«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

КАК ВКЛЮЧИТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВСЕХ УЧЕНИКОВ?

Пятница 8 Апрель 2016

Стремительно меняется мир – меняются дети. Дети – это наши ученики, которых мы должны обучить своему предмету и воспитать средствами своего предмета. Но в современном классе уровень учащихся ранжируется от одаренного, мотивированного на учебу ребенка до слабоуспевающего, пишущего с ошибкой свои имя и фамилию. Неудивительно, что для многих учителей стало головной болью то, как же научить всех учеников всему, что заложено в образовательной программе.

Our world is changing rapidly and so are the children, our students. And we should teach the subject and educate our students by means of the subject. However, students and their levels of readiness have become so varied that it’s now a pain in the neck for many teachers to comply with the requirements of the state educational program.

настроение: великолепное

ключевые слова: Starlight, современный ребенок, неоднородный контингент детей, профессиональный стандарт, специальные подходы к обучению, разноуровневые задания

город: Казань

e-mail: gulnara_nu@mail.ru

Стремительно меняется мир — меняются и дети. Дети — это наши ученики, которых мы должны обучить своему предмету и воспитать средствами своего предмета. Но в современном классе уровень учащихся ранжируется от одаренного, мотивированного на учебу ребенка до слабоуспевающего, пишущего с ошибкой свои имя и фамилию. Дефицит внимания и гиперактивность уже не новость и стали характерными особенностями современного ребенка. Все это на фоне (или причина?) проблем с дисциплиной, которые возникают как у проблемных, так и у одаренных обучающихся. Неудивительно, что для многих учителей стало головной болью то, как научить всех учеников всему, что заложено в образовательной программе.

Необходимо поменять отношение к проблемным детям, понять и принять тот факт, что в основе учебных и дисциплинарных проблем, как правило, лежат отклонения в развитии организма ребенка, заложенные при рождении. И ребенка нельзя винить в том, что он необычный. Выход один: вооружаться профессиональными советами медиков и психологов, учиться у коллег их хитростям-приемам-методикам по работе с современным подбором обучающихся и поменять свое отношение.

Контингент детей смешанный и неоднородный, но разве это не естественно? Природа не клонирует людей, а значит, в нашей группе будет 10—15—25 индивидуумов, быстрых и медленных, уверенных и робких, способных работать в команде и тех, кто счастлив, работая в одиночку. Как же добиться планируемых результатов освоения учебного предмета?

Профессиональный стандарт гласит: «Педагог должен: <…> 4. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т. д.» (пункт 4.1 Обучение).

Если все учащиеся получают одинаковое задание, то оно будет слишком легким для одних и слишком трудным для остальных. Если задание слишком легкое, сильные дети ничему не научатся; если задание слишком трудное, слабые дети, не справившись, тоже не получат положительный результат. Необходим специальный, дифференцированный, а иногда и индивидуальный, подход к заданиям: легкие — для более слабых учеников, сложнее — для более продвинутых.

Учащихся возможно разделить на три группы по степени подготовленности, по уровню мотивации, учитывая их предпочтительные стили обучения, или стили познания. Как правило, подготовленность и мотивация взаимосвязаны. Если учитывать хотя бы эти два фактора на уроке, можно сделать обучающий процесс дифференцированным. Тогда первая группа — это те обучающиеся, которые могут работать и самостоятельно, и в группе, не требуют особого наблюдения со стороны учителя при выполнении задания, а главное, быстро справляются с поставленной задачей. Вторая группа может работать менее уверенно, этим ребятам может понадобиться помощь учителя, дополнительная мотивация. Третья группа будет состоять из слабых учеников, их скорость работы, уровень знаний и уровень владения учебными действиями будут значительно отставать от уровня подготовленности первой группы.

Во время планирования урока необходимо также учитывать скорость работы учащихся. Кому-то за отведенное время удается выполнить одно задание, а кто-то справится и с основным, и с дополнительным заданием. Следовательно, опытный учитель готовит к уроку задания трех уровней сложности плюс дополнительные для скоростных индивидуумов.

Но при таком подходе возникает трудность с оцениванием. Нельзя оценивать учащихся из третьей группы по тем же критериям, что и учащихся из первой группы. Методика оценивания с помощью образовательных траекторий освоена не всеми педагогами.

А если разработать разноуровневые по сложности версии одного задания? Например, задания на понимание прочитанного текста. Самый легкий уровень — проверка понимания общей идеи текста (What about?), понимания идеи каждого абзаца в тексте (придумать заголовки к абзацам Think of the heading, выбрать из предложенных Match to the headings). Чуть сложнее — исключить Not stated, но проверить на True/False; или расставить предложения по порядку. Еще сложнее — полное понимание текста (Multiple Choice). Для продвинутых — сформулировать и ответить на вопросы (Who? When? Why? etc.). В конце работы у каждого ребенка будет результат освоения посильного задания, которое можно оценить.

Вот примеры разноуровневых заданий к тексту из УМК Starlight 10 A Fair to Go Cuckoo About (Module 3):

  1. Match the headings to the paragraphs. There is one extra heading you do not need to use.
  • Successful sale.
  • A hope to make it regular.
  • Careful preparations.
  • A new hobby — new trouble.
  • The history of the Cuckoo Fair.
  • The reason for an early start.
  1. Decide if each statement is True or False.
  • It was the author’s idea to rent a stall at a local craft fair.
  • The Cuckoo Fair has both practical and entertaining use.
  • Susan was nervous about her first experience.
  • All the pottery had been sold by mid-morning.
  • The author and his wife didn’t like the Cuckoo Fair.
  1. Answer the questions:
  • Why did the author and his wife move to the countryside?
  • What was the main problem with Susan’s ceramics?
  • Why was the author surprised when they reached Downton?
  • Who were the first customers? Were they really impressed?
  • How did the writer feel at the end of the day?

Обязательно добавляю задание в формате устной части экзамена. Например, задание “Ask 5 direct questions” выполняю в парах сильный — слабый ученик, иногда обыгрываю в форме интервью:

You are considering visiting the Cuckoo Fair and now you’d like to get more information. In 1.5 minutes you are to ask five direct questions to find out about the following:

  • its location
  • time
  • variety of expositions and displays
  • if it is possible to enjoy live music
  • most significant ceremony

На сегодняшний день по теме дифференцированного и индивидуального подхода к обучению существует огромное количество книг, методических пособий и отдельных рекомендаций в виде вебинаров или видео-выступлений. Учителя английского языка могут воспользоваться советами Кэрол Энн Томлинсон, доцента Университета Вирджиния, США, опубликованными в книге “How To Differentiate Instruction In Mixed-Ability Classrooms”. В своей книге автор сравнивает дифференцированное обучение со звуковым эквалайзером и предлагает свою схему планирования урока с учетом индивидуальных образовательных траекторий. Здесь же Вы найдете рекомендации, как учитывать индивидуальные стили обучения (learning styles) при планировании урока.

Подбирая индивидуальные задания, соответствующие  уровню подготовленности и мотивации учащихся, а также их предпочтительным способам познания, Вы создадите образовательный процесс, во время которого все обучаемые будут чувствовать себя комфортно, несомненно будут прогрессировать в своем знании предмета и будут мотивированны на достижение новых результатов.

Оставить комментарий

Комментарий

..