«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Среда 11 июня 2014


В стремительно развивающемся обществе задача современной школы — формирование и развитие личности, умеющей быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных проблем, проявляя гибкость и творчество, личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Неслучайно системно-деятельностный подход является методологической основой стандартов общего образования нового поколения, обеспечивая решение вышеперечисленных задач. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. А это, в свою очередь, предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания обучения.


настроение: созидательное

ключевые слова: методика или технология, этапы и приёмы технологии развития критического мышления, синквейн, верные и неверные утверждения, мозговой штурм, инсерт, фишбоун, пирамидная история, кластер

город: Москва

e-mail: timoshkina.ok@yandex.ru

 
В ракурсе обучения английскому языку системно-деятельностный подход, с одной стороны, предполагает упорядоченное, систематизированное обучение языку как средству общения. С другой стороны, нацеливает учителя на создание для обучающихся таких учебных ситуаций, в которых их привычные способы действия непригодны. Смоделированные учителем ситуации должны мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Таким образом, функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса, включая подготовку дидактического материала для работы, организацию различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

При осуществлении системно-деятельностного подхода используется целый спектр современных образовательных технологий, открывающих возможность формирования устойчивой познавательной и творческой активности обучающихся в образовательном процессе, более эффективного использования учебного времени, повышения качества образования в целом. Само понятие «технология» заключает в себе некую универсальность. В отличие от конкретной частной методики технология может быть применима на самых разных учебных предметах. Цели и задачи, поставленные учителем, могут быть различными, а путь их достижения часто имеет общие компоненты. Существует несколько определений термина «технология»:

  • Совокупность приёмов — область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
  • Упорядоченная совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса;
  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

В современной прикладной педагогике существует проблема дифференциации методики и технологии, их соотношения в педагогической науке и практике. Технология обучения и методика действительно представляют собой самостоятельные области педагогического знания, которые имеют и общие моменты (сфера педагогической деятельности, субъекты образовательного процесса и т.д.), но при этом каждая обладает своей спецификой. Технология носит надпредметный характер: сами технологические подходы развивающего обучения или групповой деятельности могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от содержания. Методика более конкретна (например, методика обучения чтению, работы с разговорными фразами и клише и т.д.) Кроме того, в методике могут использоваться жёсткие предписания, методы воздействия, ограничения. В свою очередь, технология вся построена на взаимодействии учителя и учащихся, что и является основополагающим принципом ФГОС нового поколения.

В нижеприведенной таблице показаны основные различия методики и технологии с четырех позиций анализа: определения, предмета, задач и форм обучения.

Параметры сравнения Методика обучения Технология обучения
Определение Отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения, или частную дидактику. 1) Совокупность способов организации учебного процесса, направленных на оптимизацию учебнопознавательного процесса;
2) конструирование и применение методов и приёмов для обеспечения эффективности учебного процесса.
Предмет Сфера пересечения профессиональной (преподавательской) деятельности учителя и научной области знаний в рамках учебного предмета. Система форм и видов взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения, учитывающая возможности педагога и учащегося, адекватно применимая на различных учебных предметах.
Задачи
  • Устанавливаются нормативные требования к обучающей деятельности учителя и учащихся;
  • определяются методы, методические средства и организационные формы взаимодействия учителя и учащихся, наиболее полно отвечающие задачам обучения конкретной дисциплине;
  • учителю обеспечивается возможность постоянного обновления теоретических и методических знаний;
  • создаются условия для повышения профессионального мастерства и обмена передовым педагогическим (и методическим) опытом.
Обеспечивает решение одновременно трех задач в процессе обучения:

