«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Два подхода к обучению письменной речи

Пятница 24 июня 2016

В данной статье анализируются два подхода к обучению письменной речи. Можно быстро научить учащихся писать работы (эссе, письма, имейлы) по шаблону. Но если пойти более долгим путем, то можно, опираясь на творческие способности школьников, научить их писать любые письменные работы, которые будут раскрывать их индивидуальность.

If you want to improve writing skills of your students, you have to make choice between two approaches: product-oriented approach or process-oriented approach.

настроение: позитивное

ключевые слова: письменная коммуникация,  шаблон, творчество

город: Самарская область, г.Тольятти

Как научить учеников писать любые письменные работы на иностранном языке: открытки, записки, объявления, письма, сочинения? Как заинтересовать их? Как развить у них творческие способности? Если все эти вопросы волнуют вас, то эта статья вам будет интересна.

Что такое учебное письмо?

Сначала давайте определимся с тем, что мы подразумеваем под письмом. Грахам Стенли (Барселона) утверждает, если вы думаете, что можно просто сесть за стол, взять ручку, чистый лист бумаги и начать писать на нем сразу все, что ты хочешь, без предварительного плана, перечитывания, изменений, перегруппировки, редактирования — вы ошибаетесь. (It is a myth that all it takes to write is to sit down in front of a blank page, to begin at the beginning and write through to the end, with no planning, break, editing, or changes in between good writers plan and revise, rearrange and delete text, re-reading and producing multiple drafts before they produce their finished document).

Graham Stanley, British Council, Barcelona

Методисты предлагают считать письмо средством коммуникации для передачи информации и ее получения с помощью письменных знаков.

Почему мы пишем?

Следующий шаг — постараемся понять, в чем различие между письмом учебным и тем, которым мы пользуемся в реальных жизненных ситуациях. Разберем несколько позиций, например, цель написания (aim). В реальной жизни мы пишем для того, чтобы поделиться информацией, запросить ее и выразить свои эмоции (сострадание, радость и т. д.). В учебной ситуации ученикам приходится писать, потому что учитель задает ему такое задание. Следующая позиция — аудитория (audience). В школе аудитория состоит из учителя и иногда из одноклассников или администрации, тогда как в жизненной ситуации аудиторию можно разделить на два круга: ближний (наши друзья, родственники) и дальний (организации). Еще один пункт — жанр (genre). В жизненных ситуациях мы обычно пишем записки, открытки, инструкции, письма. Ученик в школе пишет, выполняя задания, это могут быть различные упражнения, которые задает учитель. И последняя позиция, которую надо упомянуть — это уровень (level) сформированности навыков письма (это касается только учебного письма), он может быть начальным, продвинутым и т. д.

Что включает в себя техника письма?

Теперь разберем средства письма (Writing conventions): чистописание (Handwriting), правописание (spelling), пунктуация (punctuation)  и построение текста (layout). Чистописание важно только для того, чтобы было понятно, что написал ученик. Правописанию нужно уделять особое внимание, т.к. неправильное написание слова может привести к непониманию всего текста. Работая над правописанием, нужно помнить, что чтение и письмо взаимосвязаны, поэтому нужно больше уделять внимание правилам чтения. Отрабатывается правописание обычно на начальной стадии. Пунктуация и построение текста, так же как и правописание, важны и проверяются во время сдачи ЕГЭ, а научить этому за короткий период времени проблематично, поэтому нужно сразу учить этому учеников, на любом уровне формирования или развития навыка письма.

Какие существуют виды письменных работ?

Давайте также разберем виды письменных работ и остановимся на тех, которые нужно освоить нашим ученикам.

Есть несколько классификаций письменной речи. Остановимся на наиболее распространенной той, что предложил Т. Хедж.

Personal writing Public writing Creative writing
Diaries

Journals

Shopping lists

Reminders for oneself

Packing lists

Addresses

Recipes

Letters of inquiry

Letters of complaint

Letters of request

Form fillings

Applications

Poems

Stories

Rhymes

Drama

Songs

Autobiography

Social writing Study writing Institutional writing (academic)
Letters

Invitations

Notes of condolence

Notes of thanks

Notes of congratulations

Cablegrams

Telephone messages

Instructions to friends

Making notes while reading

Taking notes from lectures

Making a card index

Summaries

Reports of experiments

Reports of workshops

Reports of visits

Essays

Agendas, minutes, memoranda reports, reviews, contracts, business letters, public notes, adverts, posters

Instructions, speeches, curriculum vitae, specifications.

