«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СЕТЕВЫЕ КОНКУРСЫ КАК ВИД
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Пятница 14 февраля 2014

В современном обществе наиболее востребованной становится не только успешная, эрудированная, умеющая думать, аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющая творческий потенциал личность, но и личность, ответственная за свои поступки, слова и конкретные дела.

настроение: общительное

ключевые слова: образовательные интернет-проекты, информационные технологии, международная проектная деятельность, дистанционные мероприятия, интерактивное общение, ФГОС

город: Новосибирск

Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn.

Benjamin Franklin

Поскольку школа является одним из главных инструментов формирования личности с универсальными знаниями и умениями, то и она не стоит на месте, а двигается вперед и ищет новые формы и методы для создания такой личности. И немалую роль в этом играет внеурочная деятельность. Именно во внеурочной деятельности наиболее ярко проявляются индивидуальные особенности ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал и, в первую очередь, его способность и готовность ответственно выполнять запланированное в совместной деятельности с другими участниками этого процесса.

В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью понимается такая образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной. Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Техническая база нашего лицея позволяет разрабатывать новые формы учебных занятий с применением информационных технологий. Одним из способов, позволяющих расширить творческую образовательную среду, является вовлечение детей в образовательные интернет-проекты. Интернет-проекты (телекоммуникационные проекты) являются качественно новой формой организации образовательной деятельности учащихся. Учебный телекоммуникационный проект — это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности. Реальным общением служат форумы, чаты, видеоконференции и электронная почта, где учащиеся общаются в том числе и с носителями языка. Использование информационных технологий в сочетании с методом проекта позволяет ученикам на практике применять свои знания, умения и навыки. Ребята принимают активное участие в интернет-конкурсах, олимпиадах, викторинах, международной проектной деятельности. Несомненно, участниками проектов не могут стать сразу все школьники, более того, поначалу их участие как правило останавливается на этапе регистрации. Но приобщение к новой, необычной атмосфере интерактивного общения, свойственной интернет-среде, не может пройти бесследно. Ученики, разместив свои материалы в сети, с нетерпением ждут отзыва своих партнёров, растёт их стремление расширить познания в области информационных технологий. Одновременно возрастает степень их ответственности за размещенные материалы.

Первый проект, которым мы смогли заинтересовать наших ребят, был осуществлен на международном сайте проектов iEАRN[1]. В проекте приняли участие ученики 5 классов, которые с помощью учителя английского языка нашли материал о животных, живущих в сибирских лесах, и разместили информацию в сети. Наша деятельность не замкнулась рамками школы или класса. То, что сделано нами, получило отклик из других стран. Этот проект имеет продолжение.

Группа учащихся 4–5 классов приняла участие в Открытом международном проекте интернет-конкурсе по английскому языку „AMBER STAR 2011–2012“[2]. Наши результаты 69–97 баллов из 100 возможных.

Сайт Центра развития мышления и интеллекта[3] проводит насыщенный и интересный комплекс всероссийских дистанционных мероприятий по самым разным предметам и темам. Мы участвовали в конкурсе эссе («Электронные книги: за и против») с ребятами 11 «В» класса. Тема показалась интересной, актуальной, имеет всероссийский масштаб. Работа над ней помогает развитию мышления, интеллекта, полезных навыков, повышает самооценку, дает блестящую возможность пополнения своих портфолио! С детьми 4–5 классов участвовали во Всероссийской олимпиаде по английскому языку. Все участники получили сертификаты и дипломы.

Педагоги нашего лицея поддержали конкурс «Интерактивная карта России», объявленный на сайте «Просвещение» — «Наша страна — наше наследие»[4] и со своими учениками представили разнообразный материал о городе Новосибирске. В этом году также пользуемся возможностью этого сайта и размещаем свои проекты с ребятами 5 класса. Участие в интернет-проектах важно уже само по себе, хотя многие из них содержат и элемент состязательности. Важна не победа, а сами действия, которые совершают со всей ответственностью и школьники, и учителя на различных этапах проекта. Организуя участие школьников в проектах, учитель становится организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения и квалифицированные действия в совокупности с высокой ответственностью становятся поистине привилегией, направляются и на контроль знаний и умений школьников, и на диагностику их деятельности, устранение намечающихся трудностей в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, так как требует от учителя большей ответственности вкупе с высоким уровняем мастерства. Учитель со всей ответственностью осваивает новую парадигму образования, дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. А значит, педагог сам профессионально совершенствуется. В 2011 году было успешным мое участие во Всероссийском дистанционном Конкурсе «Окрыленные призванием» на сайте Минобр.орг[5].

На мой взгляд, участие в сетевых конкурсах, олимпиадах, фестивалях на данный момент является одной из прогрессивных форм внеурочной образовательной деятельности по английскому языку, поскольку позволяет создать условия для:

  • самореализации и самовыражения в социальной и общественной жизни школы и вне ее;
  • становления ИКТ компетенции учащихся;
  • раскрытия потенциала и возможности публично показать достигнутые результаты;
  • сравнения своего уровня владения иностранным языком не только с ребятами из России, но и с учениками из других стран (в международных конкурсах), для которых английский не является родным.

Информационные технологии не призваны заменить учителя, а скорее, наоборот: помочь ему, освободив от рутинной работы и долгих объяснений. Чтобы замечать, открывать и воспитывать ответственность как привилегию у обучающихся, необходимо их учить способам решения творческих задач и проблем, а также создавать благоприятные условия для раскрытия и развития их индивидуальных способностей к тому виду деятельности, к которому, по словам Маслоу, они «чувствуют себя потенциально способными». Итогом такой деятельности станет формирование ответственного ЛИДЕРА, конкурентоспособного и адаптивного к окружающему миру человека — ответственного за результаты РЕШАТЕЛЯ, а не просто исполнителя.

[links&resources]

[1] iEARN (International Education and Resource Network) http://www.iearn.org/
[2] Открытый международный проект AMBER STAR http://www.amberstar.lthttp://www.amberstar.lt
[3] Центр развития мышления и интеллектаhttp://vot-zadachka.ru/
[4] Конкурс «Интерактивная карта России» http://www.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=29303
[5] Портал конкурсов и олимпиад Минобр.оргhttp://minobr.org
6. Буланкина Н.Е. Гуманитарная самоорганизация личности. Философские размышления: монография// Н.Е.Буланкина. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. — 228 с.
7. Буланкина Н.Е. Методологические основы гуманизации полиязыкового образовательного пространства: монография. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004.
8. Буланкина Н.Е. Концепт «привилегия ответственности». Что это такое? Философские размышления /Сибирский учитель, №1(86), 2013. — С. 66–70.
9. Буланкина Н.Е., Елизова Е.А. Культуротворческая миссия образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. 2010. — № 1. — С. 4–7.
10. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам. //ИЯШ. — 2003. — №5.
11. Чернобай С.Б. «Организация международных проектов по электронной почте: Проблемы и преимущества». Материалы Региональной Научно-практической конференции «Английский язык в системе «Школа — Вуз», Новосибирск, 2003.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.