«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Как сделать урок иностранного языка успешным в рамках внедрения ФГОС

Пятница 13 октября 2017

131017Иностранный язык в настоящее время стал общепризнанным средством межкультурной коммуникации, эффективным рычагом развития образовательного и культурного потенциала, интеллектуальных и личностных способностей современного школьника. Обучение иностранному языку в условиях реализации ФГОС рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования.

 

настроение: рабочее

ключевые слова: региональный методический сборник учителей иностранного языка г. Москвы, ФГОС, обучение иностранному языку

город: г. Москва

 

Первый опыт внедрения ФГОС за 3 года показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых образовательных стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой. Изменились требования к условиям реализации основной образовательной программы, изменился и характер деятельности учащихся. Сейчас упор делается на исследовательскую, творческую, продуктивную деятельность. Повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению. Кроме того, изменилась роль учителя на уроке, теперь учитель перестал быть единственным носителем знания, как было раньше, а стал координатором; позиция ученика, напротив, активная, что соответствует принципам системно-деятельностного подхода.

Задачи, которые мы поставили перед собой 3 года назад, изменили требования к уровню владения ИЯ и определили новые подходы к отбору содержания, к методической организации материала, к принципам обучения в целом. В основу ФГОС 2-го поколения положен принцип метапредметного подхода в обучении. Поэтому урок иностранного языка мы стараемся организовывать c учетом данного принципа. Проанализировав работу по формированию УУД и переориентировав образовательный процесс на личность ученика, учителя пришли к выводу, что опыт уже наработан, но проблемы еще существуют и предстоит большая работа по их решению.

Отмечается ряд положительных тенденций в работе учителей в условиях реализации ФГОС:

  • использование учителями в работе современных образовательных технологий;
  • активное использование учителями в практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);
  • ориентация на систематическую организацию здоровьесберегающей среды
  • осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения;
  • доступность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами
  • соблюдение учителями определенных правил при разработке урока:

* Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

* Отобрать учебный материал (определить его содержание и объем, установить связь с ранее изученным, найти дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

* Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

* Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

* Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

* Продумать форму подведения итогов урока. Рефлексия. (Очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Этот этап урока при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке у учащихся).

Таким образом, современный урок будет результативным, если:

  • На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.
  • Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.
  • Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
  • Учитель обучает детей осуществлять рефлексию их деятельности.
  • Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже небольшие успехи.
  • На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.

«Высшим пилотажем» в проведении урока и идеальным воплощением новых стандартов на практике будет урок, на котором учитель, направляя детей, лишь дает рекомендации в течение урока. Таким образом, дети ощущают, что ведут урок сами.

Теперь о проблемах. Мы разделили их на три группы: общие, системные, личностные.

Общие заключаются в том, что педагоги уделяют недостаточно внимания:

  • организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
  • синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;

Конкретно:

  1. • учителями создаются недостаточные условия для формирования УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Как следствие, ученики легко ставят цель на вводных и обобщающих уроках, а трудности возникают на уроках семантизации грамматического материала;
  • у учащихся не развиты в полной мере коммуникативные и личностные УУД. Отсюда нежелание сильных учащихся работать в группе;
  • мониторинг качества знаний в классах (по семестрам, годовые и срезам) показал, что у учащихся недостаточно сформированы познавательные и регулятивные УУД;

Таким образом, основная наша задача — организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке и во внеурочное время. Но для этого мы сами должны чётко знать, чему учить и как учить.

  1. В основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Следовательно, родители или законные представители ученика должны быть компетентными в вопросе образования своих детей. К сожалению, в настоящее время в современном обществе все больший оборот набирает потребительское отношение родителей к образованию как социальному институту. Некоторые родители думают так: «учителя обязаны дать некоторый объем знаний моему ребенку, а также воспитать его, а моя функция, как родителя уже закончилась». В этом направлении, безусловно, необходимо работать и учителям, и школьному психологу. Родителей необходимо в максимальной степени вовлечь в образование детей.
  2. Требуется продолжение тенденции материально-технического оснащения образовательного процесса:
  • интерактивная доска
  • копировальная техника
  • компьютер
  • подключение интернета в кабинет

Еще одна проблема, с которой мы столкнулись, работая в рамках ФГОС — выбор учебников.

Главный критерий выбора учебников — это их наличие в федеральном перечне и соответствие конкретной образовательной программе. Особенностью федерального перечня на 2016/2017 учебный год является тот факт, что он состоит только из рекомендованных учебников, соответствующих ФГОС. Списка допущенных учебников, соответствующих Федеральному компоненту (ФК) в нем нет. В Федеральный перечень на 2016/2017 год не вошли некоторые учебники, которые широко использовались в школах ранее.

Пути решения проблем видим в следующем:

  • необходимо провести анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся;
  • разработать задания, направленные на формирование УУД;
  • вести индивидуальную работу по устранению психологических проблем учащихся;
  • получать консультации психолога для коррекции работы в целях повышения эффективности урока (формирование мотивации, рекомендации по развитию психических процессов — внимания, мышления, памяти младших школьников и т. д.)

Стандарты нового поколения — одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причём непосредственно внедрять новые ФГОС придётся всем нам. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо, на наш взгляд, выработать механизм поэтапных действий по изменению и дополнению образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Проблемы есть. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать только переформатированное сознание педагога, новое отношение к педагогической деятельности. А накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, имеющееся ресурсное обеспечение, высокий уровень педагогического мастерства позволяет нам надеяться на успешное внедрение ФГОС.

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.