«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ С УМК «SPOTLIGHT»

Среда 20 апреля 2016

В современную эпоху развития технологий, появления разнообразных компьютерных программ, приложений и «гаджетов», подрастающего поколения с «клиповым» мышлением все более http://www.tilt.tc является формирование правильной читательской деятельности на уроках английского языка – reading for pleasure – с использованием технологии продуктивного чтения.

In the modern time of technologies, computer programs, applications and gadgets, of the new “clip-mind” generation the problem of forming proper reading skills at the English lessons is of vital importance, i.e. reading for pleasure, based on the method of productive reading.

настроение: жизнеутверждающее

ключевые слова: текст, продуктивное чтение, задания, учащиеся, английский язык, программа

город: г. Обнинск, Калужская область

 Чтение — это лучшее учение
А.С. Пушкин             

В современную эпоху развития технологий, появления разнообразных компьютерных программ, приложений и гаджетов, появления подрастающего поколения с «клиповым» мышлением, все более http://www.tilt.tc становится формирование правильной читательской деятельности на уроках английского языка — reading for pleasure — с использованием технологии продуктивного чтения.

В примерной программе по иностранному языку для основной школы в качестве одной из основных целей изучения иностранного языка выделяется речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). В программе также указывается, что метапредметными результатами изучения ИЯ в основной школе является развитие смыслового чтения, включая умение определить тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, выделять основную тему, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов. В качестве предметных результатов освоения выпускниками основной школы программы по иностранному языку указываются, среди прочих, умение читать аутентичные тексты разных жанров и стилей, преимущественно с пониманием основного содержания, а также несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; умение оценить полученную информацию.1

На курсах повышения квалификации в «Академии Просвещения», которые были организованы и проведены 1–6 ноября 2015 г. издательством «Просвещение», широкое обсуждение вызвал вопрос воспитания у учащихся интереса к чтению, формирование у них широкого круга чтения, индивидуального информационного запроса: «Зачем читать? Что читать?»

Среди направлений педагогического поиска были выделены:

  • Формирование мотивации чтения и познавательной деятельности учащихся в целом;
  • Исследование психологических основ чтения и понимания;
  • Анализ логико-лингвистической структуры текстов;
  • Прослеживание связи мышления и речи;
  • Разработка методов обучения учащихся продуктивному чтению и пониманию текста.2

Давайте разберемся в том, что же такое «продуктивное чтение».

Применительно к чтению продуктивность понимается как мера самостоятельности смыслового восприятия текста. Продуктивность чтения (Пч) соотносительна с объемом усвоения содержания прочитанного или качеством усвоения (Кч). Показатель качества чтения — запоминания содержания (но не правильного проговаривания) — условно определяется по ответам на смысловые вопросы к тексту. А эффективность процесса чтения зависит не только от свойств памяти, но и от других психологических составляющих: внимания, запечатления, представления, мышления и воображения. Продуктивность — это комплексная характеристика результата чтения, в частности она зависит и от темповых показателей чтения. По существу она характеризует качество усвоения информации в единицу времени.3

Читать — значит:

  • Понимать
  • Истолковывать
  • Оценивать
  • Соотносить с …

В технологии продуктивного чтения выделяют три этапа работы:

I. До чтения текста
— ознакомительное;
— просмотровое чтение.

Результат: включение механизма предвидения, ожидания.

II. Во время чтения текста
— изучающее (медленное, художественное чтение).

Результат: понимание текста.

III. После чтения текста

— рефлексивное чтение.

Результат: понимание авторского смысла текста.

В УМК “Spotlight”, с которым я работаю в 10 и 11 классах, в каждом модуле есть раздел Literature, где приводятся отрывки из художественных произведений, с которыми учащиеся знакомятся с применением технологии продуктивного чтения. Так, в Модуле 2 в 10 классе представлен отрывок английской писательницы и поэтессы XIX века Эдит Несбит «Дети железной дороги». В разделе представлены следующие задания:

Задание 1. Look at the picture and the title. When do you think the story took place? Read the biography and find out.

Задание 2. Read the first sentence of each paragraph. What is the extract about?

Происходит антиципация (предвосхищение, предугадывание) предстоящего чтения, определяется смысловая направленность текста, время событий, происходящих в тексте. У учащихся появляется желание прочитать текст и узнать подробнее о героях и связанных с ними событиях.

Последняя часть Задания 2 это и предлагает: Listen and read to find out.