В школьной практике мы обучаем ученика не всем видам письменных работ, но мир вокруг нас меняется стремительно, поэтому учителю нужно быть готовым к этим изменениям и учить своих учеников нужно всему заранее: например, как написать письмо в организацию, приглашение на вечеринку, объявление, инструкции, сочинение-рассуждение и т. д.

Какие существуют подходы к обучению письму?

В учебной практике чаще всего используют подход к обучению, ориентированный на продукт (A product approach). Он состоит из следующих этапов:

1 этап — чтение текста, анализ жанра, языка, стиля, композиции.

2 этап — построение высказываний по аналогии с прочитанным текстом. Например, если мы прочитали открытку, следует закрепить приветствия и концовку. Можно также делать упражнения на заполнение пропусков, логическую перегруппировку предложений, расширение предложения путем добавление прилагательных.

3 этап — предложение учениками своих тем для письменной работы.

4 этап — заключительный, написание работы учениками и редактирование работ, которое в основном осуществляет учитель, заодно исправляя ошибки.

Другими словами ученику предоставляется образец письменной работы, и после проработки этого образца ученик пишет подобный. Учитель здесь играет активную роль, т. к. ему приходится все разъяснять ученику, предлагать языковой и грамматический материал и темы для написания письма по образцу.

Но есть еще и подход к обучению, ориентированный на процесс формирования знаний, навыков и умений (A process approach). Этот подход более длительный и требует от ученика больших усилий, вынуждает его активизировать пройденный материал. Он требует больше времени, т. к. включает в себя большее количество этапов:

1 этап — предложение и обсуждение идей. Роль учителя — оказывать ученикам языковую поддержку и направлять обсуждение наводящими вопросами. Здесь активно используется упражнение «Мозговой штурм».

2 этап — ученики оформляют свои идеи в виде коротких записей и продолжают обсуждать значимость, предложенных идей. Хорошо использовать следующие упражнения: ответы на вопросы, составление плана и «автоматическое письмо».

3 этап — составление логико-смысловых карт. Он помогает ученикам правильно организовать идеи в единый текст. Полезными упражнениями на этом этапе могут быть: логическая перегруппировка, укрупнение единиц текста, их расширение и сокращение.

4 этап — написание черновика будущей письменной работы. Это можно сделать в классе в парах или группах.

5 этап — обмен черновиками. На этом этапе ученики редактируют работы своих одноклассников и учатся давать оценку чужой работе, учитывая все идеи, которые обсуждались перед этим. Этот этап важен для формирования навыка самоконтроля.

6 этап — исправление письменной работы с учетом замечаний и пожеланий.

7 этап — презентация последнего варианта письменной работы.

8 этап —  контроль работы учителем.

Какова роль учителя?

Подход, ориентированный на продукт, требует от учителя постоянного контроля над работой ученика на каждом этапе. Он также должен сам готовить учебный материал для учеников, что требует много времени от учителя и не дает возможности ученику использовать свой творческий потенциал.

При работе по схеме подхода, ориентированного на процесс, больший объем работы делает ученик. Он более свободен в выборе лексики, грамматики и тематики, а значит, ничто не тормозит его творческих потребностей. Учитель играет роль компетентного помощника, координатора, и только на последней ступени он контролер, проверяющий итоговую работу.

Но при любом подходе учитель должен заинтересовать учеников, создав соответствующие условия, при которых ученикам хочется проявить все свои творческие способности и быть готовым к долгому процессу выполнения письменной работы. Он также должен быть источником любой необходимой информации для учеников или подсказать другие источники. При проверке учитель должен быть особенно корректен, чтобы не отбить желание писать у ученика.

Подведем итог. От вас зависит, какой подход выбрать. Хочу поделиться своими наблюдениями: если вы начинаете работать по подходу, ориентированному на процесс, то первое время и учителю, и ученику будет трудно перестроиться на новый вид работы. Ученику придется учиться следующим  учебным навыкам: работать самостоятельно, уметь  адекватно оценивать себя и одноклассников, самостоятельно искать учебный материал, используя не только помощь учителя, но и находить нужную информацию в интернете или в библиотеке. Учителю тоже надо поменять свои методы работы, стать для ученика помощником, партнером, координатором и источником новых идей. Также вначале на прохождение всех этапов придется потратить много времени, но это компенсируется дальнейшими результатами. Практика показывает, что на экзамене ученики получают за письменную часть высокие баллы.

[links&resources]

  1. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологически справочник по методике преподавания иностранных языков. ­— Санкт-Петербург: Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. — с. 223.
  2. Jeremy Harmer, English Language Teaching, Pearson Education Limited, Printed in Malaysia Fourth impression, 2003. — c. 370.
Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.