«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЙП-ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пятница 7 февраля 2014

В последнее время общение в программе «Скайп» стало очень популярно, этот сервис позволяет легко и быстро связаться с родственниками и друзьями, обменяться бесплатными видеозвонками, обсудить новости в чате. Можно ли применить эту программу для учебных целей, организовать с ее помощью общение на английском языке со школами из других стран?

настроение: оптимистичное

ключевые слова: Скайп-конференция, интернет-общение, коммуникация, внеурочная деятельность

город: с. Смоленское, Алтайский край

Задача учителя иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции учащихся, то есть в развитии их способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. На уроке и во внеурочной деятельности необходимо создать модель реального общения, которая способствует возникновению у учеников естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации.

Скайп-конференции с учащимися (учителями) из других стран, проводимые на английском языке, создают аутентичные условия для общения, способствуют снятию языкового барьера, побуждают к использованию языка.

В процессе Скайп-общения ученики из разных стран, изучающие английский язык как иностранный (или как родной), общаются между собой на определенную тему. Учителя-организаторы Скайп-конференции заранее договариваются о предстоящей беседе: времени, условиях проведения, теме.

Общение в международном сообществе учителей «HLWSkypers», применяющих Скайп-технологии на уроке и во внеурочной деятельности, помогает найти Скайп-партнеров, участвовать в Скайп-конференцих с учащимися и учителями из других стран (США, Мексики, Германии, Австралии и др.), обсудить детали проектов и трудности, возникающие при организации работы.

Применением Скайп-технологий в учебном процессе я занимаюсь с 2011 года. За текущий период было проведено более 20 Скайп-конференций со школами и учителями из следующих стран: России, США, Австралии, Тайваня, Непала, Южной Кореи, Австрии, Германии, Греции, Индии, Гондураса, Эквадора, Индонезии.

В ходе работы появилась небольшая классификация видов Скайп-конференций:

  • Конференция, которая проводится после изучения учебной темы.Изучив тему «Школа» с учениками 5 класса, мы провели Скайп-конференцию со школой из Австралии, где учащиеся рассказывали о своей школе, любимых предметах, внеурочной деятельности, задавали вопросы и узнавали о школе и уроках ребят из Австралии. Особый интерес вызвало сравнение школьной формы австралийских школьников (шорты, футболки, легкая одежда) и школьной формы, принятой в нашей школе.

    Другие проведенные на основе материалов учебника Скайп-конференции: «Наш регион», «Достопримечательности нашего региона».

  • Скайп-конференция на творческую тему, не изучаемую в школе.Подобные мероприятия требуют тщательной подготовки. Участники должны составить и подготовить выступление, приготовить костюмы, декорации, подобрать объекты для демонстрации, отрепетировать выступление с учётом небольшого пространства, захватываемого веб-камерой. Эти небольшие шоу получаются красочными и яркими.

    Во время работы языкового пришкольного лагеря были проведены две Скайп-конференции. Небольшое выступление было посвящено творчеству Пушкина «У лукоморья». Ученики рассказали о А.С. Пушкине и инсценировали стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» на английском языке.

    Скайп-конференция «День Ивана-Купалы» вызвала особый отклик у школьников и учителей из Индии. Учащиеся, одетые в русские народные костюмы, рассказывали о старинных традициях гадания, хороводов вокруг костра, традиции обливаться водой, спели русскую народную песню на русском языке. Интересным оказалось сравнение этого праздника с фестивалем «Краски» в Индии, где все обливаются разноцветными красками. Индийские ученики представили свой праздник и спели песню на индийском языке.

    В учебный период были подготовлены и проведены три творческие Скайп-конференции по следующим темам:

    «Народные промыслы России». Дети познакомили Скайп-партнеров с традициями резьбы по дереву, матрешками, глиняными игрушками, вышивкой и вязанием.

    «Русская зима». Учащиеся показали, как лепить снеговика, с комментариями на английском языке, какую зимнюю одежду мы носим. Учащихся из Индонезии восхитило количество разных разноцветных варежек, они удивились снегу и скульптурным композициям, сделанным из него.

    Мероприятие «Традиции русского чаепития» проводилось со школами из США и Тайваня. Наши учащиеся продемонстрировали и рассказали по-английски, как кипятили раньше чай в самоваре, как заваривали, с чем пили (с вареньем, медом, сушками и баранками). Учащиеся из Тайваня пояснили, какой чай предпочитают пить они.