Происходит самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Кроме этого, выявляются совпадения первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Задание 3. Read the text again carefully. Choose A, B, C or D for the questions 1-5. Give reasons.

Учащиеся медленно и вдумчиво перечитывают текст (весь или его отдельные фрагменты) и находят правильные ответы на заданные вопросы — в данном случае, делают выбор из предложенных вариантов. Одновременно десятиклассники практикуются в выполнении одного из заданий ЕГЭ.

Задание 4. A) Use your dictionaries to explain the words in bold. B) Match the highlighted phrasal verbs with their meanings. Use them in Sentences of your own.

Задание 5. Explain the underlined phrases in the test in your own words.

1 recovering from  2 proved to be  3 became an adult  4 invented  5 exploded

Проводится анализ текста (в данном случае на уровне слов и нахождения синонимов), а также диалог с автором через текст, комментированное чтение.

Задание 6. Which of these adjectives best describe the children’s mother, father?

Проводится беседа по прочитанному отрывку, обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение

Задание 7. Write Peter’s diary entry for the day of the incident with the engine (50-80 words).

Учащиеся выполняют творческое задание, опирающееся на какую-либо сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Кроме заданий, данных непосредственно в учебнике, учитель может провести:

  • коллективное обсуждение прочитанного текста;
  • выявление и формулирование основной идеи текста;
  • обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к тексту;
  • соотнесение видения художника с читательским представлением и др. виды работы после прочтения текста.

Технология продуктивного чтения применяется во всех заданиях раздела Литература в УМК «Spotlight» для 10 и 11 классов. В данном разделе УМК представлены отрывки из следующих шедевров мировой художественной литературы:

  • «Маленькие женщины» Л. М. Олкотт (10 класс Модуль 1)
  • «Душечка» А. П. Чехов (10 класс Модуль 3)
  • «Потерянный мир» А. Конан Дойль (10 класс Модуль 4)
  • «Вокруг света за 80 дней» Ж. Верн (10 класс Модуль 5)
  • «Оливер Твист» Ч. Диккенс (10 класс Модуль 6)
  • «Призрак Оперы» Г. Леру (10 класс Модуль 7)
  • «Машина Времени» Г. Уэлса (10 класс Модуль 8)
  • «Преданный друг» О. Уайльд (11 класс Модуль 1)
  • «Джейн Эйр» Ш. Бронте (11 класс Модуль 2)
  • «Большие Надежды» Ч. Диккенс (11 класс Модуль 3)
  • «Приключения Тома Сойера» М. Твен (11 класс Модуль 4)
  • «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» Т. Харди (11 класс Модуль 5)
  • «Белый клык» Дж. Лондон (11 класс Модуль 6)
  • «Если» Р. Киплинг (11 класс Модуль 7)
  • «Путешествия Гулливера» Дж. Свифт (11 класс Модуль 8)

Кроме перечисленных отрывков из художественных произведений, в УМК с 5 по 11 класс входят книги для чтения, в которых представлены адаптированные художественные произведения, богато проиллюстрированные и снабженные заданиями, нацеленными на развитие продуктивного чтения, а также сопровождающиеся пьесами, готовыми для постановок.

Учащиеся нашей школы-интерната «Дубравушка» с удовольствием участвовали в постановках сценок из “Jack and the Beanstalk” в 5 классе, “Alice’s Adventures in Wonderland” — в 6, “Peter Pan” — в 7, “The Canterville Ghost” — в 8, “Pygmalion” — в 9, “The Merchant of Venice” — в 10 и “Hamlet” — в 11 классах.

Уроки, нацеленные на продуктивное чтение, и последующие постановки помогают развивать коммуникативные умения и межкультурную компетенцию, формировать умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения, повышать мотивацию учащихся как к чтению на английском языке, так и к изучению английского языка в целом.

Следует помнить, что читательская компетентность школьников — это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе обучения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.4


Творческое задание после прочтения текста в учебнике «Spotlight» 8 класс


Постановка сценки из произведения У. Шекспира «Венецианский купец» 10 класс


Постановка сценки из произведения У. Шекспира «Гамлет» 11 класс


Подведение итогов театрального вечера на английском языке


1 Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: Иностранные языки.
2 Баева М. Л. Реализация ФГОС через внедрение комплекса технологий на уроках английского языка: на примере технологии продуктивного чтения.
3 Засорина Л. Н. Развивающее чтение: книга для учителя// Петровская Академия Наук и Искусств. Отдел народного образования г. Пушкина. — СПб, 1996. — (Развитие речи).
4 Колганова Н. Е. Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.