«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

WHETHER THE WEATHER IS WARM”:
РАБОТА НАД ФОНЕТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ ШКОЛЬНИКОВ

Среда 3 июня 2015

Не секрет, что в большинстве школ у учителей английского языка на средней и старшей ступени обучения нет возможности уделять достаточно внимания формированию фонетического навыка. Программа очень насыщенная, впереди ГИА или ЕГЭ, нужно успеть пройти большое количество лексико-грамматических тем, поэтому фонетика часто остается «за кадром». Однако времена меняются, и теперь, с появлением устной части единого государственного экзамена по английскому языку, выпускникам предстоит продемонстрировать свои умения говорения, что включает и демонстрацию фонетических навыков выпускника.

настроение: воодушевленное

ключевые слова: фонетика, фонетический навык, предотвращение и исправление фонетических ошибок, органы речи, артикуляция, гласные и согласные звуки

город: Петрозаводск

Курс практической фонетики проходят все студенты первого курса института иностранных языков в Петрозаводском государственном университете, и преподаватели данного курса не понаслышке знают о трудностях, которые испытывают студенты, изучая звуки английского языка, артикуляцию, транскрипционные символы и т. д. Многие студенты признаются: они никогда не задумывались, что есть звук æ, а есть ʌ, еще существуют звуки ɒ, ɑ: и ɔ: и множество других гласных, согласных, дифтонгов и трифтонгов, что каждый звук имеет свои правила чтения и особенности произношения. По результатам опроса, на наш взгляд, самая большая проблема заключается в том, что многие студенты искренне не понимают, для чего их заставляют изучать фонетику, ведь, цитирую: «Учителя в школе сами говорят с ошибками», «Нас никто никогда не исправлял, что ударение в словах already и hotel должно падать на второй слог, а не на первый».

В данной статье речь пойдет о наиболее часто встречающихся фонетических ошибках выпускников школ и путях их предотвращения и исправления. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд; главное — работать над произношением систематически, поскольку результат появляется со временем. Мало понять, как произносится тот или иной звук, нужно автоматизировать этот навык.

Мы хотели бы остановиться на следующих звуках и их сочетаниях, чаще всего вызывающих трудности:

  • Звуки [θ] (“birthday”) и [ð] (“these”);
  • Сочетание этих звуков с [s] / [z]: “knows that”, “Mr Smith says”);
  • Звук [r] и его сочетание [dr], [tr], [kr] (“merit”; “a dreadful train crash”);
  • Звук [æ] (“animal”), который чаще всего заменяется звуком [e] или [ʌ].

Теперь подробнее об особенностях артикуляции и примерах для отработки произношения.

Сочетание букв TH дает два звука: глухой [θ] и звонкий [ð]. В этом и последующих случаях мы будем ссылаться на пособие по британскому произношению “How Now, Brown Cow”, которое может прекрасно дополнять любой школьный учебник. Пособие дополнено аудиодиском с записью всех материалов[1]. Несмотря на то, что в обычной жизни мы чаще слышим американский вариант английского (в фильмах, песнях, сериалах), нельзя забывать, что американский английский является лишь вариантом нормы, а эталоном было и остается британское произношение (или RP — received pronunciation, язык BBC). Именно к такому варианту произношения мы и будем стремиться. Пособие “How Now, Brown Cow” содержит короткие весёлые диалоги, в которых почти каждое слово содержит определённый звук, что позволяет качественно его проработать. Если время на уроке позволяет, можно читать диалоги целиком, по ролям или брать только части диалога или даже учить наизусть и устраивать фонетические соревнования.

Возвращаясь к звукам [θ] и [ð]: для их правильной артикуляции необходимо поместить кончик языка между зубов и немного приоткрыть рот. При этом нужно следить, чтобы позиция языка не менялась и звук не становился похожим на [t] или [z]. Скороговорки на эти звуки легко можно найти в интернете, поэтому мы приведем примеры из “How Now, Brown Cow”.

Примеры предложений на звук [θ] (для удобства буквосочетания, передающие этот звук, подчеркнуты):

    1. It’s my birthday on Thursday, my sixth birthday.
    1. My seventh birthday’s on the thirteenth of next month. I’m — let me think — three hundred and thirty three days older than Ruth.
    1. My father’s a mathematician (слово father содержит звонкий [ð])
  1. My father’s an author, he writes for the theatre. We’re very wealthy.

