«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ЯЗЫКОВАЯ АНДРАГОГИКА — ПЕДАГОГИКА ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ ВЗРОСЛЫХ УЧАЩИХСЯ

Среда 22 Апрель 2015


Противоречие в преподавании иностранных языков взрослым учащимся заключается в том, что применяемая методика во многом копирует подходы, принципы и приемы обучения детей. Частично это оправдано, поскольку каждому взрослому человеку бывает приятно «вспомнить детство». Однако игнорирование возрастных особенностей учения во взрослом состоянии снижает эффективность учебного процесса, вызывает внутреннее сопротивление аудитории и даже приводит к досрочному прекращению занятий. Ответы на многие вопросы, связанные с обучением иностранным языкам взрослых учащихся дает область методики, называемая языковой андрагогикой.

 
настроение: заинтересованное

ключевые слова: языковая андрагогика, языковая педагогика, педагогика обучения иностранному языку взрослых учащихся, образовательный курс иностранного языка для взрослых учащихся

город: Тамбов

e-mail: rad_millrood@mail.ru

 

Андрагогика как языковая педагогика для взрослых учащихся

Языковая андрагогика — это раздел методики обучения иностранным языкам, раскрывающий возрастные особенности формирования и развития коммуникативной компетенции взрослых учащихся, а также эффективные способы педагогического управления этим процессом.

Термин «андрагогика» обозначает область знаний о том, как «вести за собой взрослых», в отличие от «педагогики», изучающей способы вести за собой детей в учебно-воспитательном процессе.

В недавнем прошлом проблемы и специфика языковой андрагогики недооценивались. Теоретические положения и практические рекомендации языковой педагогики, ориентированные на учащихся школы, переносились на группы взрослых учащихся. По мере утверждения личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию в педагогической теории и практике, а также в связи с актуальностью обучения взрослых в условиях «образования всю жизнь» (life-long learning) языковая андрагогика закономерно начинает привлекать к себе все большее внимание.

Некоторые проблемы языковой андрагогики

Теоретиков-методистов и педагогов-практиков интересуют ответы на многочисленные вопросы, связанные с преподаванием иностранного языка взрослым учащимися. Эти вопросы касаются, например, общих принципов обучения личностно зрелых старшеклассников, которых уже нельзя учить, «как детей». Немало проблем возникает в обучении учащихся профессиональных колледжей иностранному языку для специальных целей с учетом сделанного ими жизненного выбора. Нужна информация о том, как эффективнее готовить учащихся к обучению на иностранном языке в зарубежном университете. Свою специфику имеет преподавание иностранных языков будущим специалистам различных профессий в системе высшего профессионального образования. Остаются недостаточно изученными пути повышения познавательной мотивации, принципы отбора содержания обучения, уровни сложности преподаваемого языкового материала для взрослых учащихся.

Относительно новый спрос на специалистов по обучению взрослых продиктован, в частности, необходимостью преподавать профессиональные дисциплины в вузе на иностранном языке — в связи с притоком в российские вузы студентов из дальнего зарубежья.

Помимо сказанного, формируется группа взрослых учащихся позднего зрелого и даже пенсионного возраста с желанием совершить туристическую поездку за границу, а также другими, характерными для пожилого возраста интересами, мотивами и личностными смыслами. Например, растет спрос на овладение иностранным языком среди дедушек и бабушек, желающих помочь своим внукам успешно изучать иностранный язык в начальной школе.

Языковая андрагогика об особенностях взрослых учащихся

Психологическое изучение личностных особенностей взрослых людей показывает, что взрослые — это не одна, а несколько возрастных групп. Несмотря на различия, «взрослые» — «увеличенные в размере дети». Они могут играть и фантазировать на занятиях. Некоторые из них склонны время от времени по-детски обижаться и капризничать, способны на импульсивные и нерациональные поступки, нуждаются в поощрении и рассчитывают на индивидуальное внимание.