  • учебно-познавательной, коммуникативно-развивающей, социально ориентационной;
  • усиливает учебную мотивацию, оптимизирует систему оценки ЗУН учащихся;
  • вооружает конкретными приёмами и навыками индивидуальной и групповой работы в процессе познавательной деятельности;
  • даёт учащимся представление о способах получения, обработки, воспроизведения информации.
Формы Семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов уроков, взаимопосещение уроков, анализ и самоанализ урочной деятельности; творческие отчеты; педагогические чтения, курсы повышения квалификации, конкурсы «Учитель года» и др. Урок, система занятий в виде «погружения», деловой игры, ролевой игры, непосредственное и опосредованное учебное взаимодействие с соучениками, педагогом, ИКТ и т. д.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий позволяет учителю:

  • отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
  • развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
  • воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

В современном образовательном процессе теория и практика педагогических технологий только ещё начинают складываться как самостоятельное направление. Для успешной реализации образовательного процесса в рамках ФГОС требуется целый спектр образовательных технологий. Если личностно ориентированный подход провозглашается приоритетным в отношении к обучающимся, то такой же подход должен быть применен в отношении к учителю. Он должен иметь право выбирать, какая технология ему подходит более всего, учитывая специфику самого предмета и, конечно же, возрастные, индивидуальные, личностные качества и особенности обучающегося.

Использование конкретной освоенной технологии универсально. При всем многообразии целей и задач путь их достижения имеет общие компоненты. Рассмотрим это на практике использования технологии критического мышления, которую, по мнению автора, можно эффективно использовать в процессе обучения английскому языку, в частности — в 5-м классе.

Идея развития технологии критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Тем не менее, в последнее время все больше педагогов-практиков пользуются названной технологией, успешно применяя ее в процессе обучения тому или иному учебному предмету. Цель технологии — обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается как догма. Каждый ученик вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиций логики и личностно ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

В отношении к обучающимся применение технологии критического мышления позволяет:

  • повысить эффективность восприятия информации;
  • повысить интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • уметь критически мыслить;
  • уметь ответственно относиться к собственному образованию;
  • уметь работать в сотрудничестве с другими;
  • стать человеком, который познает что-то новое и учится в течение всей жизни.

Регулярно используя технологию критического мышления, учитель:

  • умеет создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
  • использует модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • становится практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность;
  • становится источником ценной профессиональной информации для других учителей.

В технологии критического мышления выделяют три этапа или стадии:

  1. Вызов
  2. Осмысление содержания
  3. Рефлексия

На каждом из этапов в пятом классе мною используются определенные методы и приёмы:

Вызов Осмысление содержания Рефлексия
  • составление списка «известной информации»;
  • верные и неверные утверждения;
  • «толстые» и «тонкие» вопросы;
  • мозговой штурм.
  • методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун», «пирамидная история»;
  • ведение различных записей типа двойных дневников;
  • поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
  • заполнение кластеров, таблиц;
  • установление причинно-следственных связей между блоками информации;
  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • организация устных и письменных круглых столов;
  • организация различных видов дискуссий;
  • написание творческих работ;
  • исследования по отдельным вопросам темы.

Рассмотрим несколько примеров использования приёмов технологии критического мышления, достаточно освоенных и часто употребляемых автором в процессе обучения английскому языку в пятом классе на каждом из этапов технологии.

Этап вызова можно провести на этапе речевой зарядки, предложив детям составить ее самостоятельно (в таблице список известной информации) в виде синквейна, используя слова отрабатываемой группы слов по любой лексической теме. Синквейн — это стих из пяти строк, требующий слияния информации и материалов, представляющий лаконичное выражение по той или иной теме.

Структура пятистишия:

  1. Первая строка — одно слово, описывающее тему (обычно существительное).
  2. Вторая строка — два слова, описывающие тему (обычно два прилагательных).
  3. Третья строка — три слова, выражающие действие по теме (обычно три глагола).
  4. Четвертая строка — фраза из четырех-пяти слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка — одно слово-резюме (обычно синоним слова из первой строки), которое еще раз подчеркивает сущность заданной в первой строке темы.

