«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Встреча со «Встречами»

Пятница 6 Октябрь 2017

061017

В сентябре 2017 г. издательство «Просвещение» выпустило в свет учебные пособия для 7 и 8–9 классов линии «Встречи» по французскому как второму иностранному языку («Rencontres. Niveau 1» и «Rencontres. Niveau 2»). Данные пособия выполняют функции учебника. Они адресованы учащимся, изучающим французский в качестве второго или третьего иностранного языка с нулевого уровня. Пособия созданы в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и примерными программами по предмету «Иностранный язык. Второй иностранный язык». Линия «Встречи» – это во всех отношениях современный учебный курс, который будет интересен и сегодняшним учащимся-подросткам и их учителям.

Е.В.Згонник

 

ключевые слова: учебные пособия, выполняющие функцию учебника, соответствие ФГОС, коммуникативно-деятельностный подход, повышение мотивации, практическое использование французского языка, воспитание поликультурной и многоязычной личности

город: Москва

Прежде всего, необходимо отметить, что данные пособия выполняют функции учебника. Они адресованы учащимся общеобразовательных организаций, изучающим французский в качестве второго или третьего иностранного языка с нулевого уровня. Это очередная совместная работа издательства «Просвещение» и французского издательства «CLE International».

Пособия созданы в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и примерными программами по предмету «Иностранный язык. Второй иностранный язык». Стратегической целью данных УМК является развитие у учащихся способности и готовности к межкультурному общению на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению всем видам иноязычной речевой деятельности. Согласно этому подходу учебный процесс организован так, чтобы максимально приблизить его к реальным ситуациям общения. Такой подход позволяет создать более естественные условия для изучения предмета, повысить мотивацию обучающихся, расширить перспективы практического использования французского языка.

Линия «Встречи» – это во всех отношениях современный учебный курс, способный заинтересовать подростков не только самой по себе новизной предмета «второй иностранный язык». Обучение французскому как второму иностранному языку строится на разнообразных аутентичных текстах и других актуальных документах учебного характера, соответствующих возрастным интересам учащихся 7–9 классов. Несмотря на различные сюжетные линии, оба пособия характеризует преемственность в представлении учебных материалов, их единая лингвистическая и дидактическая направленность. Продуманная система тренировочных упражнений и творческих заданий обеспечивает по окончании курса обучения выход на уровень А2+ согласно общеевропейской классификации уровней владения французским языком.

061017_1Главной целью обучения французскому как второму иностранному языку на начальном этапе («Rencontres. Niveau 1» – первый год обучения) является достижение учащимися элементарного уровня владения коммуникативной компетенцией в основных видах речевой деятельности. В УМК первого года обучения прослеживается взаимосвязь на уровне действующих в учебнике персонажей и происходящих с ними событий, позволяющая объединить отдельные аспекты обучения французскому языку в единое целое и создать учащимся все условия для перехода от учебного иноязычного контекста к реальному речевому общению с носителями языка. Встреча с французским языком и начало обучения ему происходит на фоне знакомства и дружбы двух семей – французской и английской. Соответственно жизненные ситуации, в которых оказываются главные герои, являются основой для изучения лексики, грамматики, приобщения к социокультурным реалиям Франции. В данный контекст отлично вписываются такие темы из списка предметного содержания речи, как «Внешность и характер человека», «Взаимоотношения в семье и с друзьями», «Досуг и увлечения современного подростка », «Здоровый образ жизни. Спорт», «Покупки: одежда, обувь и продукты питания», «Переписка с зарубежными сверстниками», «Каникулы в различное время года», «Виды отдыха». Учебный материал пособия состоит из четырёх блоков, каждый из которых поделён на три урока. Уроки в свою очередь имеют однородную понятную структуру. В первом разделе урока – «Découvrir et comprendre» – содержится основной учебный материал, подлежащий введению и закреплению. Он представлен в мини-текстах, отражающих события, которые происходят с героями, иллюстрациях и, как правило, сопровождается наглядными таблицами, несложными аутентичными документами и аудиорядом. В разделе «S’entraîner et apprendre» представлены основные виды фонетических («Lire et prononcer») и лексико-грамматических («Apprendre la grammaire») трудностей урока и соответствующие упражнения на их предъявление и первичное закрепление. В раделе «Communiquer et créer» учебный материал воспроизводится в виде диалогов и полилогов, т. к. одна из учебных задач, стоящих перед учащимися, заключается в том, чтобы научиться представлять текст-повествование в виде диалога и свёртывать диалог в небольшое повествование. В конце каждого блока есть тематический словарик (Vocabulaire actif), раздел контроля (Evaluation), языковой портфель (Votre compétence en français), в некоторых уроках имеются поэтические странички. Завершается учебник блоком справочных материалов, в который вошли грамматический и фонетический справочники, а также словарь (Lexique). Поскольку данное пособие создавалось специально для тех, кто будет изучать французский в качестве второго иностранного языка с нулевого уровня, очень многие учебные материалы (причём не только учебного пособия, но и сборника упражнений) записаны для аудиоприложения носителями языка. Работая с аудиоприложениями, учащиеся легче усваивают фонетические и интонационные особенности французской устной речи.

