«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ИНТУИЦИИ УЧАЩИХСЯ

Понедельник 25 Май 2015


Несмотря на то, что основной целью обучения иностранному языку является практическое владение им, необходимо помнить, что изучение языка также является прекрасным средством развития мышления и воображения, повышает общий уровень культуры учащихся, развивает их филологический кругозор, знакомит с основами языкознания.


настроение: деятельное

ключевые слова: английский язык,
этимология,
происхождение слова,
значение слов,
языковая интуиция

город: Казань

e-mail: Innagerchikova@mail.ru

Знакомство с основами этимологии — науки, изучающей все, что связано с происхождением слов, вызывает у учащихся большой интерес.

Важно заставить детей задуматься, развить чувство языка, показать всю красоту построения новых слов.

Владение этимологией английских слов освобождает детей от «зазубривания» лексики, каковое является трудным и непродуктивным.

STALLS

Так, можно попросить детей догадаться, почему английское слово stalls имеет значения «конюшня» и «партер», при этом предложив вспомнить, как возник английский театр, показать изображение театра «Глобус» XVI века. Если дети внимательно посмотрят на изображение, то поймут, что в то время в театре просто не существовало сидячих мест. Были хорошие места для состоятельной публики по центру сцены, но и они были стоячие. А ведь лошади всю свою жизнь проводят стоя. Вот так слово stalls приобрело новое дополнительное значение, сохранив старое.

PINEAPPLE

После того, как учитель убедится, что все дети знают значение слова pine, он просит их догадаться, почему ананас получил название pineapple, напомнив при этом, что в Европу этот фрукт попал из Америки в конце XV века. Европейцы увидели плод, но никак не могли идентифицировать его. Он показался им похожим на плод хвойного дерева (шишку), и фрукт назвали сосновым яблоком, так как яблоко — это один из наиболее распространенных фруктов в Европе.

Можно произнести вслух слово disaster и спросить, как, по мнению учеников, оно образовалось. Слово disaster своими корнями уходит в те времена, когда во всех своих несчастьях люди винили звезды.

SALARY

Сделав небольшой экскурс в историю и напомнив, что в Риме солдатам платили жалованье солью, которая тогда использовалась для сохранения продуктов, можно спросить, какое современное слово, по мнению учащихся, произошло от слова salt. После того, как ученики догадаются (возможно, после ваших подсказок), что речь идет о слове salary, можно познакомить их с поговоркой worth your salt, означающей, что человек зарабатывает себе на жизнь упорным трудом.

Можно попросить учащихся назвать слово, рождение которому дали такие слова, как horse и river (греческое слово hippos означает «лошадь», а potamus«река»). Получившееся слово — слово hippopotamus. Какое современное слово произошло от греческих слов love of wisdom (philosophy); какое выражение — от латинского God with you (good bye). Стоит объяснить ученикам, что в английском языке чувствуется большое влияние немецкого, французского, латинского и других языков, и попросить установить соответствие между словами в левой колонке и дефинициями, данными в правой.

Bungalow Fish sauce (Chinese)
Style Meat from Hamburg (German)
Hamburger A pointed instrument used for writing (Latin)
Ketchup Divine omen, sign; abnormal shape (Latin)
Monster One-story house(Indian)
Enthusiasm Divine inspiration (Greek)
Companion Little mouse (Latin)
Muscle An animal that was to be sacrificed (Latin)
Victim One with whom you would eat bread (Spanish and French)

Следующее задание заключается в том, что дети должны понять, какое слово произошло от англосаксонских слов “wind и “eye (window); какому слову дало рождение название сада, где греческий философ Платон устраивал конференции (Academy); какое слово обязано своим рождением имени лошади “Hobbin (hobby), а какое — греческому богу Пану, который своим обликом и поведением вселял в людей ужас (panic); какому слову дал жизнь древний германский обычай считать сутки не днями, а ночами (fortnight).

А отвечая на предложенные ниже вопросы, ученики постигают тайну происхождения названий месяцев и дней недели.

  1. What month was called after Janus, the two-faced Roman god — the god of beginnings and endings? (January)
  2. What month comes from a Latin word, which means “to open”? (April. It is the spring month, when nature comes to life again).
  3. What month was named after the goddess Maia — the most famous of the seven daughters of Atlas? (May)
  4. What month comes from “septem”, meaning “seven”, which is a reminder that it was the seventh month, when the year began in March? (September)
  5. What months took their names from the Latin words for the eighth, ninth and tenth months of the year? (October, November, December)

Далее учащимся можно предложить догадаться, о каких днях недели идет речь:

  • It was named after the Sun, because people long ago feared and worshipped it (Sunday)
  • It was named after Thor, the god of thunder and the strongest of the Scandinavian gods (Thursday)
  • It was named after Saturn, a Roman god (Saturday)
  • This day is sacred to the wife of the Sun, the beautiful Moon. People thought that she drove her silver chariot across the sky by night (Monday).

В качестве домашнего задания можно предложить ученикам найти материал о людях, чьи фамилии дали происхождение таким словам как saxophone, sandwich,hooligan,August,cardigan,boycott.

Ознакомление с основами этимологии помогает ученикам разгадать тайну появления слова, дает ключ к анализу многих сложных явлений языка, развивает языковую интуицию.

 

2 Comments »

Мария Артёмовна:

Очень интересная и познавательная статья. Думаю изучение этимологи известных ученикам слов, заинтересует их ещё больше. И пробудит интерес к изучению языка.

25 Май 2015 | 9:44
Анна Егоровна:

Очень любопытная и познавательная статья!!! Обязательно буду пробовать предлагать такие задания детям! Уверена, это пробудит в них интерес к изучаемому языку! Спасибо за статью!

4 Июнь 2015 | 23:25
Оставить комментарий

Комментарий

..