«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (С УМК «ENGLISH» КУЗОВЛЕВА В.П. И ДР.)

Понедельник 18 апреля 2016

Реформы, происходящие в современной образовательной системе, введение ФГОС задают высокий уровень требований к профессиональной компетентности и личностной зрелости педагога. Мы находимся в режиме непрерывного процесса профессионального саморазвития.
Корневой смысл образования – формирование средствами культуры духовного образа человека. Введение ФГОС подразумевает возвращение к ценностям и смыслам культуры, а также формирование личностных УУД на уроках, в частности иностранного языка.

настроение: рабочее

ключевые слова: личностные универсальные учебные действия, концепция иноязычного образования, технология формирования ценностных ориентиров

город: Сургут

Сегодня в обществе происходят изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Перед школой стоит более сложная задача — не просто достигать предметных результатов, а заниматься достижением образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных). Образование понимается как ведущая социальная деятельность, личностно- и общественно-значимое благо — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, семьи, общества и государства в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития, социокультурной модернизации российского гражданского общества. В соответствии со стратегией модернизации содержания российского образования, «… процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющий инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятие духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него».

Перед школой стоит задача формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые. А значит, на уроке иноязычного образования необходимо ставить и достигать не только учебные, но и личностные цели, а именно:

  • формирование гражданского патриотизма, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
  • эмоционально-положительное принятие своей этнической идентичности;
  • уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании и др.

Очень важно, чтобы при переходе на новый ФГОС авторский коллектив и учитель опирались на Концепцию иноязычного образования, которая отражена в УМК, и, главное, в уроке. Когда такой опоры нет, а в книгах для учителя к современным УМК по английскому языку отсутствует ценностно-эмоциональный компонент, перед учителем возникают трудности по достижению личностных и метапредметных результатов. Эти трудности преодолимы, если научиться ставить адекватные цели достижения на уроке личностных результатов, опираясь на:

  • концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • портреты выпускников (начальная, основная, полная школа);
  • ценностные ориентиры системы образования в стандарте;
  • базовые национальные ценности;
  • коммуникативную технологию формирования ценностных ориентиров;
  • концепцию коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур».

Помимо верно поставленных поурочных целей, не менее важно содержание урока, которое работает на достижение этих целей, а именно: аутентичные тексты, направленные на воспитание и развитие личности гражданина России в соответствии с национальным воспитательным идеалом; полиаспектные упражнения, построенные на фактах культуры, не только обучающие, но и развивающие и воспитывающие учащихся.

Опираясь на свой педагогический опыт, считаю наиболее надежным партнёром для учителя авторский коллектив В. П. Кузовлева и их учебно-методический комплекс “English 2—9”. Авторы максимально помогают учителю в постановке целей достижения планируемых результатов урока (личностные, предметные, метапредметные), а также грамотно подбирают материал для содержания урока, который полностью соответствует поставленным целям.

Для достижения личностных результатов в УМК имеются рубрики “In your culture”, “Culture note”, поясняющие особенности межкультурного общения с точки зрения нравственно-этических норм, вызывающие интерес и уважительное отношение к ИЯ и культуре народов англоязычных стран, стремление участвовать в межкультурной коммуникации, вести себя соответственно принятым в стране изучаемого языка нормам, потребность и способность представлять культуру родной страны.

Рубрики “Pair work”, “Group work” и “Role play” формируют навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать, работать в паре и группе), готовность и стремление к коллективному творчеству, потребность считаться с мнением членов коллектива, умение нести индивидуальную ответственность за совместную работу. Проекты вовлекают учеников в творческую деятельность на разных этапах изучения учебного материала, воспитывают отношение к учёбе как к творческой деятельности и стремление творчески выражать себя в учебной деятельности, развивают умение видеть красоту в труде и творчестве. Иллюстративная наглядность знакомит с лучшими образцами культуры англоязычных стран и воспитывает тем самым уважительное отношение к чужой культуре. Поведение учителя на уроке, согласно методическим рекомендациям, должно раскрывать нравственно-этический потенциал текстов и упражнений.

Также имеется раздел «Методическая помощь / Достижение личностных результатов» на сайте Интернет-поддержки.

Важно и то, что в своей работе авторский коллектив В. П. Кузовлева для формирования личностных результатов опирается на технологию формирования ценностных ориентиров. Суть технологии в том, что «воспитание — это приобщение к ценностям. Именно “приобщение”, ибо передать мои ценности детям, ученикам, другим людям возможно лишь в процессе моего с ними общения».

Условия, необходимые для того, чтобы состоялся диалог культур:

Необходимо знать определенную систему фактов иностранной культуры.

Знать культуру — значит иметь опыт:
а) восприятия фактов культуры;
б) осознания их места в культуре;
в) сопоставления с фактами родной культуры;
г) анализа их ценности;
д) включения их в систему своих ценностей;
е) деятельности соответственно новой ценности.

Так, если учащийся проходит эти этапы, мы можем говорить о том, что создаются все условия для формирования личностных результатов.

Разберем формирование личностных результатов на примере учебника 9 класса. Тема: Reading? Why not?

Этап 1: Восприятие фактов культуры

Этап 2: Осознание их места в культуре

Этап 3: Сопоставление с фактами родной культуры, анализ их ценности

Этап 4: Включение их в систему своих ценностей

Этап 5: Деятельность соответственно новой ценности

Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Формирование личностных УУД позволяет повысить мотивацию, тем самым позитивно влияет на эффективность образовательного процесса, закладывает фундамент развития компетентной личности. И очень хорошо, когда поддержка авторского коллектива учебно-методического комплекса В. П. Кузовлева присутствует в работе.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.