Взрослые, как и дети, могут использовать эмоции для самоутверждения. Все хотят быть «хорошими» в глазах педагога и окружающих. Они ценят дружеское общение и нередко стремятся к личным контактам внутри группы. Многие дорожат своим статусом, которого они добились на своем жизненном пути, и некоторым из них свойственна болезненная реакция на любые угрозы сложившейся самооценки. Иными словами, взрослые учащиеся требуют особенно внимательного отношения к себе, уважения своей личности и жизненной позиции, учета возрастных возможностей и естественных ограничений, положительно реагируя на создание персонального шанса на успех в овладении иностранным языком.

Взрослые учащиеся, включая старшеклассников, во многом сами строят свою жизненную траекторию, и вся их деятельность, по мере взросления, становится все более самоорганизующейся. Они могут сопротивляться попыткам педагога вмешаться в уже сделанный ими выбор содержания и способов учения, возражая против навязывания чуждых им моделей и стратегий в учебной аудитории. Наиболее активные учащиеся могут настойчиво требовать от педагога изменения содержания образовательного курса, применения тех или иных приемов обучения или предпочитаемых ими способов организации занятия. Взрослые — это сформированные личности, у которых ведущими функциями является защита своего «эго», самореализация собственного потенциала и утверждения себя среди других.

Взрослые учащиеся уже накопили значительный жизненный опыт и могут соревноваться с педагогом в праве на мировоззренческую позицию. Это вносит разнообразие и потенциальное противоречие в содержание обучения, когда планирование успешного занятия возможно, только если учитываются индивидуальные позиции и обеспечивается успех каждого из взрослых учащихся, а также группы в целом. Личное переживание успеха у взрослых важнее положительной оценки педагога, и это не случайно.

У взрослых учащихся память пережитых эмоций важнее выученных слов и структур. Успех занятия определяет энтузиазм группы и позитивное настроение, которое участники обучения уносят с занятия. Мажорный итог в сочетании с ощущением роста своих коммуникативных возможностей обусловливает желание взрослых продолжить обучение.

Взрослым учащимся важно ощущение прироста результата. Состояние «плато», когда участники обучения вышли на определенный коммуникативный уровень и дальнейший рост их речевых возможностей затормаживается и/или остается незамеченным, есть одна из основных причин прекращения учебных отношений, распада группы и досрочного окончания занятий.

Занятия иностранным языком мотивированы у взрослых значимыми жизненными вызовами. Навязывание учебного содержания, не связанного с ответом на личные жизненные вызовы, может вызвать сопротивление и даже отказ от дальнейшего изучения языкового курса.

Взрослые учащиеся, в отличие от детей, учатся ради ближайшей перспективы применения знаний по принципу «или быстро, или никогда». Отдаленные перспективы применения языковых знаний разрушают учебные мотивы взрослых, и образовательный курс может отвергаться по причине его бессмысленности. Заметим, что интенсивное обучение иностранным языкам всегда осуществляется по принципу «быстро и много». При этом речевая подвижность (fluency) во все времена ценилась в интенсивном обучении языку выше, чем грамматический перфекционизм (accuracy).

Наконец, учебные мотивы взрослого человека всегда направлены на «МОИ цели». Это означает, что взрослые учащиеся учатся «для себя», «для жизни», «для учебы», «для важного в жизни экзамена», «для работы», «для детей», но никогда «для учителя».

Особенностью учения во взрослом возрасте является подчеркнуто избирательное отношение к знаниям с четким разделением на «нужное — лишнее». Взрослые учащиеся открыто демонстрируют свои познавательные предпочтения, и их поведение в полной мере соответствует социальной роли «клиента» на рынке педагогических услуг, который не только имеет привилегию выбора, но и всегда прав.

Языковая андрагогика об особенностях образовательного курса английского языка для взрослых

Специфические черты взрослых учащихся определяют отличительные признаки организации образовательного курса английского языка.

Андрагогической особенностью обучения взрослых можно считать ограниченность курса иностранного языка во времени. Уже на завершающем этапе полного среднего общего образования (старшей школы), в вузе, аспирантуре или на курсах повышения квалификации специалистов курс иностранного языка имеет ограниченные временные рамки и изучается более интенсивно, обеспечивая продвижение к приближающейся цели, например, к языковому экзамену.

