«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

О ВВЕДЕНИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИЛИ «НЕСТАНДАРТНЫЙ СТАНДАРТ»

Понедельник 12 Май 2014


Одной из самых обсуждаемых тем в российском образовании сегодня является введение Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разработан и утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Предлагаем вашему вниманию интервью с Оксаной Алексеевной Скоролуповой — руководителем Центра дошкольного образования издательства «Просвещение».


настроение: позитивное

ключевые слова: ФГОС ДО, ФГТ, парциальная программа, методическая поддержка, примерные основные образовательные программы, «Happy Hearts», «Радуга», «Успех», работа дошкольных организаций

город: Москва

e-mail: OSkorolupova@prosv.ru

 

КАКИЕ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА «СТАНДАРТИЗАЦИИ» ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Во-первых, очень сжатые сроки введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО, Стандарт). Стандарт был утвержден 17 октября 2013 года, официально зарегистрирован Минюстом России и приобрел статус нормативного правового документа 14 ноября 2014 года, а вступил в силу уже с 1 января 2014 года[1]. К сожалению, переходный период введения ФГОС ДО нормативно не установлен.

Во-вторых, незавершенность нормативной правовой базы введения ФГОС ДО. Я имею в виду следующее. Педагогам-практикам ФГОС ДО необходим как базовый документ, определяющий фундаментальные основы их деятельности. Но для внедрения Стандарта нужны более конкретные инструменты — вариативные комплексные программы и педагогические технологии, соответствующие ФГОС.

В новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» установлен механизм определения соответствия вариативных авторских программ образовательным стандартам — проведение их экспертизы и включение по ее результатам в реестр примерных основных образовательных программ. Пока порядок проведения такой экспертизы не установлен. Следовательно, дать педагогам реальные инструменты введения Стандарта мы пока не можем.

ЕСТЬ ЛИ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ФГТ (ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ) И ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Безусловно, эти документы преемственны, и прежде всего, в фундаментальных положениях.

Например, основные принципы построения воспитательно-образовательного процесса созвучны в ФГТ и ФГОС. ФГТ установили, что образовательный процесс в дошкольном учреждении должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. ФГОС ДО, развивая этот принцип, определяет, что образовательная программа дошкольного образования должна реализовываться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, обеспечивая тем самым принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей).

Далее, в соответствии с ФГТ, образовательная программа дошкольного образования должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Стандарт в качестве одного из принципов дошкольного образования провозглашает содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Задача Стандарта — объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества — перекликается с одним из принципов ФГТ: обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

Преемственность ФГТ и ФГОС ДО мы видим также в определении структурных единиц содержания дошкольного образования. Это образовательные области, соответствующие основным направлениям развития детей. Хотя в ФГТ таких образовательных областей 10, а в Стандарте — 5, но по содержанию образовательные области очень близки.

Попробуем изобразить это в виде таблицы:

Направления развития ребенка дошкольного возраста Образовательные области в ФГТ Образовательные области в ФГОС ДО
Социально-коммуникативное развитие Социализация Социально-коммуникативное развитие
Труд
Безопасность
Познавательно-речевое развитие Познание Познавательное развитие
Чтение художественной литературы
Речевое развитие
Коммуникация
Физическое развитие Физическая культура Физическое развитие
Здоровье
Художественно-эстетическое развитие Художественное творчество Художественно-эстетическое развитие
Музыка

Много общего мы найдем также в разделе ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» и ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

ПОЧЕМУ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЗЫВАЮТ «НЕСТАНДАРТНЫМ СТАНДАРТОМ»?

Новый Закон об образовании однозначно трактует федеральные государственные образовательные стандарты как основу государственных гарантий уровня и качества образования (в нашем случае — дошкольного) на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения[2]. Таким образом, с разработкой ФГОС дошкольного образования мы нормативно определяем, конкретизируем обязанности государства по отношению к каждому ребенку дошкольного возраста.

Следовательно, ФГОС ДО нужен для того, чтобы обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста — где бы он ни проживал на территории России (в большом городе или труднодоступной деревне, на западе или востоке, на юге или севере нашей страны), в какой бы семье ни воспитывался:

  • одинаково хорошие условия дошкольного образования в детском саду;
  • такое содержание дошкольного образования, которое обеспечит ребенку полноценное развитие в специфических детских видах деятельности (прежде всего — в игре) и достижение такого уровня развития, который позволит ребенку быть успешным при дальнейшем обучении.

Вместе с тем принципы, которые лежат в основе Стандарта, предусматривают вариативность содержания дошкольного образования, которое обеспечивает развитие ребенка, и учет индивидуальных особенностей детей. Это следующие принципы:

  1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  2. личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  3. уважение личности ребенка;
  4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Ни в одном из ФГОСов других уровней общего образования нет таких принципов.

