«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ПРИОРИТЕТ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Понедельник 15 Июнь 2015


Универсальные учебные действия — термин, который вошёл в педагогический лексикон не так давно. Реализация проектной технологии способствовала формированию УУД ещё задолго до ввода этого понятия. В настоящей статье обосновывается значимость проектирования как метода обучения иностранному языку с точки зрения науки, а также даны практические рекомендации по снятию трудностей в применении технологии.

 

настроение: научное

ключевые слова: УУД, проектная технология, ключевые компетенции,
Spotlight, методика

город: Псков

e-mail: a.mymail2014@yandex.ru

 
Каждый современный педагог согласится, что для успешной работы по новым образовательным стандартам необходимо не только наличие теоретических знаний, но и умение применять их на практике. Для этого учитель обращается к науке методике, так как именно она помогает ответить на вопрос: как учить? Интересной темой для меня является конструирование успешного урока, и я с готовностью изучаю материал по этой тематике и часто возвращаюсь к ценной статье моего руководителя дипломной работы[1]. Что касается универсальных учебных действий, педагоги уже имеют представление о значимости достижения метапредметных результатов. И всё же, как же развивать эти УУД на конкретном уроке?

Хотелось бы поделиться опытом серьёзной методической работы. Во время создания лицейской программы формирования УУД при обучении английскому языку (на ступени ООО) передо мной как участником творческой группы стояла следующая задача: определить, какие технологии в этом контексте имеют наибольший потенциал. В ходе анализа образовательных возможностей ряда наиболее прогрессивных технологий было установлено, что проектная деятельность наряду с деловой игрой, мастерскими и интегрированным обучением способствует наиболее полной реализации положений о развитии УУД. Однако метод проектов отличается своей проверенностью и универсальностью. Созданный ещё в начале XX века на основе педагогики Джона Дьюи, этот метод не только не теряет своей актуальности, но и обретает особую значимость при преподавании многих дисциплин, в частности, иностранного языка. Данный предмет обладает ценным воспитательным наполнением, поскольку учащийся имеет возможность общаться на темы, связанные с его личностью и жизненным опытом. Вот где проектирование находит особо эффективное применение, поскольку главная цель его заключается в формировании ключевых компетенций, то есть комплексных свойств личности ученика, помогающих ему использовать знания и умения в конкретной ситуации своей жизни. Что касается универсальности, область использования данного метода очень широка, поскольку проектное обучение является практически ориентированным и основано на «последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний»[2]. Стоит отметить, что проектно-исследовательская деятельность направлена на достижение метапредметных результатов с гармоничным развитием всех групп УУД.

Эти действия предполагают формирование следующих умений:

  1. учиться осознанно, самостоятельно и заинтересованно; толерантно относиться к культурам, языкам и народам; рассматривать свою страну с точки зрения патриотизма (личностные УУД);
  2. осуществлять все типы учебной деятельности (формулировать, принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать, контролировать, оценивать, корректировать, проводить рефлексию) для организации работы (регулятивные УУД);
  3. систематизировать, искать и анализировать информацию; актуализировать языковой материал; сравнивать данные; применять информационные средства; моделировать, выдвигать и проверять гипотезу; делать выводы и обобщение; строить речевое высказывание (познавательные УУД);
  4. организовывать учебное сотрудничество; находить общее решение; вести дискуссию; аргументировать и отстаивать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства и грамотно излагать идеи; слушать и слышать собеседника (коммуникативные УУД).

