«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ (на примере линии УМК «Английский язык 2–4». Авторы Кузовлев В.П. и др.)

Среда 14 мая 2014

Успех реализации требований Примерной программы по иностранному языку в области достижения предметных результатов и общения в целом во многом зависит от развития у обучающихся умения аудировать. Умение аудировать означает не только слушать, но, главное, понимать услышанное, умение выбирать в соответствии с этим свою стратегию и тактику общения.

 
настроение: весеннее

ключевые слова:умение аудировать, механизмы аудирования, фонематический и интонационный слух, оперативное слуховое запоминание, звуковая дифференциации, стратегии аудирования, специальные средства

город: Липецк

e-mail: prosv@lipetsk.ru

 
О важности умения аудировать говорит и тот факт, что аудирование выделено в отдельный раздел государственной итоговой аттестации обучающихся (ГИА, ЕГЭ). Практика показывает, что ученики, которых специально не обучают данному виду речевой деятельности, как правило, плохо справляются (или не справляются вовсе) с заданиями на основе прослушанного текста. Вывод напрашивается сам собой: умение аудировать надо развивать целенаправленно.

В линии УМК «Английский язык 2–4» аудирование является целью и одновременно средством обучения. Поскольку в данной линии УМК реализуется комплексный подход, то есть взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности, обучение аудированию начинается с самого первого урока во втором классе наряду с другими видами речевой деятельности. Однако на начальном этапе овладение умением аудировать имеет ряд особенностей.

Умение аудировать, пожалуй, самое сложное умение, которое основано на специальных механизмах и состоит из совокупности навыков, поэтому задача начального этапа — сформировать у обучающихся специальные механизмы, на которых основано умение понимать речь на слух с разной глубиной проникновения в содержание услышанного. Большое количество механизмов, которые лежат в основе аудирования, делает несомненным то, что не всякое слушание на уроке будет способствовать развитию данного умения. Конкретные задачи по обучению аудированию указаны в целях каждого урока в книгах для учителя. Для реализации поставленных задач нужны специальные упражнения. По тому, насколько адекватны упражнения поставленной цели, можно судить о том, целесообразны ли действия обучающегося. В данной статье вашему вниманию мы предлагаем ряд специальных средств, разработанных в линии УМК «Английский язык. 2–4 классы», которые способствуют овладению умением аудировать на начальном этапе.

Для формирования навыков аудирования в УМК «Английский язык 2–4» под специальными рубриками предлагаются следующие упражнения, которые помогают развитию у обучающихся фонематического и интонационного слуха, способности к имитации, а также расширению объема оперативной слуховой памяти и развитию догадки на основе звукового образа слова.

Поскольку без аудирования невозможно овладение произносительной стороной речи, упражнения под рубрикой «Follow the leader» («Делай, как я») в учебнике 2 класса направлены прежде всего на развитие способности различать на слух звуки английского языка, формирование у обучающихся фонематического слуха, способности к имитации и правильного произношения.


 
Упражнения, способствующие развитию фонематического слуха, механизма звуковой дифференциации, а также языковой догадки, даются под рубрикой «Foley Artist» (“Фоули артист”).
 

 
Научиться различать английские звуки очень важно, поскольку неразличение звуков может препятствовать пониманию, особенно если слова различаются только одним звуком. На развитие механизма сличения — узнавания направлены упражнения под рубрикой «Signs and sounds» («Учитесь слушать и слышать»).
 

 
Как вид речевой деятельности аудирование тесно связано с другими видами. Наиболее тесно эта связь прослеживается между аудированием и чтением. Поскольку оба они относятся к рецептивным видам речевой деятельности, у них много одинаковых механизмов. Научить соотносить звуковой образ слова с его графическим изображением — одна из главных задач обучения начального этапа. Вот почему обучение чтению по правилам происходит в 3 классе одновременно с аудированием. В упражнениях такого типа формируется не только звуковой и графический, но и речедвигательный образ слова, так как учащиеся повторяют слова за диктором.
 

