«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Понедельник 26 Май 2014


Роль педагога состоит в организации образовательного процесса, направленного не только на духовно-нравственное развитие личности и продуктивное усвоение знаний обучающимися, но и на сохранение здоровья школьника и воспитание ценностного отношения к здоровью.

 

настроение: бодрое

ключевые слова: создание комфортной атмосферы на уроке, учет способов восприятия информации, заряд положительных эмоций

город: Шебекино, Белгородская обла.

e-mail: marinaspost@yandex.ru

 

Задача педагога — помочь учащемуся в познании себя, обучить и воспитать детей сообразно природе каждого, приспособить содержание технологий и условий воспитания и обучения к ребенку, а не наоборот.

Идеи педагогики оздоровления реализуются в проведении нестандартных уроков, в применении различных видов преподавания.

Урок с активной динамической нагрузкой:

Нормой считается 4–7 видов нагрузки за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Способы восприятия и запоминания информации

Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты — у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно не свойственен.

При обучении и воспитании необходимо учитывать особенности восприятия и переработки информации. Важно общаться с ребенком на «его языке». Замечания, например, воспримутся лучше, если: визуалу — покачать головой, погрозить пальцем; аудиалу сказать шепотом «ш-ш-ш», «тише»; кинестетику положить руку на плечо.

При выполнении ребенком задания рекомендуется:

Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать, т.д.

Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания шевелит губами.

Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки.

Визуалам будут интересны красочные иллюстрации учебника, картинки, плакаты, видеофильм.

Аудиалы лучше запомнят информацию, которая подается при помощи аудиодисков с музыкальным и звуковым оформлением, видеофильмов.

Кинестетики любят песни и рифмовки, сопровождающиеся движениями, игры, поделки.

Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, подвести итог урока, попрощаться со школьниками.

Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Вот некоторые приемы, которые способствуют созданию активной и в то же время комфортной атмосферы на уроке иностранного языка:

Рифмовки — это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Использование рифмовок и стихов на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка.

Песни — способствуют созданию на уроке естественного речевого общения, снимают напряжение, непроизвольно побуждают к активному участию в уроке, способствуют запоминанию лексико-грамматического материала, снимают усталость на уроке.

Игра на уроках английского языка развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Медитативно-релаксационные упражнения дают возможность ученику передохнуть, восстановить силы для дальнейшей деятельности. Следует помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.

Упражнения на релаксацию и визуализацию.

Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т. п.

«Качели»

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

«Восьмерка» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрку» по три раза каждой рукой.

Часто я прошу учеников провести физкультминутку, и они делают это с большим удовольствием. Обязательное условие эффективного проведения подобных форм — положительный эмоциональный фон.

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученику. Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!».

Слова и выражения для похвалы учеников, которые используют педагоги Великобритании: excellent, great, well done, remarkable, outstanding, super, fantastic, nice work, super star, you’re incredible, beautiful, dynamite, bravo, how nice, I like you, you’re a winner, I trust you, you make me happy, I respect you, you’re wonderful, you’re perfect, good job, you’re special, now you’re flying, that’s the best, that’s correct, you’re exciting, what a good listener, great discover, a big hug, a big kiss, you’ve got a friend, you are on top of it, say I love you! Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.

Часто использую на своих уроках элементы уровневого обучения: выбор уровня выполнения домашнего задания, контроля по теме.

Пример выбора домашнего задания. 3 класс. Тема: «Animals and pets».
Пятый урок по теме.
Задание: рассказать о своем любимом животном.
На 3 балла — написать рассказ 5 предложений (основа есть в учебнике); на 4 балла — рассказать 5 предложений; на 5 баллов — рассказать и нарисовать любимое животное (6–7 предложений).

В заключение хочется привести высказывание Сухомлинского В.А.: «Забота о здоровье ребёнка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических, духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творения».

[links&resources]

1. Ирхин В.Н., Ирхина Е.А., Богачёва Е.А. Ромашова Н.И. Здоровьесберегающий потенциал уроков английского языка. — Белгород: ООО «Гик», 2007. — 110 с.
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО, 2002. —121 с.

 

 

Оставить комментарий

Комментарий

..