Существенным андрагогическим требованием к курсу иностранного языка для взрослых является выбор адекватной по сложности образовательной программы, которая соответствует по трудности достижения поставленной жизненной цели. Это означает, что уровень языковой сложности образовательной программы не может превышать степень доступности жизненной цели. Подчеркнем, что если нарушается равновесие между трудностью достижения цели и сложностью средств ее достижения, например, для подготовки к туристической поездке за собственные деньги (несложная для достижения жизненная цель) взрослым учащимся предъявляются повышенные языковые требования, образовательный курс может отвергаться в связи с его неадекватностью.

Еще одно андрагогическое требование к языковому курсу для взрослых — личностная значимость предлагаемого содержания обучения для учащихся. Содержание обучения считается значимым для взрослых, если оно отвечает их реальным потребностям, сформулированным запросам и имеющейся жизненной программе.

Андрагогическим требованием к языковому курсу для взрослых можно считать его практичность. Курс воспринимается как практичный, если он формирует у учащихся практико-ориентированные знания (компетенции), очищенные от излишнего теоретизирования и полезные в типичных обстоятельствах. Знания «либо нужные, либо никакие» — таков нередко наблюдаемый категоричный выбор взрослых учащихся.

Языковая андрагогика предполагает многоплановость изучения языка, включая языковые средства, социокультурный кругозор, профессиональные сферы, виды искусства, научно-популярные темы, музыку и песни, игровые и занимательные задания. Многоплановость изучения языка не случайна и определяется не только познавательными запросами, но и естественной для взрослых социальной потребностью наиболее полного единения с окружающим миром. Следует отметить, что даже в образовательных программах, ориентированных на экзамен, взрослые учащиеся положительно реагируют на языковой материал, пробуждающий эстетические чувства, вызывающий любопытство, расширяющий общий кругозор, стимулирующий мысль, тренирующий сообразительность и реакцию.

Особенности педагогического общения с взрослыми учащимися

Взрослые учащиеся имеют сложившуюся «Я-концепцию» и, нередко, ранимую самооценку. Они рассчитывают на уважение педагога и окружающих к своей личности вне зависимости от своих учебных достижений. Отсюда формула «любить детей», распространенная в работе с учащимися младшего и среднего школьного возраста, уступает место формуле «уважать личность» при максимальной толерантности к любым проявлениям индивидуальности любого из взрослых учащихся.

Важной особенностью педагогического общения в зрелой аудитории является интерес педагога и других участников обучения к индивидуальности каждого из участников учебных отношений. Взрослый человек нередко испытывает потребность во внимании к себе, желании быть замеченным. Удовлетворение такой потребности возможно, если на занятиях создаются условия для личностного самовыражения, заявления о своей жизненной позиции, защиты собственных взглядов на жизнь и учение и, конечно, признается право каждого оставаться самим собой.

Особое место в педагогическом общении занимает сокращение социальной дистанции между педагогом и взрослыми учащимися. Авторитарный тон педагога, расстояние между педагогом и учащимися, недосягаемость «языкового совершенства» учителя — вот некоторые из губительных факторов в обучении иностранному языку взрослых учащихся. Наиболее успешные преподаватели сокращают на занятиях межличностное пространство между собой и аудиторией, поднимая на пьедестал достижений своих учащихся, а не собственное «чисто английское произношение».

Языковая андрагогика особое внимание уделяет коммуникативным умениям и социальной компетенции педагога — наглядно демонстрируемому успешному общению с взрослыми учащимися.

К коммуникативным умениям педагога, работающего с взрослыми учащимися, можно отнести профессиональное владение преподаваемым иностранным языком, умение лаконично и просто объяснять сложные языковые явления, готовность использовать адекватные регистры собственной речи, то есть, адаптировать уровень сложности своих высказываний и отбирать лексико-грамматические средства в зависимости от подготовленности аудитории.