Помимо основного назначения составление синквейнов — отличная возможность для постоянного повторения морфологии, так как стих состоит из основных частей речи: существительного, прилагательных и глаголов. В пятом классе возможно некоторое отступление от структуры синквейна. В этом случае можно использовать синквейн для запоминания устойчивых выражений, клише, идиом. Обучающимся дается 5минут для составления синквейна. Для этого эффективной оказывается работа в парах или в группах. Далее выбирается лучший синквейн, который можно использовать в качестве зарядки на последующих уроках в процессе изучения темы.

Примеры синквейнов для речевой зарядки по теме “Health and Body Care”:

Diet,
Proper and definite,
Be on a diet, ride a bike,
It’s good to keep to a diet.
Right food.

Tonsillitis,
Serious and pretty bad,
Hard to swallow, sneeze and cough,
Take medicines to recover from
A pain in throat.

На этапе вызова часто используется известный приём «Верные и неверные утверждения». Для наглядности лучше использовать таблицы. Например, при чтении тематического текста по теме “The UK”:

До прочтения После прочтения
The UK is situated on the continent. The UK is situated on the British Isles.
The UK is separated from the continent by the sea. The UK is separated from the continent by the English Channel and the Strait of Dover.
All people on the British Isles are called English. People from Scotland, Wales or Northern Ireland are not English.
Everyone in England speaks only English. Everyone in England speaks English, but in Scotland and Wales people speak different languages.

Приём «тонкие» и «толстые» вопросы используется для развития навыков чтения и аудирования. «Тонкие» вопросы — это вопросы, на которые можно дать краткий ответ. «Толстые» вопросы — это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Примеры толстых и тонких вопросов:

Тонкие вопросы Толстые вопросы
Кто?
Как звали?
Что?
Когда?
Может?
Мог ли?
Будет?
Почему вы думаете … ?
Почему вы считаете … ?
В чем разница …?
Что, если … ?
Что будет, если …?
Дайте объяснение, почему … ?
Было ли …? Что, если …?

Приём «мозгового штурма» представляет собой генерацию идей путём коллективного обсуждения проблем или вопросов со свободным выдвижением вариантов решений. Используя данный приём в процессе обучения английскому языку, рекомендуется разделить группу на подгруппы по 3–4 человека. В каждой группе назначается или выбирается «спикер», который следит за работой в группе, а на заключительном этапе выбирает и оглашает самое интересное решение, идею, версию. Учителю необходимо ознакомить обучающихся с правилами проведения «мозгового штурма» и этапами работы в группе.

Этапы работы в группе:

  1. Создание банка идей. Цель — наработать как можно больше идей.
  2. Анализ идей. Цель — рассмотреть и оценить каждую из предложенных идей.
  3. Обработка результатов. Цель — выбрать и озвучить самые интересные из числа предложенных идей.

Рекомендуемое время, отведенное на работу в группах, 20 минут. Приём «мозгового штурма» в процессе обучения английскому языку можно успешно использовать для развития умений чтения, аудирования, диалогической речи, письма. Чаще всего это задания с просьбой продолжить текст, диалог, статью и т.д. Материал следует выбирать с перспективой появления проблемы, возможности возникновения нескольких линий развития сюжета, ситуации и т. д.

Второй этап технологии критического мышления — осмысление. Данный этап предполагает знакомство с новой информацией. В пятом классе довольно эффективно использование таких приёмов «активного чтения», как «инсерт», «фишбоун», «пирамидная история».

Инсерт (от англ. insert — вставлять, вносить, помещать) — это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Названный приём чаще используется при чтении информативных текстов.

Пример используемой маркировки:

«К» — знаю (от англ. know)
«+» — узнал что-то новое
«—» — противоречит тому, что знаю, или не согласен
«?» — хотелось бы узнать подробнее.

Приём фишбоун (от англ. fishbone — рыбная кость) позволяет обучающимся через наглядный систематизатор выявить и обсудить проблему. В «голове» рыбы формулируется проблема, «косточки скелета» по одну сторону представляют аргументы «за», по другую — «против». В «хвосте» рыбы формулируется вывод. В качестве примера «по косточкам» разберем диалог по теме “Health and Body Care” “What should we do to keep fit?”

