«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

БАЛТАРТЕК: ОПЫТ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Среда 25 сентября 2013

Уважаемые коллеги!
Журнал «Просвещение. Иностранные языки» поздравляет вас с Европейским днем иностранных языков!
Этот праздник отмечается 26 сентября и объединяет людей множества профессий — преподавателей, методистов, переводчиков, работников внешней торговли и сотрудников дипломатических миссий. Конечно, в первую очередь European Day of Languages является праздником для людей, изучающих иностранные языки, и их наставников.
Праздник появился в 2001 году, ставшем Всемирным Годом Языков, и с тех пор отмечается ежегодно. Он призван обратить внимание на возможности, которые открывает перед человеком изучение и владение языками.
Европейскому дню иностранных языков посвящаем эту публикацию.

настроение: энергическое

ключевые слова: межкультурное взаимодействие, совместная проектная работа, международный молодежный форум, общение

город: Калининград

Август 2013 стал школой креативного опыта самопознания и удивительных открытий для многих молодых людей — участников, гостей и организаторов международного молодежного форума, который состоялся уже в четвертый раз на берегу Балтийского моря, рядом со Светлогорском, в Калининградской области(www.baltartek.ru).

Я впервые не только участвовала в таком форуме, но и руководила потоком «Международный», что позволило мне приобрести новый бесценный опыт менеджера и опыт межкультурного взаимодействия, которым хочется поделиться с коллегами по многим причинам. Прежде всего потому, что формат таких событий уникален с точки зрения реализации образования в горизонте личностного смысла и осуществления межпредметных связей в процессе обучения вообще и в процессе обучения иностранным языкам, в частности. Формат форума также представляет для участников замечательную возможность самопознания и познания других культур в процессе межкультурного взаимодействия. И, наконец, это было вдохновенно, креативно, весело, с юмором, музыкой и драйвом!

Поток Международный отличался от других потоков не только тем, что мы общались на английском языке и что 30% потока составлял зарубежные участники, но и тем, что образовательная программа потока была интегративной по содержанию. Она включала самые разнообразные темы: предпринимательство, международное сотрудничество, арт-пространство, пространство будущего, медиапоток, доброе дело, наставник будущего и другие. Это и неудивительно: интересы наших участников оказались поистине diverse, идеи поистине творческими.

Мы узнавали себя через знакомство и общение с «другими», мы открывали новые перспективы и раздвигали горизонты видения мира через удивительные встречи, семинары и тренинги с такими людьми, как Жорж Саймонс, консультант Мирового Банка, Богдан Седлер — Президент экоэнергетического кластера стран Балтийского региона, и многими другими. Мы учились создавать общие креативные проекты вместе с представителями Совета Европы, учились предпринимательству с профессионалам из Эстонии — командой «Гараж 48», открывали природные особенности Куршской косы вместе с тренерами из Совета государств Балтийского моря, изучали иностранные языки вместе с языковой школой «Эксперт», учились дипломатии с представителями МИДа. Но ключевым словом для нас было — ВМЕСТЕ, то есть сообща творить, учиться, прирастать смыслами.

На первый взгляд может показаться, что вместе творить — просто, на самом деле — это бывает сложно, потому что мы все очень разные, и понять другого, а значит признать за ним право быть другим, отличным от тебя, не всегда легко. Чтобы понять другого, нужно лучше понимать себя. Этому искусству мы учились у Жоржа Саймонса, мастера диалога и полилога в любых контекстах общения, включая безусловно и контекст межкультурного взаимодействия. Его семинар Self Discovery актуализировал для нас важность самопознания, способствовал осознанию каждым из нас собственной идентичности и уникальности. Его авторская игра “Diversify” вывела нас всех на новый уровень общения, связанный с рефлексией собственных слов и действий в различных жизненных ситуациях, осознанием собственных ценностей и личной ответственности за выстраивание стратегии взаимодействия с «другим» (www.culturaldetective.com).

На мой взгляд, именно этого осознания многообразия мира и ценностей не хватает современному обществу, именно из-за этого непонимания происходят конфликты и войны. А начинается все с детства, с опыта общения в школе, в семье, в коллективе. Как часто мы забываем, что у каждого из нас есть право быть другим, и как часто мы смотрим на мир через собственные линзы, навешивая ярлыки и создавая стереотипы. Как сложно бывает нам признать собеседника равным субъектом общения, особенно если этот собеседник совсем еще молод и учится в школе.

В этом смысле находкой форума стала совместная проектная работа участников. В течении девяти дней мы сообща работали над различными проектами, чтобы в конце смены представить их экспертам и получить рекомендации, поддержку, экспертное заключение. Участники из Польши, например, предложили проект по экологической защите Дуная, который привлек внимание молодых людей из других стран, и проект стал международным, получил поддержку экспертного жюри. Студенты из Казани, Калининграда и Ростова-на-Дону объединились для создания ассоциации студенческих дебат-клубов в России. Более 30 участников форума присоединились к ассоциации Young SIETAR (http://sietareu.org), которая объединяет молодых людей из Европы для совместных дел в области межкультурных исследований. Все проекты направлены в будущее, отражают стремление молодых людей расти и развиваться, чтобы делать мир лучше.

Современный мир меняется стремительно. Мы не можем больше транслировать учащимся знания, которые были http://www.tilt.tcи для нас вчера или даже являются http://www.tilt.tcи сегодня, потому что завтра мир будет другим. Мне представляется, что формат событий, подобных Балтартеку, — это и есть обучение для будущего, обучение в действии, в процессе приобретения собственного опыта. Формат подобных событий может быть разным в различных городах и весях, в школах и университетах, на городском и федеральном уровнях, и участники могут быть разновозрастными, и программа различной по содержанию. Важно только, чтобы было дело, чтобы субъекты взаимодействия видели личностный смысл в том, что они делают, чтобы рефлексия стала органической частью обучения. Развитие навыков самостоятельного «проживания в опыте» — это и есть образование в горизонте личностного смысла. Думаю, за таким образованием будущее (www.sietareu.org).

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.