Не менее важна социальная компетенция преподавателя, работающего с взрослыми учащимися, — умелое общение с аудиторией. Для этого требуется речевая инициатива и активное слушание, поддержание беседы и управление тематикой общения, чувство юмора и знание нюансов межкультурного взаимодействия, бесконфликтность и безоценочность речевого контакта с взрослыми людьми, владение техникой интерактивного обучения.

Пожалуй, важнейшим аспектом общения педагога с взрослой аудиторией является умение оказывать учащимся зрелого возраста педагогическую поддержку.

Л.С. Выготский, исследуя развитие ребенка, большое внимание уделял явлению «зоны ближайшего развития» и созданию системы педагогической поддержки в случае познавательных затруднений в детском возрасте. Напомним, что зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому — это уровень сложности учебных заданий, который дети могут преодолеть вначале с помощью старших, а потом, по мере накопления опыта и развития, самостоятельно.

Наблюдения показывают, что феномен «зоны ближайшего развития» можно в полной мере отнести к изучению иностранного языка во взрослом возрасте. Причем, взрослые, как и дети, нуждаются в системе педагогической поддержки — эмоциональной, педагогической и инструментальной.

Эмоциональная поддержка взрослых — это оптимистичный тон занятия, общая уверенность в положительных результатах учения, фиксация внимания на достижениях, а не на закономерных неудачах.

Педагогическая поддержка взрослых — это дополнительные пояснения и комментарии в случае непонимания учебного материала, добавочное время для выполнения некоторых заданий, доступность дистанционных консультаций педагога.

Инструментальная поддержка взрослых — это выбор адекватных по сложности учебных средств, подготовка опорного материала в виде схем или таблиц, использование игровых возможностей для запоминания слов и структур, применение электронных пособий с их адаптивными возможностями, включая звуковые файлы, интерактивные задания с ключами правильных ответов и автоматической подсказкой, выход в интернет. При этом крайне важно дать почувствовать взрослым, что успех принадлежит им, а не учителю.

Ролевые особенности взрослых учащихся

По мере накопления социального опыта взрослые учащиеся начинают все более отчетливо демонстрировать свои индивидуальные роли с характерными признаками поведения. При этом у каждой возрастной группы взрослых учащихся есть свои ролевые характеристики.

Старшеклассники, во многом сохраняющие типичные черты учащихся, выполняющих школьные требования, все еще играют роль «школьных исполнителей», хотя начинают смелее демонстрировать индивидуальность. Им пока еще свойственно выполнение учебных заданий по обязательной образовательной программе школы, но выпускники все больше заявляют о своих учебных предпочтениях. Обучение иностранному языку в старшей школе направлено на получение желаемого результата на Едином государственном экзамене для продолжения образования, и подготовка к экзамену находится в центре общего внимания. В этой связи все более заметной у выпускников становится роль «ответственных экзаменующихся» по обязательным и индивидуально выбранным образовательным курсам.

У учащихся системы среднего профессионального образования происходят важные изменения. Они уже сделали свой жизненный выбор и изучают иностранный язык в профессиональном контексте своей специальности. В связи с этим им свойственна роль «начинающего специалиста», который изучает иностранный язык для специальных целей.

Роль специалиста, изучающего иностранный язык, становится еще более целенаправленной среди студентов в системе высшего профессионального образования. Ролевые особенности проявляются в том, что профессиональные сферы применения языка приобретают для студентов понятный и значимый смысл. Студенты на занятиях иностранным языком начинают играть роль «специалиста-профессионала», опережая тем самым реальный приход в профессию.

Заметим, что в курсе иностранного языка для аспирантов роль «специалиста-профессионала» существенно дополняется ролью «специалиста-исследователя», для которого иностранный язык выполняет функции ключа от двери в мировую науку и становится инструментом научного познания.

Специалист со стажем трудовой деятельности, пришедший на курсы иностранного языка по направлению предприятия, играет роль «зрелого профессионала», для которого языковые знания становятся инструментом решения служебных задач, например, иностранный язык может быть нужен для научной командировки.

Еще одной ролью, которая побуждает взрослых учащихся изучать иностранный язык, является «семейный репетитор». Эту роль играют родители, а также дедушки и бабушки, желающие помочь своим детям в освоении школьного образовательного курса иностранного языка. Спрос на подобные образовательные программы среди старшего поколения возрастает.