061017_2УМК второго уровня («Rencontres. Niveau 2»), рассчитанный на два года обучения, отличает широкое использование в учебном процессе интернет-ресурсов и других мультимедийных средств. Главными текстами здесь становятся web-страницы, блоги, форумы, сайты. На основе этих небольших, но насыщенных информацией текстов, учащиеся овладевают некоторыми стратегиями чтения, а именно: чтением с общим пониманием содержания текстового материала, поисковым чтением (направленным на нахождение в тексте вполне определённой заданной информации), детальным чтением (с полным пониманием содержания прочитанного документа). Учебный материал второго и третьего годов обучения так же, как и в первом пособии, разделён на четыре блока, но каждый блок состоит теперь из двух уроков. Это связано с тем, что материал, предназначенный для изучения, стал более разнообразным и насыщенным, его объём увеличился. Открывается каждый урок разделом «Lire pour échanger des idées…». В этом разделе предлагается вводный текст, представленный в виде интернет-форума, на котором подростки обмениваются мнениями на самые разные темы: франкофония, путешествия и различные виды транспорта, страницы истории Франции и её достопримечательности, плюсы и минусы жизни в городе и деревне, праздники франкоязычных стран, проблемы молодёжи и досуг подростков. После прослушивания и прочтения вводного текста, обучающимся предлагается ответить на вопросы теста («Test de compréhension écrite»), направленные как на общее, так и на детальное понимание содержания. Формат этого задания соответствует формату одного из заданий по чтению Основного государственного экзамена. Другие упражнения этого раздела содержат задания на извлечение запрашиваемой информации, на создание собственного высказывания по теме урока. Далее следует раздел «Apprendre la grammaire…», в котором грамматика французского языка, отражённая во вводном тексте, изучается на основе диалогов («Grammaire en dialogues») и текстов («Grammaire en texte»). Такое представление учебного материала позволит оживить и разнообразить работу над грамматическими трудностями, традиционно считающуюся не самой выигрышной частью изучения иностранного языка. Раздел «Découvrir la civilisation francophone…» знакомит обучающихся с социокультурными особенностями Франции и стран франкофонного содружества. Страницы раздела «Evaluer ses compétences en français…» являются по своей сути языковым портфелем, обобщающим и позволяющим повторить изученные в ходе данного урока коммуникативно-речевые единицы. Особый интерес представляет раздел «Ecouter et lire pour partager ses opinions…», посвящённый работе с песней. Авторы сумели найти песни современных французских исполнителей, иллюстрирующие каждую из изучаемых тем. Работа с таким особым видом текста поможет эмоционально окрасить урок, создать непринуждённую творческую атмосферу на занятии, что несомненно положительно скажется на заинтересованности ребят в изучении французского языка. Подводит итог работе с учебными материалами урока раздел «Lire pour s’informer et faire un commentaire…», предлагающий работу не только с текстом, но также с графиками и/или таблицами, которые надо прокомментировать. Завершается каждый урок тематическим словариком «Vocabulaire thématique». В конце пособия помещён краткий грамматический справочник «Précis grammatical», объясняющий трудности изучаемой французской грамматики на русском языке. Наличие подобного справочника даёт учащемуся возможность в любой момент повторить трудные или не до конца понятые грамматические явления французского языка. Говоря об учебных материалах данного пособия, надо также обратить внимание на вторую и третью сторонки обложки, где помещены физическая и административная карты Франции. В аудиоприложение для 8 и 9 классов включены большинство текстов пособия, а песни раздела «Ecouter et lire pour partager ses opinions…» предлагается послушать на youtube.com.

Важно, что оба учебных пособия имеют аудиоприложения, доступные для свободного скачивания на сайте издательства «Просвещение» http://catalog.prosv.ru. В состав учебно-методических комплектов линии «Встречи», кроме учебных пособий и аудиоприложений к ним, входят рабочие программы по французскому как второму иностранному языку (7–9 классы) и книги для учителя с необходимыми методическими рекомендациями и ключами, также размещённые на сайте издательства «Просвещение», сборники упражнений с аудиоприложениями.

Нельзя не отметить современное красочное оформление обоих пособий. Оригинальный макет и изящный дизайн уроков прекрасно сочетаются со слайдами, рисунками, коллажами, сопровождающими тексты, диалоги, стихи, задания. Зрительный ряд пособий подчёркивает их актуальность и сам по себе может являться функциональным учебным материалом.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать о том, что кроме своей главной цели формирования и развития у учащихся способности и готовности к межъязыковому общению, учебные пособия линии «Встречи» по французскому как второму иностранному языку авторов Н. А. Селивановой и А. Ю. Шашуриной выполняют функцию воспитания поликультурной и многоязычной личности, открытой к познанию и толерантному восприятию иных культурных ценностей.

 

1 Comment »

буланкина:

уважаемая коллега!спасибо за исчерпывающий опыт осмысления необходимости второго иностранного языка и поздравляю с Днем Учителя! надежда

8 Октябрь 2017 | 18:51
Оставить комментарий

Комментарий

..