Разобрав диалог «по косточкам», необходимо предложить обучающимся добавить собственные идеи.

В основе пирамидной истории лежит особая структура, где номер строки обозначает количество слов, вписываемых в «пирамиду»:

1) имя героя (темы);
2) характеристика или описание;
3) место действия (использования);
4) проблема;
5) описание развития ситуации;
6) что предпринимается для решения проблемы;
7) решение проблемы или предположение того, что будет дальше.

Пример пирамидной истории на основе текста учебника для 5 класса под редакцией И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой:

ANDROCLES AND THE LION

  1. Androcles
  2. kind and brave
  3. forest, later in Rome
  4. relationship between people and animals
  5. Androcles helped the lion to take the thorn out
  6. the Emperor was told the Androcles’s story
  7. the Emperor gave food to the lion and let them go away.

Заполнение двойных дневников, проще говоря, таблиц, состоящих из двух столбиков, лучше использовать при работе в парах в составе «сильный — слабый», так как данный приём можно использовать на достаточно продвинутом этапе. Примеры двойных дневников:

Цитаты, мысли из текста Мое отношение

 

Что привлекло внимание в тексте? Комментарии

На этапе рефлексии тоже используются разнообразные таблицы:

Итоговая таблица

Самая важная мысль текста (темы) Постановка «толстого» вопроса по тексту (теме) Краткий комментарий по тексту (теме)

Таблица-синтез

Ключевые слова (словосочетания) Выписки из текста, связанные с ключевыми словами Мысли, рассуждения

На уроках в пятом классе для рефлексии часто использую кластеры. Кластер — смысловая гроздь. Кластер предполагает выделение единиц текста и его графическое оформление в виде грозди, развивает системность мышления. На данном этапе обучения кластеры могут быть самыми простыми. Главное условие — умение обучающихся составить кластер самостоятельно, чтобы проследить все типы связи между объектами и явлениями, фактами и мыслями. Совместная работа над простейшим кластером при изучении темы «Политический обзор Соединенного Королевства» сняла все трудности по ее усвоению обучающимся.

Данный кластер — один из первых и самый простейший. Однако, из опыта работы в шестом классе при изучении аналогичных тем по политическим системам США и Австралии обучающиеся уже самостоятельно составляют более сложный кластер, который значительно облегчает усвоение материала.

Необходимо отметить, что рефлексия может осуществляться как в письменной, так и в устной форме. Письменная рефлексия имеет своей целью выработку навыка формулировки резюме по обсуждаемой теме и саморефлексии. Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, её соотнесение с мнениями других людей.

Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка в 5-м классе позволяют сделать работу более эффективной, интересной и творческой. Технология критического мышления позволяет сделать процесс обучения личностно ориентированным, ставить и решать новые образовательные задачи: формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений обучающихся, развитие мышления и креативных способностей.

[links&resources]

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. http://standart.edu.ru/
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://standart.edu.ru/
3. Примерная программа по иностранным языкам 5–9 класс. М.: «Просвещение».— 2012.
4. Изменение смысловых ориентиров: от успешной школы — к успехам ребёнка. Интернет-издание «Просвещение». — 2013.
5. Образовательная политика будущего в докладе Жака Делора, председателя комиссии по образованию ЮНЕСКО. http://ps.1september.ru/2001/15/2-1.htm
6. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб. — РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
7. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. Педагогика. — М., 2009. — № 4.
8. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — М., 2006.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Академия, 2008.
10. Смирнова С.А. Педагогика: теории, системы, технологии. М.: Академия, 2008.
11. Ellis A.K., Fouts J.T. Research on educational innovations. — Princeton Junction, 1993. С. 56.
12. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. М.: Просвещение, 1994.
13. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления. Школьные технологии, 2004.
14. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. — 2002. — № 2.
15. Плавинская Н. Несколько слов о синквейне // Литература. —
2006.— № 5.

 

 

Оставить комментарий

Комментарий

..