Итак, из перечисленного следует, что применение проектной технологии обладает уникальным потенциалом в условиях новых ФГОС[4]. Что же необходимо знать учителю иностранного языка, чтобы успешно применять этот метод? Во-первых, это типы и тематика проектов (определяющие содержание), а именно:

  • (по количеству учащихся) индивидуальные и групповые;
  • (по времени выполнения) мини-проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные;
  • (по виду продукта) конструктивно-практические, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание;
  • игровые (“TV/Radio shop”, “In the world of holidays”, ”Let’s travel”);
  • информативно-исследовательские (“The greatest people of the world”, “Top 10 attractions”, “My family tree”); это и самостоятельная научно-исследовательская деятельность;
  • сценарные (разработка внеклассных мероприятий и уроков: “What do we know about…?”, “In London”, “Earth Day”, “Let’s celebrate…”);
  • творческие (“A new … design”, “A place of my dream”; “My ideal room”, “My recipe”), свободные сочинения, переводческая работа, создание коллажей;
  • издательские (стенгазеты, оформление стендов: “Our class rules”, “Our progress”, “We love English”).

Очевидным представляется вывод о том, что проектирование может использоваться в рамках программного материала по любой теме, и это еще одно преимущество.

Однако при неоспоримых плюсах проблема нерегулярности применения метода проектов остаётся актуальной. Анкетирование учителей английского языка помогло выявить ряд наиболее серьёзных трудностей. Вашему вниманию предлагаются практические советы по решению проблем (в форме Проблема — Решение). Рекомендации сформулированы на основе как теории, так и опыта использования технологии проектов на всех ступенях обучения.

Проблема 1: реализация метода требует много времени, и поэтому проект является своеобразным «предметом роскоши».

Решение: выходом может стать создание мини-проектов, что позволяет использовать технологию намного чаще. Существует простор для индивидуальной исследовательской деятельности учащихся, которая предполагает проектирование вне школы.

Проблема 2: применение технологии не совсем уместно на младшей ступени, так как у учащихся недостаточно сформированы навыки и умения.

Решение: в действительности, на начальном этапе не только можно, но даже необходимо проводить данный вид работы, и пусть языковое наполнение проектов не такое сложное, но это приучает к самостоятельному обучению. Постепенное вовлечение в проектную деятельность обеспечивает интерес к предмету и возникновению ситуации успеха. На мой взгляд, УМК “Spotlight” помогает поднять обучение языку на новый, более высокий уровень. Во 2 классе учащиеся начинают создавать портфолио, подготавливая проекты по лично значимым темам. Ученики выполняют творческие задания. Они пишут приглашения, оформляют открытки и рассказывают о семье[3]. Учебник как одно из важнейших образовательных средств в данном случае ориентирован на формирование УУД; в комплексе с рабочей тетрадью и дополнительными материалами он позволяет обеспечить условия обучения, о которых так много пишется и говорится сейчас. Чем раньше создаются эти условия, тем лучше.

Проблема 3: при групповом проектировании некоторые учащиеся выбирают созерцательную позицию.

Решение: учащиеся под руководством учителя научатся грамотно выбирать роли, и это будет способствовать всеобщему вовлечению в работу. Функции в группе разнообразны: генератор идей, оформитель, спикер, редактор, координатор, тайм-кипер и т. д.

Проблема 4: проектная технология при контроле не достаточно эффективна. Трудно оценить конечный продукт, поскольку неизвестна доля вклада каждого участника.

Решение: продукт в данном контексте подразумевает обычно построение высказывания. Уместно предложить тему для сочинения или устного рассказа, и подготовкой буде групповой проект. Оценку получат в этом случае все, но и коллективный проект также следует оценить, не останавливаясь только на отметках, ведь контролируется также сформированность УУД, то есть рассматривается умение договариваться, творчески, самостоятельно и дисциплинированно решать поставленные задачи.

Надеюсь, что знание преимуществ проектирования и путей решения ряда проблем его реализации поможет вам ещё больше полюбить этот метод и регулярно применять его на уроках. Планируется дальнейшее изучение данного вопроса с целью самообразования и ознакомления коллег с результатами работы.

[links&resources]

[1] Никонова Н. К. Чем труднее, тем легче. //«Просвещение. Иностранные языки». — 2011. — № 2. — С. 13
[2] Бабанский К. С. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985.
[3] Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. УМК «Английский в фокусе» 2 класс. — М.: Просвещение; Express Publishing, 2015.
[4] ФГОС. — М.: Просвещение, 2011.

 

Оставить комментарий

Комментарий

..