Проекция ролевого поведения на жизненные сценарии

Характерное ролевое поведение начинает складываться в среде взрослых учащихся начиная со старшей школы и все более отчетливо проявляется на более поздних этапах возрастного развития личности, рисуя возможные траектории будущей карьеры или демонстрируя уже сложившийся профессиональный статус личности.

Интересно, что роли, которые взрослые учащиеся демонстрируют на занятиях, проецируются на вполне узнаваемые сценарии поведения в реальных обстоятельствах. Опишем эти роли-сценарии с помощью метафор:

  • «директор» делает вид, что все знает, ожидает внимания к себе, обязательно сообщает о своем мнении и ждет высокой оценки;
  • «бухгалтер» ведет тщательный учет изучаемых языковых средств, обращая особое внимание на «приход» усвоенных слов и сокрушаясь по поводу «расхода» забываемых лексических единиц;
  • «юрист» досконально знает все изучаемые слова и структуры, цитирует любые правила, помнит каждый усвоенный текст, как букву закона, вызывая одновременно уважение и легкую иронию у остальных;
  • «секретарь (секретарша)» активно вмешивается в любой разговор, уводит общение в сторону и предпочитает количество слов качеству мысли;
  • «инспектор» осведомлен, как и чему нужно обучать, критически смотрит на содержание и формы учебной работы, на интенсивных курсах заканчивает обучение, когда считает свою инспекторскую миссию выполненной;
  • «бюллетенщик» пропускает занятия, жалуется на усталость, головную боль и другие симптомы, проявляет признаки тревоги и мнительности, смотрит на педагога, как на психотерапевта;
  • «делопроизводитель» добросовестно ведет учебные записи, аккуратно подшивает весь раздаточный материал в скоросшиватель, предпочитает читать по бумажке;
  • «охранник» молча наблюдает за учебным процессом со стороны, время от времени делает пометки на разных листочках, замечает и знает больше, чем это может показаться со стороны;
  • «интерн» хорошо понимает, что присутствует на занятиях временно, появляется лишь эпизодически, интересуется всем понемногу и особенно «секретаршей», исчезая так же неожиданно, как и возвращаясь вновь;
  • «домохозяйка» приходит на занятия для общения с подругами, демонстрации новых покупок и энергетической подзарядки.

Нетрудно заметить, что описанное ролевое поведение, представляющее собой проекцию социальной роли на учебное поведение взрослых учащихся, накладывает свой отпечаток на педагогическое взаимодействие и учитывается педагогом.

Языковая андрагогика на примере УМК «Звездный английский» для учащихся 10–11 классов

Положения языковой андрагогики учитывались при создании УМК «Звездный английский» для 10–11 классов. Рассмотрим эти особенности, касающиеся тематического содержания учебника, предлагаемых приемов обучения и методики подготовки к важному для учащихся Единому государственному экзамену.

Тематика учебника включает такие содержательные направления взрослых учащихся, как особенности коммуникации и межличностного общения в современном мире, актуальные для молодежи жизненные проблемы и вызовы, закон и правопорядок в государстве, вопросы эволюции, экологии и сохранения природы, отношение к потребностям и запросам общества потребления. Названные темы вовлекают молодых людей в учебное общение.

Выпускникам школы интересны материалы учебника, выходящие за привычные границы урока английского языка и носящие общенаучный характер. Информация, содержащаяся в учебнике, затрагивает интересные темы биологии, географии, философии и социологии, генетики и международного туризма. Подобные тематические направления позволяют выпускникам стать полноправными участниками содержательного межкультурного общения по наиболее актуальным в мире проблемам.

Особый интерес представляет материал учебника «Звездный английский 10–11»[1], разработанный для подготовки выпускников к ЕГЭ.

Все разделы учебника содержат задания под рубрикой RNE — Russian National Exam, ориентированные на содержание всех разделов итоговых испытаний по английскому языку для выпускников 10–11 классов.

