«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

БАЛТАРТЕК: ОПЫТ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Среда 25 Сентябрь 2013


Уважаемые коллеги!
Журнал «Просвещение. Иностранные языки» поздравляет вас с Европейским днем иностранных языков!
Этот праздник отмечается 26 сентября и объединяет людей множества профессий — преподавателей, методистов, переводчиков, работников внешней торговли и сотрудников дипломатических миссий. Конечно, в первую очередь European Day of Languages является праздником для людей, изучающих иностранные языки, и их наставников.
Праздник появился в 2001 году, ставшем Всемирным Годом Языков, и с тех пор отмечается ежегодно. Он призван обратить внимание на возможности, которые открывает перед человеком изучение и владение языками.
Европейскому дню иностранных языков посвящаем эту публикацию.

 

настроение: энергическое

ключевые слова: межкультурное взаимодействие, совместная проектная работа, международный молодежный форум, общение

город: Калининград

e-mail: olga.kovbasyuk@gmail.com

 
Август 2013 стал школой креативного опыта самопознания и удивительных открытий для многих молодых людей — участников, гостей и организаторов международного молодежного форума, который состоялся уже в четвертый раз на берегу Балтийского моря, рядом со Светлогорском, в Калининградской области(www.baltartek.ru).

Я впервые не только участвовала в таком форуме, но и руководила потоком «Международный», что позволило мне приобрести новый бесценный опыт менеджера и опыт межкультурного взаимодействия, которым хочется поделиться с коллегами по многим причинам. Прежде всего потому, что формат таких событий уникален с точки зрения реализации образования в горизонте личностного смысла и осуществления межпредметных связей в процессе обучения вообще и в процессе обучения иностранным языкам, в частности. Формат форума также представляет для участников замечательную возможность самопознания и познания других культур в процессе межкультурного взаимодействия. И, наконец, это было вдохновенно, креативно, весело, с юмором, музыкой и драйвом!

Поток Международный отличался от других потоков не только тем, что мы общались на английском языке и что 30% потока составлял зарубежные участники, но и тем, что образовательная программа потока была интегративной по содержанию. Она включала самые разнообразные темы: предпринимательство, международное сотрудничество, арт-пространство, пространство будущего, медиапоток, доброе дело, наставник будущего и другие. Это и неудивительно: интересы наших участников оказались поистине diverse, идеи поистине творческими.

Мы узнавали себя через знакомство и общение с «другими», мы открывали новые перспективы и раздвигали горизонты видения мира через удивительные встречи, семинары и тренинги с такими людьми, как Жорж Саймонс, консультант Мирового Банка, Богдан Седлер — Президент экоэнергетического кластера стран Балтийского региона, и многими другими. Мы учились создавать общие креативные проекты вместе с представителями Совета Европы, учились предпринимательству с профессионалам из Эстонии — командой «Гараж 48», открывали природные особенности Куршской косы вместе с тренерами из Совета государств Балтийского моря, изучали иностранные языки вместе с языковой школой «Эксперт», учились дипломатии с представителями МИДа. Но ключевым словом для нас было — ВМЕСТЕ, то есть сообща творить, учиться, прирастать смыслами.

На первый взгляд может показаться, что вместе творить — просто, на самом деле — это бывает сложно, потому что мы все очень разные, и понять другого, а значит признать за ним право быть другим, отличным от тебя, не всегда легко. Чтобы понять другого, нужно лучше понимать себя. Этому искусству мы учились у Жоржа Саймонса, мастера диалога и полилога в любых контекстах общения, включая безусловно и контекст межкультурного взаимодействия. Его семинар Self Discovery актуализировал для нас важность самопознания, способствовал осознанию каждым из нас собственной идентичности и уникальности. Его авторская игра “Diversify” вывела нас всех на новый уровень общения, связанный с рефлексией собственных слов и действий в различных жизненных ситуациях, осознанием собственных ценностей и личной ответственности за выстраивание стратегии взаимодействия с «другим» (www.culturaldetective.com).

На мой взгляд, именно этого осознания многообразия мира и ценностей не хватает современному обществу, именно из-за этого непонимания происходят конфликты и войны. А начинается все с детства, с опыта общения в школе, в семье, в коллективе. Как часто мы забываем, что у каждого из нас есть право быть другим, и как часто мы смотрим на мир через собственные линзы, навешивая ярлыки и создавая стереотипы. Как сложно бывает нам признать собеседника равным субъектом общения, особенно если этот собеседник совсем еще молод и учится в школе.

В этом смысле находкой форума стала совместная проектная работа участников. В течении девяти дней мы сообща работали над различными проектами, чтобы в конце смены представить их экспертам и получить рекомендации, поддержку, экспертное заключение. Участники из Польши, например, предложили проект по экологической защите Дуная, который привлек внимание молодых людей из других стран, и проект стал международным, получил поддержку экспертного жюри. Студенты из Казани, Калининграда и Ростова-на-Дону объединились для создания ассоциации студенческих дебат-клубов в России. Более 30 участников форума присоединились к ассоциации Young SIETAR (http://sietareu.org), которая объединяет молодых людей из Европы для совместных дел в области межкультурных исследований. Все проекты направлены в будущее, отражают стремление молодых людей расти и развиваться, чтобы делать мир лучше.

Современный мир меняется стремительно. Мы не можем больше транслировать учащимся знания, которые были актуальными для нас вчера или даже являются актуальными сегодня, потому что завтра мир будет другим. Мне представляется, что формат событий, подобных Балтартеку, — это и есть обучение для будущего, обучение в действии, в процессе приобретения собственного опыта. Формат подобных событий может быть разным в различных городах и весях, в школах и университетах, на городском и федеральном уровнях, и участники могут быть разновозрастными, и программа различной по содержанию. Важно только, чтобы было дело, чтобы субъекты взаимодействия видели личностный смысл в том, что они делают, чтобы рефлексия стала органической частью обучения. Развитие навыков самостоятельного «проживания в опыте» — это и есть образование в горизонте личностного смысла. Думаю, за таким образованием будущее (www.sietareu.org).

 

 

Оставить комментарий

Комментарий

..