«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

НАЧАЛЬНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (на примере английского)

Понедельник 6 Апрель 2015


Кабинет учителя иностранного языка — это не просто отдельная комната с определённым набором пособий и соответствующего оборудования. Это — отражение внутреннего мира учителя, особенностей его характера, уровня творческой активности. Современный кабинет, где мы учим детей иностранному языку — какой он?

 

настроение: жизнерадостное

ключевые слова: класс, изучение английского языка,
начальная школа, общение,
оборудование, Starlight

город: Москва

 
e-mail: marina.veda@gmail.com
МаринаОльга
БОЧАРНИКОВАХОДАКОВАe-mail: khodakova61@mail.ru

Вопреки распространяющемуся мнению о том, что современный учитель может работать везде и всюду, что ему достаточно иметь при себе учебник и «флешку» (usb flashdrive) и при этом не иметь привязанности
к кабинету, — преподавателю иностранного языка, несомненно, были и остаются нужны особые условия для работы. Более того, ему нужно лично поучаствовать в создании этих условий, так как именно от этого зависит качество его преподавания.

Иностранный язык — предмет специфический. Идеальный вариант для иноязычного образования — погружение в иноязычную языковую среду. Однако формат школьного обучения не даёт такой возможности. Поэтому задача учителя — создать на занятии соответствующую языковую среду, обеспечить наиболее комфортные условия для постижения учащимися иноязычной культуры и самого языка. Особенно важно создать соответствующий антураж и рабочую атмосферу для учащихся начальной школы — это напрямую влияет на уровень мотивации детей при изучении иностранного языка. В этой статье мы поделимся опытом обустройства кабинетов английского языка, сопроводив их описание соответствующими фотографиями кабинетов нашей школы.

Погружение в языковую среду начинается с того момента, когда учитель приходит в класс, чтобы отвести детей в кабинет английского языка. Приветствие (Hello!), проверка степени готовности (Let’s check up: a Student’s book, a Workbook, a copybook, a record book and a pencil case. Are you ready? — Yes! — Perfect! Let’s go…) и препровождение детей в класс (Be careful, please!) — использование языка классного обихода (functional language) настраивает детей на переход в другую сферу общения.

Класс для занятий по английскому языку должен быть оформлен таким образом, чтобы:

  1. вызывать у детей интерес к странам изучаемого языка, к их культуре, традициям, особенностям жизни и как следствие — формировать у детей интерес к самому языку;
  2. побуждать детей к активной работе, самореализации в творческих заданиях и посредством этого — к освоению английского языка в разных формах деятельности;
  3. способствовать освоению английского языка (использование наглядных пособий).

Наглядные пособия — это не только традиционные плакаты и таблицы, но и современные магнитные карточки, которые учитель может использовать в самых разных формах работы. Работы учащихся также могут использоваться учителем в качестве наглядных пособий — ребята всегда проявляют живой интерес к творчеству ровесников, особенно если работы оформлены красочно и отражают реальные жизненные события. Варианты для хранения подобных наглядных пособий могут быть разными: в индивидуальных папках-портфолио учащихся, в отдельных тематических папках. Для удобства пособия следует маркировать.

Привычные глазу стенды позволяют реализовать различные задачи. Выделим среди них четыре, представляющиеся нам основными:

  • отображение информации, необходимой учащимся на уроках (например, лексика классного обихода);
  • отображение информации, непосредственно касающейся изучаемой темы;
  • создание определённой атмосферы, формирование интереса к культуре стран изучаемого языка;
  • создание мотивации для выполнения творческих заданий.

Использование информационных технологий напрямую зависит от технической оснащённости класса и ИКТ-компетентности преподавателя. В настоящее время учитель обладает значительными возможностями для использования существующих и создания собственных ресурсов для более успешного обучения детей иностранному языку: аудиоматериалы, видеоматериалы, компьютерные технологии в самых разных вариантах.
Возрождаются успешно использовавшиеся во второй половине прошлого века лингафонные кабинеты — вернее, их мобильные версии (ноутбук плюс наушники). Они дают возможность индивидуально заниматься с каждым учеником, отслеживать динамику при формировании речевых навыков, при работе с учащимися среднего и старшего школьного возраста — значительно снять напряжение, вызванное страхом перед сдачей ЕГЭ по иностранному языку. Для работы с лингафонным оборудованием учитель может использовать существующие задания или создать собственные.

Большим подспорьем в занятиях по иностранному языку является возможность проецировать изображение на доску либо специальный
экран — это позволяет учителю использовать самые разные варианты работы:

  • демонстрация видеоматериалов;
  • демонстрация презентаций (в том числе выполненных учащимися);
  • демонстрация и (в некоторых случаях) выполнение заданий.

Очень удобно, используя экран, разбирать с учащимися задания из учебника или рабочей тетради, особенно когда речь идёт о начальном этапе обучения, когда дети только начинают осваиваться в иноязычном пространстве печатных учебных материалов. Учителю достаточно отсканировать/сфотографировать нужную страницу и перенести изображение на компьютер.

Современные учебно-методические комплекты по английскому языку включают диски с видеоматериалами для демонстрации на занятии — дети с удовольствием меняют род деятельности и смотрят видеофрагменты либо выполняют предъявляемые на экране задания. В нашей школе успешно прошёл апробацию и уже не первый год используется на уроках УМК «Звёздный английский», включающий самые разнообразные материалы для работы в школе на уроке и дома при выполнении заданий. Ученикам особенно нравится выполнение заданий, предлагаемых на DVD-диске “Starlight”[1], и просмотр комиксов/фрагментов сказок — использование видеоресурса позволяет повысить детскую мотивацию и активность при освоении того или иного материала.

В заключение следует отметить, что оснащение кабинета иностранного языка совмещает традиционные элементы (доска, наглядные пособия различных видов) и современное оборудование (компьютер, проектор, интерактивная доска). Всё это успешно используется педагогами в различных формах работы с детьми в соответствии с целями и задачами  урока.

[links&resources]

[1] К.М. Баранова, Дж. Дули, В.В.Копылова, Р.П. Мильруд, В.Эванс. УМК «Звездный английский» («Starlight» 2–4) для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. — М.: Просвещение; Express Publishing, 2011.

 

2 Comments »

Спасибо за статью,это вдохновляет хотя бы приблизиться к такому уровню оснащенности. Успехов а работе и творческих побед вашему коллективу.

Учитель английского яз. Г.Ялта,АР. Крым.

9 Сентябрь 2015 | 1:55
Анна:

Я с вами, коллеги, абсолютно согласна. Кабинет английского — это целый мир, оказываясь в котором ребенок учит этот язык.
P.S. Когда ведешь уроки в чужом кабинете (бывает всякое) чувствуешь себя ужасно некомфортно)

28 Февраль 2016 | 6:55
Оставить комментарий

Комментарий

..