«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

НАЧИНАЕМ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

Понедельник 23 июня 2014

В основе современной системы обучения иностранным языкам лежит коммуникативный подход. Он реализуется во всех учебниках и учебных пособиях, выпускаемых издательством «Просвещение». В качестве же школьного учебника в моей школе используется УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”).

настроение: воодушевлённое

ключевые слова: обучение чтению, правильное произношение звуков, гласные и согласные буквы, чувство успешности

город: Воронеж

Итак, коммуникативный подход. Исходя из определения коммуникации как общения мы решаем для себя, что устная речь — это приоритет, ей надо учить целенаправленно и последовательно, и твердо идем к поставленной цели. Вполне успешно ребята учат слова, запоминают целые фразы, из которых строят вполне осмысленные диалоги. Но, согласитесь, случается и такое, что милый ребенок, подававший огромные надежды, бойко отвечающий на расспросы о себе и вызывающий умиление у взрослых, показывая пальчиком и называя предметы, а еще и давая определения им, внезапно теряет интерес к изучению языка и перестает быть успешным. Казалось бы, что могло произойти? Ведь он так хорошо все до сих пор понимал, а вот не может извлечь информацию из элементарного текста или записать пары связных предложений.

На самом деле ситуация объяснима: ребенок, обладая умениями в таких видах речевой деятельности, как говорение и аудирование, не чувствует себя успешным в других — чтении и письме. Мы не случайно упомянули их вместе, так как чтение, являясь рецептивным видом речевой деятельности, связано самым тесным образом с письмом — продуктивным видом деятельности, поскольку и чтение, и письмо пользуются графической системой языка. Так вот оно что! Ребенок перестает себя чувствовать успешным, его мотивация снижается, следствием чего становится снижение интереса к предмету и, соответственно, уровня языковых знаний и речевых умений.

То, чему учить, мы все знаем, но вопрос — как?

На этом бы и хотелось заострить внимание.

На начальном этапе обучения мы учим детей фонетически правильному произношению звуков иностранного языка, акцентируя внимание на разнице гласных и согласных звуков. И тут же хотелось бы предостеречь от такой распространенной дефиниции, к которой прибегают учителя, работая с младшими школьниками, как «тянущиеся» — гласные, «не тянущиеся» — согласные. Почему? Все очень просто, перебрав ряд звуков, ребенок будет искренне недоумевать, почему S или Z не являются гласными, ведь он может «тянуть» [s] и [z] до тех пор, пока ему хватает дыхания. Я использую определение такого рода, как «гласные поются, не встречая преград», а «согласные встречают на своем пути преграды: язык, губы, зубы». Параллельно мы учим слова, начинающиеся как с гласных, так и согласных (apple, apricot, orange, cat, dog, bed и прочие, согласно лексическим темам). На начальном этапе советую максимально использовать песни, короткие стихотворения и чанты.

Песни очень ценны для мотивации детей раннего школьного возраста: петь весело, а повторение правильного репертуара песен помогает не только правильно воспринимать и произносить звуки, слова, интонировать целые предложения, но и пополнять словарный запас. Эту же цель преследуют чанты (короткие тексты, построенные на определенном ритме). Рассказывая же короткие стихи ‘rhymes, ребенок жестикулирует, косвенно помогая себе вспомнить что-то забытое или даже произнести сложные слова или звуки. Думаю, вы замечали, насколько резче становятся движения ребенка в попытке произнести сложный звук или слово.

Второй этап — это изучение букв алфавита, но опять-таки не в том порядке, в каком они идут в алфавите, а начиная с наиболее часто встречающихся согласных. Вот тут-то следует не забыть помочь ребенку осознать, что буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и произносим. Например, буква Bb [bi:] дает звук [b], а буква Dd [di:] — [d], а хитрая Cc [si:] чаще говорит [k], а уж потом только [s].

The Bb says [b], the Dd says [d]. Думаю, принцип понятен.

На этом этапе форма подачи букв и звуков может быть разная. Мне удобнее писать букву несколько раз на доске, называя звук, который она дает. Затем попросить ребенка «озвучить» то, что написано. После, предварительно стерев с доски буквы, попросить ребенка написать букву по памяти, проговаривая при этом соответствующий звук. Напомню, для чтения важен именно звук, а не название буквы и знание алфавита в прямом и обратном порядке, которое мало кого научило правильному произношению и чтению. Поэтому стоит быть снисходительными, если ребенок назовет Rr не [a:], а звуком [r]. Спокойно поправьте.

После прохождения этого этапа ребенок должен уметь распознавать и называть букву и звук, который она дает, а также различать заглавные и строчные буквы.

Следующий этап — это «введение гласных», что означает прямой путь к умению прочитать слово. Что ж, действуем уже известным способом:

The Aa says [æ], the Oo says [ɔ], и так далее.

Вводя каждую гласную, параллельно следует начинать читать короткие слова с закрытым типом слога. Естественно не акцентируя внимание на названии типов слогов и прочих терминах.

К примеру, нам уже известен ряд согласных, а сегодня мы узнали, что The Aa says [æ].

Итак, слово bad.

The Bb says [b], the Dd says [d], the Aa says [æ].

[b] +[ æ] = [bæ] [bæ] + [d]= [bæd]

Слово прочитано! Причем осознанно! И пусть это даже самая простая комбинация (согласный — гласный — согласный). Порадуйтесь вместе с ребенком. Но потом дайте ему прочитать следующие слова (возможно, не без вашей помощи):

bag

map

mat

rat

fan

tan

cat

dad

fat

Sam

am

cap

rag

ham

ram

mam

Слова Вы можете выбрать из числа изученных или, перемешав их просто с однотипными словами, но изначально желательно подобрать по принципу «пишутся, как слышатся». Изучая дальнейшее чтение гласных букв в закрытом слоге, вы усложняете задачу — перемешиваете слова.

