«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА — ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ

Понедельник 13 Апрель 2015


В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном взаимодействии с учебной программой. Учитывая интенсивную программу школьников, наш коллектив разрабатывает школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Темы проектов должны входить не только в общий контекст обучения иностранному языку, но и быть достаточно интересными для учащихся.

 
настроение: практическое

ключевые слова: проект, проектная деятельность, этапы разработки проекта, личностно ориентированные технологии, творческая реализация в процессе обучения

город: Краснодар

e-mail: ekd2010@yandex.ru

Знание только тогда становится
знанием, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью.

Л.Н. Толстой

Интерес к методу проектов, возникший в нашей стране еще в девяностые годы двадцатого столетия, перерос в начале двадцать первого века в весьма устойчивую тенденцию использования новой технологии в практике преподавания различных учебных дисциплин.

Метод проектов — это метод личностно ориентированного обучения. Он развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и аутентичным способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий.

Метод проектов — это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося.

Проект предоставляет огромную возможность включения учащихся в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Рассмотрим применение метода проекта на уроках английского языка.

Существует несколько этапов работы над проектом.

  1. Подготовительный этап (подборка тем, по которым происходит более эффективное выполнение проекта)
  2. Основной этап (формирование групп по направлениям)

Школьникам предлагается участие в долгосрочных и краткосрочных проектах, используя творческие навыки для оформления своих знаний в изучении английского языка (создают коллажи, оформляют фотоальбом, делают презентации, используя информационно-коммуникативные технологии).

Уже на начальном этапе обучения предлагаем темы, при прохождении которых уместно использовать проектный метод изучения английского языка.

В процессе индивидуальной, парной, групповой, коллективной работы над проектами происходит формирование коммуникативной компетенции. В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:

1) общеучебные (работа с учебником, со словарем, составление плана сообщения);
2) специальные (умение сокращать текст и передавать его в устной форме);
3) собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

Данная методика реализована в проекте «My Pets» учащимися 5 класса (УМК «Английский в фокусе»)[1].

УМК для первого года обучения в 3-й четверти предлагает тему «Domestic animals». Тематика очень близка школьникам, ребята с удовольствием рассказывают о своих домашних животных, с энтузиазмом воспринимают предложение нарисовать или сделать аппликацию изображения любимого животного, придумать ему одежду на разные времена года. Таким образом идет естественное обсуждение темы творческих работ и формируется обобщающая тема проекта. Ребята с увлечением начинают работать над проектом, который был назван «My Pets».

Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Итоговая цель данного проекта — создание фотовыставки и инсценировка на тему «Эта забавные кошки». Таким образом, содержание проектной работы основывается на логическом продолжении содержания тематики учебника.

Рассмотрим выполнение проекта.

Один из трудоемких и продолжительных по времени этапов работы — это сбор информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет проектирования.

Необходимо отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

Именно здесь происходит основная работа учителя английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

В работе над проектом «My pets» на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебниках (см. табл. 1)

Таблица 1

Words on topic «Domestic animals» Grammar Structures for dialogues
Cats, dogs, hamsters, rabbits, fish, parrots, guinea pigs, tortoise, chinchilla there is (was), there are (were), have got/ has got, can, be, much/ many, a lot of, like, don’t like Have you got a pet? What is your pet’s name? Does your pet respond to its name? What can your pet do? Who looks after your pet?
  1. Учащиеся составляют коротенькие диалоги в рамках учебной программы. Эта работа проходит в парах и тройках.
  2. Затем группа делится на 2 команды. Каждый участник команды работает над собственным проектом. Необходимо выбрать одно любимое животное, описать его и придумать кличку, а также подобрать одежду и аксессуары. Свой проект учащиеся оформляют в виде рисунка, аппликации или фотографии.
  3. На этом этапе детям можно предложить помощь в сканировании рисунков, аппликаций и фотографий. Работу по компьютерному оформлению можно провести вместе с детьми в компьютерном классе или медиатеке.
  4. Каждая команда придумывает свой диалог на тему «My pets».

Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений-диалогов на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые навыки: использование грамматических структур, лексического запаса, синтаксически верное построение предложений для передачи своей мысли человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учениками. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному проекту. Даются советы, ставятся вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать. В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

Так, в рамках работы над проектом «My pets» появились такие проекты с иллюстрациями и диалоги.

Таблица 2

1 2 3
My pet is Kusia. She is two years old. She has big orange eyes, black ears, a long tail and a short neck. My cat is beautiful and clever. My pet is Pushok. It is a nice, fluffy funny kitten. She loves playing with my toys and me. My cat is big. Every summer we take our cat to the countryside. There she hunts mice, birds and lizards. My cat is not very kind, but everybody is fond of her beauty and intellect. Murka likes to sit on the windowsill and look at the pigeons and others birds flying around. I love Murka very much.

Представляю вашему вниманию названия некоторых реализованных мною проектов в процессе работы по УМК «Английский в фокусе».

«My family and I» (5, 6 классы)
«My friends» (5, 6 классы)
«The sights of the city where I live» (7 класс)
«Education in Russia and in Great Britain» (6 класс)
«Types of dwellings in Russia and in Great Britain» (6 класс)
«Weekends in Britain and in Russia» (6 класс)
«The house of my dream» (5 класс)

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

[links&resources]

[1] Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В. УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-5,6,7). — М.: Просвещение; Express Publishing, 2012.

 

Оставить комментарий

Комментарий

..