 
Одним из основных упражнений на начальном этапе обучения, направленных на формирование механизмов чтения и аудирования, является чтение расширяющихся синтагм. При выполнении данного упражнения задействован целый ряд специальных механизмов: механизм восприятия, механизм внутреннего проговаривания, механизм сличения-узнавания, механизм логического понимания, фонематический слух, слуховая память, оперативное запоминание и т.д. Учащиеся под фонограмму читают синтагму, в состав которой входят слова, где изучаемая буква читается по правилам чтения. Очень важно учесть, что чтение под фонограмму осуществляется с определенной речевой задачей. Это должно быть осмысленное и интонационно оформленное слушание и чтение. Установка к упражнению направляет учащихся на решение речемыслительной задачи, способствует обращенности высказывания, его выразительности и синтагматичности.
 

 
Аудирование является не только средством обучения, но и его целью. В плане реализации познавательного аспекта аудирование (наряду с чтением) является важным каналом получения сведений о культуре страны изучаемого языка. Поэтому уже на начальном этапе обучающиеся учатся воспринимать и понимать на слух не только речь учителя и одноклассников, но также содержание коротких текстов (краткие сообщения, краткие диалоги, описания, детские стихотворения и рифмовки, песни, загадки), соответствующих возрасту и интересам учащихся, начитанных носителями языка.

Рубрика Let’s sing!” знакомит с популярными песнями детей англоязычных стран.
 

 
В УМК для начальной школы начинается работа над тремя видами аудирования: аудированием с целью понимания основного содержания, аудированием с целью полного понимания содержания и аудированием с целью извлечения конкретной информации. Каждый вид предполагает использование определенной стратегии. На первом году обучения учащиеся еще не могут самостоятельно выбрать ее, поэтому при выполнении упражнений, связанных со слушанием, учитель каждый раз обращает внимание учащихся на тот или иной вид деятельности. Выбор стратегии определяется тем заданием, которое предшествует слушанию.

Аудирование с пониманием основного содержания строится на материале текстов, содержащих очень небольшое число незнакомых слов. Основная задача при этом — научить ученика умению, с одной стороны, выделять основную информацию, наиболее существенное содержание, с другой — как бы опускать, игнорировать несущественное.
 

 
Задания по аудированию с целью полного понимания содержания осуществляются как правило на текстах, не содержащих особых трудностей; эти тексты построены на знакомом материале.
 

 
Аудирование с извлечением конкретной информации происходит на материале, также содержащем некоторое количество незнакомой лексики.
 

 
Кроме того, полному и точному пониманию подлежат высказывания учителя, речь одноклассников, короткие сообщения монологического характера, предъявляемые в естественном темпе. Одним из главных и необходимых условий развития понимания речи на слух является ведение учителем урока на английском языке. К концу первого года обучения большая часть установок и заданий звучит на английском языке. Наиболее часто встречающиеся слова и выражения непроизвольно запоминаются и постепенно переходят в речь учащихся.

Таким образом, на начальном этапе в УМК «Английский язык 2–4» система упражнений в аудировании направлена на развитие у обучающихся:

  • определенных механизмов, являющихся основой успешного развития умения понимать на слух иноязычную речь в нормальном темпе в предъявлении учителя и в звукозаписи, построенную на языковом материале учебника;
  • специальных учебных умений (СУУ) и универсальных учебных действий (УУД): работать с аудиотекстом, догадываться о значении звучащего слова с опорой на контекст или на сходство в звучании в родном языке;
  • понимания различия в трех основных видах слушания (с целью понимания основного содержания, целью полного понимания содержания и с целью извлечения конкретной информации) и умения выбирать стратегию аудирования в зависимости от цели.

 

 

1 Comment »

Людмила:

Здравствуйте. Я работаю учителем ан языка. Мне очень нравится приятный голос озвучки аудиотекстов по Кузовлеву. Была приятно удивлена , услышав ее голос в Адлерском вокзале. Напишите, как ее зовут .

19 марта 2017 | 19:04
Оставить комментарий

Комментарий

..