Важно понять, что мы создали Стандарт не для того, чтобы всех детей дошкольного возраста мерить единой меркой. Наш Стандарт:

  • сохраняет вариативность программ дошкольного образования;
  • предусматривает свободу выбора средств и методов, педагогических технологий и приемов дошкольного образования;
  • позволяет учитывать индивидуальные образовательные потребности маленького ребенка;
  • позволяет оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.

Таким образом, как говорит академик А.Г. Асмолов, руководитель рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования, дошкольный Стандарт — это стандарт вариативности и развития, нестандартный Стандарт.

СЕЙЧАС МЫ НАХОДИМСЯ НА ЭТАПЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ДАННЫЙ ЭТАП?

Это трудное время для всех работников сферы дошкольного образования — для педагогов, руководителей детских садов, управленцев муниципального, регионального и федерального уровня, для авторов программ дошкольного образования, для преподавателей педагогических училищ, колледжей и вузов. Но и интересное время тоже. Именно сейчас развивается та самая гуманистическая дошкольная педагогика, принципы которой провозглашались уже давно, но к реализации их мы вплотную подошли только сейчас.

С КАКИМИ СЛОЖНОСТЯМИ СЕГОДНЯ СТАЛКИВАЮТСЯ ПЕДАГОГИ? ЕСЛИ У ПЕДАГОГОВ ВОЗНИКАЮТ ВОПРОСЫ, МОГУТ ЛИ ОНИ ПОЛУЧИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ?

Главная сложность, о которой я уже сказала, — отсутствие вариативных комплексных программ, имеющих статус примерной. Между тем, дошкольные организации уже сейчас должны свои образовательные программы привести в соответствие со ФГОС ДО. Во-первых, потому, что Стандарт вступил в силу с 1 января 2014 года, во-вторых, потому, что с 1 января нынешнего года детские сады получают финансирование именно на реализацию своих образовательных программ, соответствующих ФГОС ДО.

Я думаю, что на оказание методической поддержки для введения Стандарта сейчас нацелены все региональные и муниципальные методические службы. Центр дошкольного образования также не остается в стороне. Силами наших авторов и специалистов разработана модель основной образовательной программы дошкольного учреждения, соответствующая ФГОС ДО. По приглашению региональных министерств, институтов повышения квалификации мы выезжаем в регионы (среди них — Челябинская, Иркутская, Кемеровская, Ивановская, Ленинградская, Ростовская, Московская области, Краснодарский край, Республика Татарстан и др.), организуя «скорую помощь» детским садам по корректировке образовательных программ дошкольных учреждений в условиях введения ФГОС дошкольного образования и отсутствия экспертизы примерных основных образовательных программ.

Позднее, с утверждением реестра примерных программ, предлагаемая нами модель может быть дополнена с учетом положений выбранной детским садом примерной программы.

КАК СКОРО ОЖИДАЮТСЯ ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ К РАБОТЕ?

Все зависит от того, как скоро будет введена экспертиза вариативных комплексных программ, претендующих на статус примерных основных образовательных программ дошкольного образования. Порядок проведения экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ находится в стадии разработки. Мы надеемся, что к началу нового учебного года наши программы «Радуга» и «Успех» пройдут экспертизу и будут включены в реестр примерных основных образовательных программ.

КАК ИЗМЕНИТСЯ РАБОТА ДЕТСКИХ САДОВ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФГОС?

Думаю, что образовательный процесс в детских садах станет более индивидуализированным, личностно ориентированным. Можно сказать, что детские сады развернутся «лицом» к детям. Хотя, необходимо это отметить, дошкольное образование — и в этом его отличие от иных уровней образования — всегда было нацелено на работу с каждым ребенком, развитие каждого из воспитанников. Но сегодня, с введением Стандарта, главной целью каждого педагога станет подбор индивидуального «ключика» к каждому ребенку, чтобы обеспечить его полноценное развитие.

НА ВАШ ВЗГЛЯД, КОСНЕТСЯ ЛИ РОДИТЕЛЕЙ ВНЕДРЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ? ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ОНИ ПОЛНОПРАВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ДИСКУССИИ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Безусловно, при обсуждении проекта Стандарта родители внесли свою лепту в его содержание. Было организовано несколько фокус-групп, анкетирование, собеседования, в процессе которых разработчики ФГОС выяснили ожидания родителей от дошкольного образования. Руководствуясь установленными ожиданиями семьи от дошкольного уровня образования, мы и выстроили содержание Стандарта.