Последующим этапом станет введение основных буквосочетаний с согласными и гласными буквами. Например, ck, ch, tch, sh, ee, ea, ow.

Когда ребенок освоит чтение коротких и простых слов, можно уже переходить и к открытому слогу, опять-таки не называя его так. Я лично использую понятие ‘magic E’. «Волшебная Е» сама не читается, но позволяет читаться гласной букве так, как она называется в алфавите. Для ребенка не сложно вспомнить, что буква Аа — это не что иное, как [ei]. (То же самое происходит и с другими буквами соответственно).

Через определенный блок выученных букв/буквосочетаний устраивается «проверка».

Например, прочитать слова на скорость:

chat

chum

hitch

chop

catch

rich

chip

ship

cash

chop

catch

chop

ditch

dish

shin

chin

much

mush

shut

shod

pitch

cash

chill

such

cheek

shop

chap

feed

sheet

ditch

shoot

chat

soon

chip

pool

chin

week

woof

noon

patch

feet

hoop

Хотелось бы отметить, что чтение слов должно происходить параллельно с их написанием. Я не говорю обо всех читаемых словах, но наиболее употребляемые слова следует записывать. При обучении письму как параллельной чтению деятельности, уделяйте внимание развитию мелкой моторики, что необходимо для успешного владения карандашом/ручкой, и как следствие — аккуратности письма. На первых этапах обучения письму я прошу ребенка пользоваться карандашом, что снижает риск боязни ошибки и увеличивает степень комфортности на занятии (ведь ошибку легко исправить — карандаш отлично стирается ластиком, а работа остается аккуратной). И, естественно, от чтения отдельных слов следует переходить к чтению словосочетаний, коротких предложений и посильных текстов. Задача стоит не просто в механическом чтении слогов, а в том, чтобы читать осознанно, извлекать информацию.

Например:

Cat

A cat

A black cat

A black cat sat

A black cat sat on a mat.

Или:

— Hello, Mummy!

— Hello, Daddy!

— Larry, Lulu, close your eyes!

— OK!

— Open your eyes now!

— Hello, Larry! Hello, Lulu!

— Grandma! Grandpa!

—Nanny! This is Grandma and this is Grandpa!

А теперь отвлечемся от нашего желания научить ребенка читать любой ценой и попробуем поставить себя на его место. Что самое страшное? Естественно, скука!

Просто читать и писать в течение даже 10 минут сможет только самый усидчивый ребенок, и далеко не факт, что при этом он не страдает. Много ли вы знаете таких? И тут, как профессионалы, мы помним, что ведущим видом деятельности для младшего школьника является игра. Играя, ребенок готов на многое. Ведь это же интересно: азарт, жажда победы, эмоции!

Вот всего лишь несколько видов игр, которыми пользуюсь я при обучении чтению. Вы можете их изменить, в зависимости от конкретных условий вашего класса.

Игра «Найди букву». Например, раскрасить в тексте все буквы Оо желтым, а Аа красным.

Игра «Найди пару». Существует множество вариаций: от соединения заглавной и строчной буквы, до соотнесения буквы и картинки с графическим образом слова, начальной буквой которого является «наша» буква, от соединения слова полностью с его графическим образом, до нахождения рифмующихся слов.

Игра «Соедини», «Найди дорогу». Принцип известного соединения по точкам с присвоенными им буквами. Это может быть как алфавитный порядок, так и обратный алфавитный порядок.

Игра «Змейка». Из написанных без пробелов слов в строчку необходимо выделить одиночные слова.

Например, catdogfrogratchickcow

Игра «Найди слово». В квадрате, на первый взгляд состоящем из беспорядочных букв, необходимо найти слова, зашифрованные в нем. Для упрощения задачи слова следует поместить под самим «кроссвордом» или рядом с ним. Для усложнения — разместить рисунки, символы или русский вариант слова.

ffdogrrtmnfrogs

catdddratyudrlc

tywiicnmsfisheco

ywhdbmachickew

cat dog chick cow rat fish frog

Игра «Виселица». Задача — отгадать зашифрованное слово, это аналог игры «Балда».

Игра «Бинго!». Принцип игры в лото. В полях карточек могут быть как буквы алфавита, так и слова.

Cat bed hit rat
Ten dog mix bus
Us mop frog six

К счастью, в наш век прогресса и высоких технологий вы можете найти массу интерактивных игр и онлайн-заданий для обучения и тренировки чтения на ранних этапах. Многие УМК заранее продумывают для этой цели специальные упражнения. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в УМК ‟Spotlight” есть учебник ‟Spotlight Starter”, в котором не только учат буквам и звукам, параллельно вводя английские слова, но и развивают мелкую моторику. Не забыты авторами учебника и милые детские стихотворения. Ведь ребенок по природе своей непоседа и безумно любит петь и играть. Авторы УМК ‟Spotlight”уделяют внимание фонетическим упражнениям и развивают навыки произношения, распознавания на слух и чтения на протяжении всех лет обучения, переходя от простых к более сложным, согласно возрасту и изученному материалу. К примеру, в начальной школе каждый учебник начинается со ‟Starter Module”, содержит в себе сказки и песенки, короткие тексты ‟Spotlight on Russia”, ‟Activities Module”, а учебник 2 класса даже содержит такой раздел, как ‟First steps to Reading”, где специально подобраны упражнения на правила чтения и звуки.

В заключение просто хочу вам напомнить знакомые с детства строки В. Берестова:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Удачи нам и нашим ученикам!

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.