  • Скайп-общение без подготовки.Конференции такого типа используются как тренировка учащихся в иноязычной коммуникации с целью активизации знаний. Разговор ведется без всякого плана, учащиеся задают вопросы и получают на них ответы от Скайп-собеседника.
  • «Загадочный Скайп» (“Mystery Skype”).Перед началом Скайп-конференции ученикам сообщают о том, что им предстоит побеседовать с учителем из другой страны и выяснить название страны и ее особенности. Название страны не называется. В процессе работы они спрашивают партнера по Скайпу о том, где он живет, а он отвечает только «да» или «нет». Например,

    — Do you live in Africa?
    — No, I don’t.

    — Do you live in Asia?
    — Yes, I do.
    — Is your country the largest in Asia?
    — No, it isn’t.
    — Does your country have an ocean border?
    — Yes, it does.
    — Is it an island?
    Yes, it is.
    — Is it Japan?
    — No, it isn’t.
    Is it Taiwan?
    — Yes, it is.

    За кажущейся простотой организации этого вида конференции скрывается долгий кропотливый труд учителя и учащихся по активизации знаний по теме «География. Страны и континенты», фонетической отработке географических названий, умений задавать вопросы и быстро реагировать на реплики собеседника из другой страны.

Конференции первого и второго видов больше подходят учащимся начальной и средней школы, в то время как третий и четвертый вид конференций тренирует навыки непринужденного общения и более подходит старшеклассникам.

Использование Скайп-технологий для общения широко известно, однако применение в школе затрудняется несколькими факторами. При организации Скайп-конференций могут возникать как объективные, так и субъективные трудности.

объективные
(как с нашей стороны,
так и со стороны партнеров)
субъективные
(психологические)
    • проблемы с оборудованием;
    • проблемы с интернет-соединением;
  • проблемы с организацией
    посадочных мест выступающих.
  • боязнь выступления перед камерой/ незнакомыми людьми;
  • боязнь быть непонятым;
  • боязнь не понять вопроса партнера;
  • ложное ощущение вседозволенности.

Преодоление объективных причин

Для того чтобы Скайп-конференция не закончилась разочарованием из-за проблем с оборудованием, важно сделать тестовый звонок и определить уровень шума и особенности организации конференции: использование компьютера и выведение изображения на большой экран или только экран ноутбука. Если позволяет уровень связи, то выводить изображение и звук, или только звук при плохом качестве связи.

Размещение учащихся при проведении конференции должно быть организовано так, чтобы удобно было выступать и легко меняться местами выступающим, а зрителям было бы хорошо слышно и видно обе стороны.

Преодоление субъективных причин

Как показывает опыт, с начинающими ребятами (которые ни разу не участвовали в интернет-общении с иностранными сверстниками) лучше начинать с первого и второго вида Скайп-конференций. Когда тема отработана и участники конференции подготовили учебные рассказы, они с меньшим волнением начнут беседу, чем разговор о незнакомом предмете.

Использование наглядности помогает учащимся справиться со стрессом, способствует спокойному общению. Например, характеризуя хозяйство своего региона, можно продемонстрировать и описать овощи, произрастающие в данной местности (картофель, морковь, капусту, лук),

При описании зимы можно продемонстрировать, как одевается ребенок, выходя на улицу (шапка, шарф, куртка, варежки) или принести снега и слепить снеговика с описанием на английском языке всех действий.

Каждое участие в Скайп-конференции для ребенка — это стресс, поэтому к выступлению учащихся нужно подготовить психологически. Перед началом работы прочитать небольшую лекцию о сетевом этикете, определить круг универсальных тем, которые можно обсуждать с любыми партнерами по Скайп-общению, вопросы, которые не следует задавать: они касаются религиозных убеждений, дохода и семейного статуса взрослых учителей.

Одной из проблем, которую нужно решить заранее, является ощущение «ложной вседозволенности» у учащихся. Ученики часто предполагают, что партнеры по Скайп-общению, которых они видят первый раз в жизни, не знают русского языка и не смогут догадаться о значении русских слов и жестов. При виде необычной внешности, одежды, окружения участников конференции нашим школьникам бывает трудно сдержаться от восклицаний или комментариев. Беседа о толерантности и культуре общения перед каждым мероприятием призвана научить выдержке и спокойствию при общении.

При соблюдении этих условий организация и проведение Скайп-конференций принесет только положительные эмоции.

Таким образом, использование программы Скайп в учебном процессе помогает создать условия для реального общения учащихся на английском языке, способствует формированию коммуникативной компетенции, готовности осуществлять эффективное иноязычное межличностное и межкультурное общение.

[links&resources]

Skype in the ckassroom — cайт, помогающий найти партнеров по общению, где можно найти классы и учителей, находящихся в подходящем временном поясе, организовать конференцию на интересующую тему.
URL: https://education.skype.com/

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.