Предусмотрено как параллельное, так и комплексное формирование необходимых языковых компетенций в области грамматики и лексики, а также развитие всех коммуникативных умений в области говорения и слушания, чтения и письма. Как текстовый, так и иллюстративный материал учебника «Звездный английский 11» может быть успешно использован для формирования у учащихся тестовой компетенции, необходимой для успешного выполнения заданий устной части ЕГЭ.

Приведенные иллюстрации позволяют обучать выпускников умелому описанию изображения, сравнению двух фотографий, формулированию вопросов к рекламному объявлению.

В учебнике «Звездный английский 10–11» осуществляется планомерная подготовка учащихся к успешному выполнению заданий письменной части ЕГЭ с учетом всех возможных изменений в содержании экзамена:

  • личное письмо и сообщение электронной почтой;
  • абзац и резюме текста;
  • запись в личном дневнике и письменное сообщение другу;
  • деловое письмо и письмо-жалоба;
  • рецензия на фильм, книгу или рассказ;
  • аннотация и выражение мнения;
  • эссе и рекламный текст.

Расширенный подход к обучению выпускников российской школы продуктивной устной и письменной речи обеспечивает успешную подготовку не только к ЕГЭ в существующем и, возможно, будущем формате этого испытания, но и к другим международно признаваемым экзаменам по английскому языку.

Языковая андрагогика на примере серии учебников «Career Paths» для учащихся в системе среднего и высшего профессионального образования

Особенности языковой андрагогики в полной мере учитываются в серии пособий «Career Paths» (Express Publishing)[2], разработанных для учащихся в системе среднего и высшего профессионального образования. Уровень языковой сложности учебного материала варьируется в каждом пособии, состоящем из трех книг с уровнем языковой сложности A1, A2, B1.

Серия «Career Paths» состоит из нескольких десятков пособий по самым разным специальностям и специализациям студентов. Этот список постоянно пополняется новыми изданиями.

Новинки серии представлены в следующей подборке:

Каждое пособие, состоящее из трех книг в одной обложке, делится на разделы. Разделы содержат задания на чтение, расширение запаса слов по тематике урока, слушание, говорение и письмо. Тематическое и языковое содержание каждого пособия тщательно отобрано в соответствии с условиями, особенностями и компетенциями современного специалиста в соответствующей профессии. К каждой книге прилагается глоссарий специальной лексики. Имеется книга для преподавателя с методическими рекомендациями и ключами к заданиям, а также компакт-диск с аутентичным звучанием носителей языка. Подробнее о серии пособий «Career Paths» можно узнать на сайте издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=222&d_no=42769

Языковая андрагогика на примере пособия «Английский язык для исследователей»

Учащиеся разных возрастных групп, занятые исследовательской деятельностью, могут найти для себя немало полезного в пособии «Английский для исследователей»[3], представляющем собой элективный курс английского языка для специальных целей.

Пособие «Английский язык для исследователей» раскрывает общие особенности современного научного поиска и может эффективно использоваться как в обучении английскому языку учащихся старшей школы, выполняющих свои исследовательские проекты, так и со студентами системы среднего и высшего профессионального образования, проводящими исследования в различных областях и направлениях науки. Пособие успешно апробировано в работе с аспирантами на занятиях английского языка. Оно полезно для специалистов-исследователей, желающих овладеть языком современной мировой науки.

Рассмотрим содержание пособия «Английский для исследователей»:

Book 1

Lesson 1.1. Definition of research
Lesson 1.2. Areas of research
Lesson 1.3. Research failures
Lesson 1.4. Goal of research
Lesson 1.5. Research proposal
Lesson 1.6. Research design

Book 2

Lesson 2.1. Research hypothesis
Lesson 2.2. Outline of research
Lesson 2.3. Methods of research
Lesson 2.4. Literature review
Lesson 2.5. Data analysis
Lesson 2.6. Drawing conclusions

Book 3

Lesson 3.1. Writing a summary
Lesson 3.2. Writing a research report
Lesson 3.3. Making a presentation
Lesson 3.4. Taking part in a discussion
Lesson 3.5. Publishing research results on the Internet
Lesson 3.6. Research evaluation.

