, research, destination, aim, goal, improvement, achievement. Лексика представлена, разъяснена, зафиксирована, но она еще остается «сырой» и отдаленной. На помощь приходят игровые приемы, позволяющие еще раз повторить, активизировать лексические единицы, приблизить, включить их в новый контекст. Варианты работы через игру:

  1. Игра «логические цепочки»

    Задача: активизация лексики, развитие умений говорения, актуализация опорных знаний и умений.

    Описание: учащиеся делятся на две группы, которые соревнуются между собой по количеству составленных логических цепочек.

    Пример: рассмотрим варианты с предложенной лексикой school leavers, managerial position, volunteer work, degree, expenses, research, destination, aim, goal, improvement, achievement. Ученики находят взаимосвязанные слова, например, учащийся предлагает связать слова school leavers — volunteer work, иллюстрирует эту взаимосвязь: School leavers can perform some volunteer work. Далее еще один вариант: degree — managerial position, иллюстрация: You need to get a degree to occupy a managerial position.
  2. Игра «крестики-нолики» со словами

    Задача: осмысление и первичное запоминание лексических единиц.

    Описание: на доске чертится прямоугольник с девятью ячейками, в них заносятся новые слова. Так начинается любимая с детства игра «крестики-нолики», но с лексической составляющей. Требуется вспомнить значение слова, привести пример с его использованием, задать вопрос с этим словом, объяснить значение слова на английском языке. Учащиеся делятся на две группы: Х или О. За правильный ответ команда игроков получает заслуженный балл и может выделить ячейку крестиком или ноликом. В случае ошибок ход переходит к противникам.

    Творчество в этом приёме не имеет границ.
  3. Игра «художники»

    Задача: активизация лексики, первичное воспроизведение, развитие речевых умений, развитие образного мышления.

    Описание: учащиеся отображают выписанную лексику с помощью символов и картинок, пределы творчества не ограничены, часто даже абстрактные явления удается изобразить ярко и с юмором. Затем учитель стирает слова, оставляя только иллюстрации. Ученики вспоминают слова с помощью предложенных образов. В качестве дополнительного задания учащиеся могут привести примеры предложений со словами. Учитель также может расширить рамки оценки с заданием, то есть учитывать каждый правильный ответ команды или индивидуальные ответы учащихся.
  4. Игра «писатели»

    Задача: развитие умений устной и письменной речи учащихся.

    Описание: в этой игре мы можем использовать иллюстрации из игры «Художники». Ученикам предлагается составить рассказ по картинкам. Возможен соревновательный компонент в этой игре, которую в зависимости от эмоционального настроя класса и возраста учащихся, можно реализовать как работу в мини-группах или индивидуальный творческий проект, например, сочинение.
  5. Игра «Attention, please!»

    Задача: первичное воспроизведение лексических единиц, воспроизведение правильного звучания слова, развитие речевых навыков.

    Описание: основой игры служат выписанные на доске слова или их визуальные образы. По команде учителя — «Сlose your eyes, please!» — ученики на несколько секунд закрывают глаза, за это время учитель стирает одну или две картинки, далее следует команда — «Open your eyes, please!», и ученики, открыв глаза, воспроизводят слова, которые стер учитель. Для усложнения задачи и активизации речевых навыков учитель может предложить составить предложение со словом или описать его значение на английском языке.
  6. Игра «Ассоциативные цепочки»

    Задача: закрепление новой лексики, активизация текущего лексического запаса учащихся, развитие умений устной речи.

    Описание: учащимся предлагается подобрать к новой лексической единице слово, соединенное с ним по смыслу. Возможно усложнение задачи, например, подобрать слово и объяснить, почему оно ассоциируется с главным словом. Например, degree — diploma — graduation — job.

    Учитель или сами ученики могут записывать слова на доске, рисуя цепочку ассоциаций.

    My goal is to study well and get a diploma.
    When I have a diploma I can find some good job.
  7. Игра «Группы»

    Задача: практика разговорной речи, активизация новой и повторение ранее изученной лексики.

    Описание: для этой игры необходима основа — десять и более слов новых слов, которые были представлены в ходе занятия. Учитель анализирует весь лексический пласт и делит его на смысловые группы. Одно и то же слово может использоваться в разных группам, если слушатели смогут объяснить свою точку зрения.

    Например, при обсуждении вопросов по теме Environment учащимся понадобились следующие слова: damage, research, explore, launch, project, universe, poisonous, adaptative, unspoilt, advantage, disadvantage.

    Учитель выделяет смысловые группы, например:

[links&resources]

1. Penny Ur&Andrew Wright. Five-minute activities. — Cambridge, 1992.
2. S.W. Woodward. Fun with Grammar. — Prentige Hall Regens, 1997.
3. Terance Odlin. Language Transfer. — Cambridge, 2003.
4. Л.А. Михайлова. Методика преподавания английского языка. — М: Дрофа, 2007.
5. Е. А. Маслыко. Настольная книга преподавателя иностранного языка. — Минск, 2003.

 

 

Оставить комментарий

Комментарий

..