Данные примеры представляют сложность еще и потому, что содержат губно-зубной звук [v] и губно-губной [w], артикуляцию которых тоже часто путают.

Примеры предложений на звук [ð]:

    1. I’d rather be a mother than a father.
    1. In this weather one can hardly breathe indoors.
    1. I can’t be bothered, I’ll go with you, though.
  1. All these clothes! All those hungry mouths!

Как уже упоминалось выше, сочетание этих звуков со звуком [s] также вызывает трудности, поскольку важно следить за тем, чтобы они не сливались в один. Работа над следующими примерами, взятыми из пособия по произношению В.Х. Селезнева[2], поможет это предотвратить:

    1. Myth — miss, path — pass, froth — frost, hearth — hearts, death — debts.
    1. Slice them, chase them, race them.
    1. This is the thing. This is the theory.
  1. Fourth side. Fifth session. Sixth servant. Seventh station. Eighth section. Ninth star. Tenth story. Eleventh sector. Twelfth song.

Следующий звук, на который стоит обратить внимание, — [r]. Он относится к аппроксимантам, группе согласных, при артикуляции которых органы речи сближаются, но полностью не смыкаются. Чтобы получить звук [r], язык должен находиться внизу, а его кончик — немного подниматься по направлению к альвеолам (небольшой бугорок сразу за верхними зубами). Примеры для отработки звука:

    1. My rabbit can roar like a rhinoceros.
    1. Rubbish! Rabbits don’t roar, Roger!
    1. My rabbit’s a very rare Arabian rabbit.
    1. When he’s angry he races round and round his rabbit run.
  1. How horrid! Really, I prefer my frog Fred!

Чтение следующих предложений помогает отработать сочетание звука [r] с другими согласными:

    1. Oh Prue, it’s like a dreadful dream!
    1. A tractor crossing a bridge with a trailer of fresh fruit crashed through the brick wall in front of the train.
    1. The train driver’s a friend of my brother’s.
  1. I was thrown through the windscreen on to the grass but he was trapped under a great crate.

Итак, мы рассмотрели три согласных звука, самое время перейти к гласной [æ], которую при произношении часто неоправданно заменяют гласными [e] или [ʌ]. Чтобы правильно произнести звук [æ], необходимо широко открыть рот, опустить нижнюю челюсть вниз, поместить кончик языка за нижние зубы, а переднюю часть языка подать вперед. Мими Понсонби, автор “How Now, Brown Cow”, сравнивает звук [æ] с блеянием овец и в шутку рекомендует тренироваться в одиночку. Как показывает практика, учащиеся ленятся широко открывать рот, что приводит к уподоблению [æ] звуку [e].

Примеры предложений на звук [æ]:

    1. Jack, do you have to bang and slam on that piano like that?
    1. I’m practising for our new album! It’s smashing!
    1. You mean that racket you and your gang bash out?
  1. We’re not a gang, we’re a fantastic jazz band!

Работая над совершенствованием фонетических навыков, необходимо запастись терпением. В этом отношении картинка в начале статьи отражает самую суть проблемы: чтобы увидеть результат, нужно долго и упорно тренироваться не только на уроке, но и дома самостоятельно. В наше время все смартфоны имеют функцию записи голоса, что позволяет ученику контролировать свое произношение. Преподаватели, в свою очередь, могут способствовать повышению мотивации учащихся путем, например, организации конкурса чтецов (не только традиционного чтения стихов, но и, например, монологов из фильмов, где можно воспроизвести и образ героя, и интонацию) или привлечения электронных ресурсов.

Описанные выше способы совершенствования фонетических навыков и исправления типичных ошибок используются студентами далеко не первый год и при правильном подходе, регулярном повторении как во время занятий, так и дома и учете замечаний преподавателя приводят к положительным результатам: устранению типичных ошибок произношения и автоматизации фонетического навыка. Нельзя недооценивать важность фонетики, так как впечатление от речи с самой правильной грамматикой и изысканной лексикой меркнет, если звуки произносятся неправильно или заменяются другими.

[links&resources]

[1] Ponsonby M. How Now, Brown Cow? / M. Ponsonby. — Prentice Hall, 1998. — 122 с.
[2] Селезнев, В. Х. Pronunciation training for advanced learners: Пособие для совершенствования навыков английского произношения. — М.: Международные отношения, 1979. — 184 с.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.