Содержание пособия позволяет учащимся всесторонне рассмотреть аспекты исследовательской работы начиная с понимания сущности научного поиска и заканчивая умениями делать презентацию результатов проекта, участвовать в научной дискуссии и публиковать результаты исследования на сайте или странице социального сервиса в интернет.

Познакомимся с некоторыми заданиями первого занятия. Для того чтобы сформировать представление о сущности исследования, учащимся предлагается подумать над соответствующими вопросами. Для этого используется задание типа Brainstorming the topic.

  • Why do people start a research in everyday life?
  • How is research different from analysis, observation, experiment, exploration, examination, investigation? Use the glossary at the end of this coursebook.
  • In what areas do people do their research in everyday life?
  • What methods do people use for their research in everyday life?

В пособии предусмотрены задания для развития критического мышления будущих исследователей:

Thinking critically
Mark the following statements as T (true), F (false) or D (debatable).

  1. Research is an activity for scientists.
  2. Research is time consuming.
  3. Research always proves something.
  4. Research needs statistics.
  5. Research always seeks an answer to a question.

В пособии уделяется внимание развитию у учащихся коммуникативных умений чтения и слушания научных текстов с пониманием. К книге прилагается серия видеолекций об особенностях организации научного поиска. Лекции доступны для просмотра на сайте издательства «Просвещение».

Будущему исследователю важно научиться грамматически правильно писать научный текст. Для этого в пособии есть задания, направленные на овладение явлениями английской грамматики, наиболее типичными для научного дискурса.

В каждый урок пособия включены задания для подготовки устной публичной презентации и письменное задание в жанре короткого эссе.

Заключение

Языковая андрагогика — это относительно новая область развития методики преподавания иностранных языков и культур, ориентированная на взрослых учащихся.

Языковая андрагогика исследует общие проблемы педагогики обучения взрослых, изучает психологические особенности этих групп учащихся, рассматривает особенности образовательного курса английского языка во взрослом возрасте, обобщает специфику поддерживающего общения во взрослой аудитории, систематизирует особенности ролевого поведения учащихся в возрастной категории взрослых.

Знание языковой андрагогики положено в основу создания современных эффективных учебников и пособий по иностранным языкам для разных категорий взрослых учащихся, включая старшую ступень школьного образования, систему среднего и высшего профессионального образования и аспирантуру, а также многочисленные образовательные программы для специальных и личных целей.

[links&resources]

[1] Баранова К.М., Д.Дули, Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эвенс В. Английский язык. Серия «Звездный английский». 10–11 классы. Учебники для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. — М.: Express Publishing; Просвещение, 2011.
[2] Серия пособий «Career Paths». Express Publishing; Просвещение. http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=222&d_no=42769
[3] Мильруд Р.П. Английский язык для исследователей. Элективный курс. — М.: Просвещение, 2014.

 

4 Comments »

Татьяна Ищенко:

Очень полезная статья.Все разложено по полочкам,все что интуитивно складывалось у меня в обучении взрослых изложено понятным научным языком.

23 Апрель 2015 | 14:45
Абъетанова Н.Г.:

Еще раз, но уже по другому, с позиции языковой андрагогики, смотришь на учебник для взрослых учащихся. Есть над чем поработать. Очень интересная и познавательная статья. Спасибо, Радислав Петрович.

23 Апрель 2015 | 17:29
Л.В,Павловская:

«Языковая андрагогика»термин для меня новый, а суть понятия знакома хорошо, каждый день с этим сталкиваюсь. Очень интересная и необходимая для учителей статья.К сожалению не смогла посетить вебинар на эту тему, 9-11час неудобное время, уроки в школе.Спасибо большое,Радислав Петрович.

29 Апрель 2015 | 6:32
Радислав Мильруд:

Спасибо за отзыв! Вебинар Вы можете посмотреть в записи на сайте Просвещения или в моей Педагогической гостиной. Приглашаю)))

29 Апрель 2015 | 19:14
Оставить комментарий

Комментарий

..