Кроме того, ФГОС ДО однозначно указывает на необходимость выстраивания планомерной, систематической работы дошкольной организации с семьями для гармоничного развития детей.

При этом важно понимать, что признание приоритета семейного воспитания (а это утверждает и Семейный кодекс, и новый Закон об образовании в Российской Федерации) потребует совершенно иных отношений семьи и детского сада. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» и предусматривают общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, и осуществление совместной деятельности детского сада и семьи по воспитанию, обучению и развитию детей.

С этой точки зрения, цель детского сада — сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ АВТОРОМ 20 МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ РАЗЛИЧНЫМ ПРОБЛЕМАМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ, А ТАКЖЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КАКИМ ОБРАЗОМ ВАШ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ НАШЕЛ ОТРАЖЕНИЕ В ВАШИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЯХ?

По сути дела, все эти пособия являются описанием моего опыта работы — в качестве воспитателя и методиста детского сада, методиста одного из окружных методических центров Москвы, чиновника Министерства образования и науки Российской Федерации.

ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД ТЕРМИНОМ «ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА»?

Слово «парциальный» произошло от латинского «pars» — частичный. Парциальные программы, в отличие от комплексных, рассматривают только одно из направлений развития ребенка (познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное или физическое развитие) или отдельную методику (например, программа развития элементарных математических представлений, программа музыкального воспитания, программа трудового воспитания и др.). Парциальность программы может быть обусловлена и возрастом детей, для которых она предназначена, то есть программа описывает содержание образовательной работы не для детей от 2 месяцев (а именно с этого возраста может начинаться дошкольное образование) до момента поступления ребенка в школу (а этот возраст ограничивается 8 годами), а для детей более узкого возрастного диапазона.

В ЦДО есть программы, которые при комплексности содержания ограничены возрастом детей. Это программа «Кроха», предназначенная для развития детей младенческого и раннего возраста (от рождения до 3 лет) в условиях детского сада и семьи, и «Преемственность» — программа предшкольного образования детей 5–8 лет.

Есть также программа «Первые шаги в мире искусства» под редакцией Б.М. Неменского, посвященная развитию художественно-творческих способностей детей от 3 до 6 лет.

Очень интересной является программа раннего обучения детей английскому языку “Happy Hearts”. Она богато оснащена методическими пособиями для педагогов, наглядными материалами, дидактическими раздаточными материалами для детей, программным обеспечением для интерактивной доски.

ЕСТЬ ЛИ СЕГОДНЯ ПОСОБИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, В КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЕТСЯ СТАНДАРТ? ЧТО БЫ ВЫ МОГЛИ В ЭТОМ ПЛАНЕ ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ ПЕДАГОГАМ?

Да, такие пособия есть. У нас они представлены программно-методическими комплексами «Радуга» и «Успех», которые, помимо комплексных программ, скорректированных в соответствии с ФГОС дошкольного образования, включают полный комплект методических пособий для педагогов дошкольных организаций, а также развивающие пособия для детей.

Преимуществом новой «Радуги» является то, что эта программа сочетает традиции российской дошкольной педагогики и новации в системе дошкольного образования и позволяет эффективно организовать индивидуальный подход к каждому ребенку при реализации программы. Программно-методический комплекс «Радуга» дает педагогам инструмент реализации программы — педагогические технологии, в то же время позволяет педагогам быть соавторами в моделировании воспитательно-образовательного процесса.

«Успех» — инновационная, современная программа, сочетающая возможность проявления инициативы и творчества воспитателей и научно-обоснованные технологии их совместной с детьми деятельности. Программа ориентирована на применение неучебных форм организации образовательного процесса, позволяющих учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.

Применение этих программно-методических комплексов в работе дошкольных организаций мы сопровождаем обучением педагогов работе по нашим программам и на учебном оборудовании, которое мы предлагаем для реализации программ.

На сайте Центра дошкольного образования можно познакомиться с выпуском новых изданий, отвечающих современным требованиям ФГОС дошкольного образования и с использованием новых технологий мультимедиа.

 
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНУЮ БЕСЕДУ!

Беседовала Раиса ВАСИЛЬЕВА

[links&resources]

[1] Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), вступил в силу с 1 января 2014 года.
[2] Пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

 

2 Comments »

Тамара:

Статья интересная , во многом даже полезная, но выражение «лицом к детям» совершенно не к месту , так как в детском саду нельзя работать «спиной к детям» , во всяком случае я такого даже представить не могу , в работе с дошкольниками приемлем только метод индивидуального подхода к каждому малышу, а иначе никакой удачи не жди.

18 Июнь 2014 | 17:15
Оставить комментарий

Комментарий

..